11 июля — Праздник Святого Бенедикта Нурсийского

Святой Бенедикт

Святой Бенедикт

Слава Иисусу Христу!

О жизни и служении Святого Бенедикта Нурсийского нам могут рассказать два главных источника: «Диалоги» Святого Папы Григория Великого (написанные около 597г.) и Святой Устав, написанный самим Бенедиктом для созданных им монашеских общин.

Первые изображения Святого Бенедикта датируются VIII веком. Его изображают в чёрном монашеском облачении с такими символами как: устав, жезл аббата, пучок розог, треснувший кубок или кубок со змеёй (как указание на попытку отравления), ворон с куском хлеба в клюве.

Детство и юность Святого Бенедикта Нурсийского
Свята Схоластика

Святая Схоластика

Бенедикт Нурсийский (лат. Benedictus de Nursia) родился в знатной семье из Нурсии (современная Норча), городке в Сабинских горах в Умбрии (центральная Италия), около 480г. (по некоторым данным 490г.).

В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения образования был послан в Рим в сопровождении его кормилицы Кириллы, как полагалось в знатных семьях. Но не закончив обучение, он покинул Рим вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и присоединился к общине христиан за городом поселившись в городе Эффиде (ныне Аффила), и потом жил как отшельник в горной пещере в долине Анио, неподалеку от Субьяко. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу. В своей пещере Бенедикт провел в полном уединении три года, ведя суровую аскетическую жизнь, образцом для которой служили подвиги египетских отцов-пустынножителей. Пещера была скрыта в горах, а её местоположение было известно только одному человеку, который тайно приносил ему еду, спуская её по верёвке с вершины горы.

Вид на Пещерный монастырь в Субьяко

Вид на Пещерный монастырь в Субьяко

Однако его уединение было нарушено – сперва неким пресвитером, который в праздник Пасхи принес ему обед, а затем множеством людей, которые искали у него душеспасительных наставлений и даже «спешили поступить под его начало». Уступая просьбам, он согласился стать на время настоятелем монастыря Виковаро, где монахи выбрали его своим настоятелем. Однако его строгость и упрёки в лености заставили их искать способ избавиться от него, они даже пытались его отравить, так что он был рад снова удалиться в горы и покинуть монастырь.

Основание монастыря

В Субьяко Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни, основными чертами которой были совместное осуществление суточного цикла богослужений с общим пением, чтение и научные занятия, а также физический труд. Однако теперь он не мог оставаться в одиночестве, его окружали ученики. Это были люди всех сословий, и его пещера перестала быть удобной для встреч. Здесь же к нему присоединились два самых прославленных из его учеников, Мавр и Плакидий, впоследствии канонизированные. 

В Пещерном монастыре Субьяко

В Пещерном монастыре Субьяко

В конце концов, из-за притеснений со стороны местного священника Флоренция Бенедикт вынужден был покинуть основанные им в Субьяко 12 небольших монашеских общин и отправился в Монте-Кассино (85 миль к юго-востоку от Рима, на огромной скале, где стоял алтарь Аполлону) в 527г. Земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы был подарен Бенедикту каким-то знатным вельможей. Тут он разрушил языческое капище и основал один из величайших и самых известных монастырей, который стал домом бенедиктинского ордена — монастырь Монте-Кассино. Само место было символично. Здесь Святой Бенедикт обосновался на всю оставшуюся жизнь.

Создание Устава

Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.

Средневековое изображение Монте-Кассино

Средневековое изображение Монте-Кассино

В Монте-Кассино Бенедикт написал свой Устав. Он во многом базировался на восточных уставах Пахомия Великого и Василия Великого, однако содержал ряд специфических черт. Этот замечательный документ, состоящий из 72 коротких главок и вступления, оставался непререкаемой нормой монашеской жизни в Западной Европе на протяжении почти 5 веков.

Главный акцент в нём делается на принципах монашеского общежития как главного средства достижения святости жизни, и на добродетелях смирения и послушания. В уставе строго проводится принцип единоначалия: аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Детально расписано, каким образом должен осуществляться суточный круг богослужений вместе с монастырским чтением Часов, в котором отводится время для занятий и для физического труда. Содержатся предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей. Особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Досконально изложена система подчинения старшим. Если община очень велика, аббат может делегировать часть своей власти приору или деканам; по всем серьезным вопросам аббат должен советоваться со старейшими монахами.

Вид на Монте-Кассионо

Вид на Монте-Кассино

Он верил в моральную ценность труда, потому что лень, говорил он, враждебна душе, а ручной труд — часть истинного образа жизни. Так труд и учение радостно переплелись, и каждый монастырь стал колонией Бога, миссионерским центром, освещающим тёмную ночь северной Европы. На землях, завоёванных мечом, он и его последователи действовали крестом, принося людям добродетели мира и искусство. «Хаос империи был противоположностью Церкви». Развалины Фонтена, Рьево, Тентерна (Fountains, Rievaulx, Tintern) и других аббатств показывали размер тех христианских поселений, а Кентерберийский собор, как и много других, был основан бенедектинцами. Когда он умер, было 14 бенедиктинских общин, а к XIV веку их стало более 30 000.

Задачей Бенедикта, как он сам об этом говорил, было создать «школу служения Господу». Этой «школе» предстояло сыграть важную роль в сохранении христианской культуры на протяжении раннего Средневековья и в определении характера последующего развития средневекового общества.

В Монастыре Монте-Кассино

В монастыре Монте-Кассино

Святого Бенедикта считали чудотворцем, так как по легенде, Бенедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю.

Правила Святого Бенедикта

Главное правило Святого Бенедикта: «Ora ete labora» — «Молись и трудись».  Широко известны 72 правила из Устава Святого Бенедикта:

  1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
  2. Любить ближнего, как самого себя.
  3. Не убивать.
  4. Не предаваться блуду.
  5. Не красть.
  6. Не завидовать.
  7. Не лжесвидетельствовать.
  8. Уважать всех людей.
  9. Не делать другим того, чего бы мы не желали себе.
  10. Отвергаться самого себя.
  11. Умерщвлять свою плоть.
  12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам.
  13. Любить пост.
  14. Облегчать участь бедных.
  15. Одевать нагих.
  16. Посещать больных.
  17. Хоронить мертвых.
  18. Поддерживать находящихся в испытании.
  19. Утешать печальных.
  20. Чуждаться мирских нравов.
  21. Не предпочитать ничего любви Христовой.
  22. Не предаваться гневу.
  23. Не помышлять о мщении.
  24. Не хранить в сердце лукавства.
  25. Не давать ложного мира.
  26. Не оставлять милосердия.
  27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником.
  28. Быть правдивым сердцем, также как и устами.
  29. Не воздавать злом за зло.
  30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, что будет сделана нам.
  31. Любить своих врагов.
  32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.
  33. Терпеть гонение за правду.
  34. Не быть надменным.
  35. Не быть пристрастным к вину.
  36. Не быть жадным к еде.
  37. Не быть любителем поспать.
  38. Не быть ленивым.
  39. Не роптать.
  40. Не клеветать.
  41. Полагать надежду на Бога.
  42. Считайте всё доброе, что в вас, Божиим, а не вашим.
  43. В зле всегда обвинять самого себя.
  44. Помнить о судном дне.
  45. Страшиться ада.
  46. Всеми силами души стремиться к жизни вечной.
  47. Всегда помнить о смерти.
  48. Всегда следить за своими поступками.
  49. Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
  50. Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают в сердце и открывать их старцу, опытному в делах духовных.
  51. Хранить уста от всякого злого слова.
  52. Не любить многословия.
  53. Не говорить праздных слов.
  54. Не любить слишком часто и громко смеяться.
  55. С охотой слушайте Святое Писание.
  56. Часто предаваться молитве.
  57. Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения, а в будущем исправляйте их.
  58. Не исполнять пожеланий плоти.
  59. Ненавидеть свою волю.
  60. Всегда выполняйте приказания аббата, даже если, Боже упаси, он заблудится в своих путях, помня, что говорил Господь: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3)
  61. Не пытайтесь выдать себя за святого, не став им на самом деле, так что про вас истинно не скажут, что вы святой.
  62. Каждый день исполнять жизнью заветы Господа.
  63. Любить чистоту.
  64. Избегать ненависти.
  65. Не ревновать и не поддаваться зависти.
  66. Не любить споров.
  67. Избегать почестей.
  68. Почитать старших.
  69. Любить младших.
  70. Молиться за врагов, в любви Христовой.
  71. До захода солнца мириться с теми, с кем разделила нас ссора.
  72. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием.
Почитание Святого Бенедикта
Внутренний дворик монастыря Монте-Кассино

Внутренний дворик монастыря Монте-Кассино

Умер Святой Бенедикт в Монте-Кассино 21 марта 547 года. Его похоронили в одной могиле с его сестрой-близнецом Схоластикой.

День памяти Святого Бенедикта в католической церкви — 11 июля, а в православной церкви (под именем св. Венедикта) — 27 марта.

В 1964 году папа Павел VI провозгласил Святого Бенедикта покровителем Европы. Его также считают покровителем исследователей пещер, медников, учителей, школьников, а также умирающих.

Сегодня по всему миру разбросаны монастыри бенедиктинцев, живущих по этому милосердному и упорядоченному чину. Доныне слова «бенедиктинский труд» означают труд сосредоточенный, разумный и тщательный.

11.07.2014 года.

Все права защищены © 2014-2017 Толстая Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://katolyki-krasnodara.ru/.

Comments are closed.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост