Торжество освящения римских базилик Святых Апостолов Петра и Павла.

Святой Петр и Святой Павел у ног Богородицы с младенцем Иисусом

Святой Петр и Святой Павел у ног Богородицы с младенцем Иисусом

Сегодня, 18 ноября 2014 года, Церковь приглашает нас отпраздновать в один день освящение двух римских базилик – Святого Петра и Святого Павла. Обе базилики находятся в Риме, но что мы верующие знаем о них и о тех, кому они посвящены?

Апостолы Петр и Павел – святые, навсегда вошедшие в историю Вечного города. Для обоих этот город стал последним местом на земле, где они вели свои проповеди.

Апостола Павла обезглавили за городом, Петра распяли на Ватиканском холме. Последней просьбой апостола Петра было желание не уподоблять свою смерть смерти Христа, и он был распят головой вниз.

О Соборе Святого Петра
Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. На месте нынешнего Собора Святого Петра и прилегающей к нему площади в древнеримские времена находился цирк, на арене которого в правление императора Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда, на Ватиканский холм, после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Святой Климент, тогдашний Римский Епископ, и верные ученики апостола сняли его тело с креста и похоронили в расположенном неподалеку гроте. Место свято хранилось христианами. Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. Несколько храмов было построено и разобрано на этом месте, каждый следующий храм выглядел величественнее предыдущего.

Первая молельня была разобрана по приказу императора Константина, на её месте в 326 году воздвигли базилику, которая простояла более тысячелетия. При этом мощи святого вплоть до 1941 года не перемещали.

Собор Святого Петра вид сверху

Собор Святого Петра вид сверху

На протяжении своего существования храм прекрасно украшался и расписывался, много знаменательных событий произошло в его стенах. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией. В нём у гробницы святого Петра совершал свои моления предстоятель Римской церкви святой Лев Великий. Святитель Лев написал патриарху Константинопольскому св. Флавиану письмо с опровержением ересей Нестория и монофизита Евтихия и положил на гробницу святого Петра. Он пребывал в коленопреклоненной молитве и посте, прося апостола исправить возможные неточности. По прошествии сорока дней апостол явился ему во время молитвы и сказал: «Прочитал и исправил». В другой раз святой Лев находился в непрестанной молитве и посте у гроба Петра, прося верховного апостола предстать за него перед Богом и просить отпущение его прегрешений. По прошествии сорока дней апостол явился и сказал: «Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет».

Когда она совсем обветшала, папа римский Николай V в 1452 году решил начать строительство грандиозного нового собора. Так сложилось, что идея воплотилась лишь 120 лет спустя, за это время сменилось 18 пап: от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде.

Украшения внутри Собора

Украшения внутри Собора

Итак, после смерти Папы Николая V в 1455 году работы были надолго приостановлены, и лишь в 1506 году папа Юлий II поручил знаменитому архитектору Браманте возобновить строительство.

Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. После его смерти работа по перестройке собора была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского, то есть вытянутого в длину. После Рафаэля строительство собора возглавил Микеланджело Буонаротти. Однако смерть не дала мастеру довести задуманное до конца. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Наконец, 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, Папа Урбан VIII освятил новый собор.

Папский алтарь

Папский алтарь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили «окошечко» — Confessio, через которое верующие могли обратиться взором к гробнице Святого Петра, сокрытой глубоко под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах в подземельях собора, доказали, что под алтарной частью собора находится большой некрополь римского времени, в центре которого — гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надпись «Петр здесь» и изображения. Проведенные экспертизы подтвердили, что мощи действительно принадлежали Петру.

Перед входом в собор возвышаются огромные статуи святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом Христом. В Собор Святого Петра ведут пять дверей: Дверь Смерти (мастер Джакомо Манцу, 1964 год) — дар монсеньора Джорджио ди Бавьера, каноника Собора святого Петра; Дверь Добра и Зла (Люччиано Мингуцци, 1977 год); Дверь Филарете (1445 год) — она была выполнена для древней Константиновской базилики; Дверь Таинств (Венанцио Крочетти, 1964 год) и Святая дверь (Вико Консорти), дар швейцарских католиков к Юбилею 1950 года.  Последняя с правой стороны — Святая дверь открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой «yobel», откуда и произошло слово «юбилей». Святая дверь с бронзовым крестом и небольшим квадратным ящичком, в котором хранится ключ от неё, замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Двери Собора святого Петра

Двери Собора святого Петра

Огромные бронзовые двери центрального входа принадлежат работе флорентийского мастера Филарета (XV век). В их верхней части изображены большие фигуры восседающих на троне Христа и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы святого Павла и распятие святого Петра. Двери обрамляют многочисленные сценки на темы древних мифов (Леда и Лебедь, Ромул и Рем, похищение сабинянок) и басен Эзопа («Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица»), затейливый растительный орнамент, а также портреты императоров и других выдающихся людей того времени. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного». С внутренней стороны дверей можно увидеть клеймо изготовившего их мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников, следующих за ним каждый со своим орудием труда (молотком, зубилом, циркулем и пр.).

Размеры храма поражают воображение: собор занимает более 44000 квадратных метров, длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Украшение храма продолжалось несколько веков, в нём принимали участие многие великие мастера. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями Бернини и молодого Микеланджело.

Дверь Филарете

Дверь Филарете

На полу собора обращает на себя внимание большой круг из порфира. Он обозначает место, где в Рождественскую ночь 800 года Карл Великий, первый император Священной Римской империи, преклонил колени перед короновавшим его Папой Львом III.

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà). Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело — флорентинец”. Над этим творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело. Несколько лет назад маньяк повредил статую. Сейчас она отреставрирована и закрыта колпаком из пуленепробиваемого стекла.

Купол Собора Святого Петра

Купол Собора Святого Петра

Над куполом Собора Святого Петра трудились несколько известных мастеров. Купол был задуман Донато Браманте в начале новой конструкции, но для воплощения задуманного сперва были сооружены пилястры, поддерживающие своды. Пилястры закончили в 1514 году, периметр каждого из них составлял 71 метр. На пилястры опирались арки, их высота составляет 44,8 метра. С 1546 года и до самой смерти в 1564 году Микеланджело работает над сооружением барабана купола, а Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана в 1590 году заканчивают круглый свод, а на следующий год — и фонарь купола. Высота купола от пола до верхушки креста составляет 136,57 метра, а его внутренний диаметр – 42,56 метра. Мозаики внутри купола, выполненные мастером Кавальеро д’ Арпино, представляют сцены Рая с изображением Бога на самом верху. В Риме его называют cupollone («куполище»). По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты — Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют её врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

К основанию купола ведет пологая лестница и лифт. Стены лестничного прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница выводит на опоясывающий купол внутренний балкон, с которого можно видеть всю алтарную часть собора. Под куполом расположились сувенирные мастерские и лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп «Кровля Святого Петра». Отсюда можно попасть на вершину купола, с высоты которого открывается круговая панорама Вечного города и его окрестностей.

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — так называемые апокалиптические звери, о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о животных, которые окружали престол Бога (Откр. 4:6—8).

Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà)

Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà)

В центре собора возвышается великолепный алтарь с неугасимыми лампадами. Они горят над ракой с потемневшим от времени гробом, где хранится часть мощей апостола Петра. Алтарь этот называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только Папа Римский. Над алтарем установлен огромный бронзовый балдахин работы Бернини, вознесенный на витых колоннах на высоту 29 метров. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. Хотя в интерьере собора алтарь и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен четырехэтажному зданию. Неподалеку расположена бронзовая фигура святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то всё непременно сбудется и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих.

В центральной апсиде собора находится вознесенная высоко над землей ”Кафедра во Славе», выполненная Бернини в 1666 году, содержит трон, который, по преданию, принадлежал  Святому Петру. Кафедра, инкрустированная слоновой костью, с которой, по преданию, проповедовал ещё святой Петр. У её основания расположены четыре статуи Отцов Церквей, двух западных — Амвросия и Августина, с митрами на головах, и двух восточных — Афанасия и Иоанна Златоуста. Кафедра, или трон Апостола, представляет собой великую ценность для верующих, она помещена в хранилище реликвий — футляр из бронзы и серебра. Над кафедрой, в небольшом окне, сделанном из тонких алебастровых пластинок, неугасимым светом сияет голубь, парящий в солнечных лучах, — символ Святого Духа. Так вся «Кафедра во Славе» освящена символикой Святого Духа.

В Соборе святого Петра

В Соборе святого Петра

В левой части трансепта располагаются три алтаря. В центральном помещена мозаика, изображающая мученическую смерть святых Прочессо и Мартиниана, охранявших апостола Петра в Мамертинской тюрьме. В центре левого алтаря — мозаичная копия с картины Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», а по бокам — круглые медальоны с изображением святых князя Владимира и Ольги, принесших веру Христову на Русскую землю. Напротив — портрет Венцеслава, короля Богемии, а в центре и по бокам — медальоны с изображением славянских учителей Кирилла и Мефодия.

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Епископов, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех Верховных Понтификов, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Многочисленные надгробия Римских Пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами — Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсеном.

В соборе хранится копье сотника Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Иисус. Оно попало в Рим из Константинополя, когда после захвата византийской столицы турками султан Баязет прислал в дар Папе хранившийся в Софийском соборе греческой столицы наконечник копья. С той поры копье сотника Лонгина находится в Ватикане. А в одной из капелл хранится часть мощей св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V века), за дивное красноречие нареченного Златоустом.

”Кафедра во Славе"

”Кафедра во Славе»

Центральный алтарь капеллы Крещения украшает мозаика «Крещение Христа». Стоящая здесь крещальная купель сделана из мраморной крышки гроба императора Отгона II (X век), единственного императора германского происхождения, похороненного в соборе. Рядом с капеллой установлен памятник Марии Собеской, жене короля Джеймса III Стюарта (XVIII век), умершей при родах последнего ребенка. На этом угас королевский род Стюартов.

Далее стоит саркофаг Папы Льва XI. В 1605 году он служил знаменитую мессу, когда будущий король Франции Генрих IV, первый из династии Бурбонов, отрекшись от протестантской веры, перешёл в католичество, чтобы получить права на королевский престол. Папа Лев XI знаменит также тем, что пробыл на папском престоле всего двадцать семь дней.

Следующая капелла расположена на месте распятия святого Петра. Её украшают три алтаря и мозаичная копия с картины Гвидо Рени «Распятие святого Петра». Другая капелла, капелла Колонны, названа так по древней иконе, которая представляет собой фрагмент колонны с написанным на нём ликом Богоматери. В этой капелле покоятся останки нескольких Пап, в том числе Льва I Великого. Рельеф, выполненный из белого мрамора мастером Альгарди (XVII век), изображает легендарную сцену, на которой Папа Лев I, выйдя навстречу полчищам гуннов с одним только крестом в руках, обратил их в паническое бегство, сказав предводителю варваров Атилле, что Рим будут защищать не воины, а святые апостолы Петр и Павел.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Капеллу Михаила Архангела украшает мозаичная копия с картины Гверчино «Похороны святой Петрониллы». Мозаика эта, переливающаяся яркими тонами и озаряющая эту скупо освещенную часть храма, является лучшей в соборе Святого Петра. Сама капелла называется так по мозаичной копии с известной картины Гвидо Рени «Святой Михаил Архангел, попирающий поверженного сатану». В капелле находится надгробие Папы Климента XIII. Львы у его основания считаются самыми красивыми из созданных во всем XIX столетии.

Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь Папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени Папы название григорианского.

Напротив расположена пустая ниша над могилой Папы Григория XIV.

На алтаре капеллы Пресвятого Таинства сияет позолоченный бронзовый реликварий работы Бернини. В нём хранятся многочисленные реликвии. В капелле находится единственная в соборе написанная маслом картина художника Пьетро да Кортона «Троица Новозаветная». Рядом, в капелле Бернини, хранится привезенная из Иерусалимского храма витая колонна, прислонившись к которой Христос произнес начертанные на фризе собора слова: «Ты есть Петр и на камне сем Я создам Церковь Мою». Эти полные глубокой символики слова воплощены в соборе Святого Петра, воздвигнутого над гробницей апостола.

Бронзовая фигура святого Петра

Бронзовая фигура святого Петра

До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим по размерам христианским храмом в мире. В 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар — бывший Берег Слоновой Кости. В память об этом строители собора вмуровали в пол мраморные плиты с указанием размеров самых крупных в мире храмов. Размеры собора просто потрясают. Его площадь 22 067 квадратных метров. Высота собора составляет 189 метров, длина без портика — 186,36 метра, а с портиком — 211,5 метра. Но, несмотря на это, Собор в Риме остается центром мирового христианства.

Эти элементы из описания убранства Собора Святого Петра составляют лишь малую толику всего богатства, многообразия и неповторимой красоты, очарования и невысказанной благодати, которая таится там. Собор Святого Петра неоднократно описан множеством источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

Собор Святого Апостола Павла на Остийской дороге

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения Святого Апостола Павла.

Собор святого апостола Павла на Остийской дороге

Собор святого апостола Павла на Остийской дороге

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах» (по легенде, когда голова казненного Павла упала на землю, забили три фонтана, которые существуют и поныне), тогда римская благочестивая христианка Луцина собрала священные останки святого Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). C этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб святой Луцины.

В 90 г. над местом упокоения святого Павла был устроен небольшой надгробный памятник, под которым честные останки его покоились в мире до III века, когда они взяты были отсюда верными и перенесены, одновременно с мощами святого апостола Петра, в загородные катакомбы по Аппиевой дороге, известные ныне под именем Севастьяновых. Но недолго покоились мощи Павловы (как и Петровы) на новом месте.
В середине того же III века, при папе Корнилии, они отнесены были обратно на Остийскую дорогу (как и мощи святого Петра — обратно на Ватиканский холм) и положены на прежнее место под сооруженным в 90 году памятником.

В 324 году при императоре Константине над гробницей святого была возведена церковь, которая в дальнейшем расширялась. Основанная императором базилика невредимо простояла пятнадцать столетий; в ней произнесена была святым Григорием Двоесловом 15-я беседа его на Евангелия.

К сожалению, 16 июля 1823 г. древняя и священная базилика Павлова была почти полностью уничтожена сильнейшим пожаром, за исключением алтаря с мощами апостола. В настоящем виде базилика была отстроена зодчим Полетти при папе Пии IX. Поднятая из руин с помощью всего мира, базилика была полностью восстановлена к 10 декабря 1854 года.

После Ватиканского собора Святого Петра этот храм является самой большей по размерам церковью Рима.

Перед базиликой находится красивый портик, в центре которого стоит большая мраморная скульптура апостола Павла.

В новой базилике был установлен новый и ценный алтарь Богоматери. Малахит и лазурит для воссоздания этого алтаря прислал в дар Российский Император — Николай I.

В гробнице под главным престолом собора, находятся мощи св. апостола Павла. Здесь же, в нижнем приделе, хранятся мощи св. апостола Тимофея. Апостол Тимофей был учеником апостола Павла, который написал к нему два послания в Ефес, где он был епископом и где мученически скончался около 97 г. В храме св. апостола Павла великий ученик и после смерти пребывает у ног великого учителя.

Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г. папой Пием IX.

В заключении

Первая базилика, возведённая императором Константином над могилой святого Петра, разрушенная временем и восстановленная в более величественной форме, была вновь освящена 18 ноября. Вторая базилика, на дороге, ведущей к Остии, возведённая императорами Феодосием и Валентинианом, а затем разрушенная огромным пожаром и полностью восстановленная, была освящена 10 декабря. Их общий праздник символизирует апостольское единство Церкви Рима. Если мы не можем поехать в Рим и помолиться в этих величественных базиликах, литургия поможет нам приобщиться к благодати, вымоленной паломниками на могилах апостолов, о которых Церковь просит для всех верных в этот день освящения.

18.11.2014 года.

Все права защищены © 2014 Католики Краснодара.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://katolyki-krasnodara.ru/.

Comments are closed.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост