15 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Сегодня мы празднуем уникальное окончание земной жизни одной из самых уникальных женщин, когда-либо живших на земле: Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

О празднике

Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumptione Beatae Mariae Virginis) посвящено воспоминанию телесного вознесения на небеса Божией Матери Марии. Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католических праздников) и отмечается ежегодно 15 августа. На Востоке и на Западе Европы он имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» — «Погружение в сон» (на церковно-славянском — Успение). В Западной Европе закрепилось латинское название «Assumptione» — «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу». Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.

Говорить о Марии трудно, поскольку никто не может себе представить ту полноту благодати, которой Она была наделена. Её доверие и упование на Бога было безграничным. С Её верой не сравнится ни вера патриархов, ни пророков, ни даже Иоанна Крестителя. Она единственная уповала на Бога всецело.

Это была вера зрелой женщины, с присущей ей простотой невинного ребенка, разум которой не был замутнён грехом. Когда архангел Гавриил открыл ей Божий замысел, Мария рассуждала в своем сердце, а не в разуме, как это делаем мы. Она верила, что Бог не будет требовать от неё невозможного (хотя, по-человеческим меркам, это полностью противоречило логике), поверила, что раз Бог Сам был создателем этого замысла, то Он и позаботится о его благополучном исполнении.

Исходя из жизненного опыта, видим, что нам так далеко до совершенства Девы Марии в подражании Христу. Ведь Она свободна от первородного греха. Тем не менее каждый из нас призван сочетать в себе доверие ребёнка с рассудительностью старца и стараться дабы наша веры была похожей на веру Марии.

Святая Тереза Младенца Иисуса однажды полушутя сказала: «Мне больше повезло, чем Деве Марии, поскольку у Неё не было Небесной Матери, которую Она могла бы любить всем сердцем, а у меня есть». Нам не дано достичь совершенства Девы Марии, но нам дана Она Сама, чтобы помочь нам исполнить Божью волю.

История праздника
Assumption of Mary

Assumption of Mary

Начиная с 5-го века нашей эры, ещё в древнем Лекционарии Иерусалима — 15 августа начали называть днем Марии, Матери Божьей. В начале шестого века в Палестине и Сирии этот день отмечали как праздник Успения Пресвятой Богородицы. Символом этого праздника стал переход Марии от этого мира к небесам. По преданию, Бог взял Марию на небо с душой и телом. Император Маврикий объявил этот праздник обязательным на всей территории Восточной империи. В Иерусалиме празднование проходило в храме, расположенном рядом с Гефсиманским садом, где находился гроб, из которого, как считалось, Мария была взята на небо.

В Европе первоначально праздник Марии прижился сначала во Франции, но праздновали его 18 января. Только в 6 веке этот праздник стали отмечать 15 августа, а в конце седьмого века, Папа Сергий I, родом из Сирии, переименовал его в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Характерной особенностью празднования этого дня было шествие, которое начиналось от церкви святого Адриана, расположенной на Римском форуме до базилики Санта Мария Маджоре. В следующем столетии праздник переименован на Успение Пресвятой Девы Марии. Такое название мы находим в Григорианском «Sakramentarium», который папа Адриана I отправил императору Карлу Великому. 

С конца Х века с праздником Успения Пресвятой Девы Марии соединяют обычай благословения лекарственных трав. Этот обычай ссылался на древнюю восточную традицию, которая праздник 15 августа связывала с благословением полей. Во многих католических храмах в этот день благословляют плоды полей, огородов и садов.

Догмат Успения Пресвятой Девы Марии

Догмат об Успении Пресвятой Девы Марии как Торжество был провозглашен Папой Пием XII 1 ноября 1950 года. Суть догмата была высказана в коротком предложении: «В конце своей земной жизни, непорочная Богородица, Дева Мария, была взята с телом и душой в небесную славу».

Официальный догмат Успения Пресвятой Богородицы является относительно молодым, но вера в эту истину существует в Церкви чуть ли не с момента своего создания. Подтверждает эту истину великий почитатель Марии святой Иоанн Дамаскин, который в своей проповеди на Успение Богородицы сказал: «Это было логично, что бы Та, которая родила миру Спасителя, сохранила непорочную девственность, также после смерти тело осталось нетленным. Было логично, что бы Та, которая носила в своей утробе Творца, как Младенца, была принята в Божественное жилище».

Содержание торжества
Успение Пресвятой Девы Марии

Успение Пресвятой Девы Марии

Успение Пресвятой Богородицы воспевает величие человеческой природы. Здесь мы находим источник истинной радости и прославления Бога. Прославляя Бога, укрепляем нашу надежду на вечную жизнь. Через крещение мы принадлежим Христу, творим Его Мистическое Тело, т.е. Церковь и отсюда живем надеждой соединения с Ним в славе Небесной. Торжество Успения Пресвятой Богородицы ясно показывает, что цель нашей жизни есть жизнь вечная на Небесах или жизнь в общении с Богом Отцом. Мария показывает нам путь на Небеса. Это смиренное служение Богу и людям. Со смирения рождается песня хвалы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».

Сведения о кончине и погребении Пресвятой Богородицы многие исследователи считают не точными. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься. Согласно желанию Богоматери Её тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Её кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы. Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и её свобода от первородного греха, является догмой римско-католического вероучения.

Как и в другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение Святой Мессы и совершение молитв. В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, Италии, этот день является национальным праздником и выходным.

15.08.2014 года.

Все права защищены © 2014 Католики Краснодара.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://katolyki-krasnodara.ru/.

Comments are closed.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост