Адвент

Начало Адвента

Начало Адвента

Приветствуем Вас, дорогие наши прихожане и гости сайта. 29 ноября 2015 года (в воскресенье) начинается Новый литургический год и начинается Адвент. Во время каждого Адвента Церковь призывает нас размышлять над историей Рождества и Младенчества Иисуса Христа рассказанной евангелистами Матфеем и Лукой. А как и когда возникла традиция Адвента Вам расскажет эта статья.

Об Адвенте
Адвент - это четыре недели до Рождества

Адвент — это четыре недели до Рождества

С периода Адвента начинается литургический год. Время Адвента можно сравнить с походом в музей. Период Адвента — это четыре недели до Рождества, когда Литургия слова откроет перед нами картины, связанные с воплощением Божьего Замысла спасения: Благовещение Марии, сон Иосифа, рождение Иоанна Крестителя и, наконец, поклонение ангелов, пастухов и волхвов Младенцу Иисусу. Вначале во время недельных богослужений читаются отрывки из Ветхого Завета, напоминающие об ожидании появления Иисуса, о символах, предрекающих его рождение. Во второй части Адвента верующие вспоминают о том, как Деве Марии явился архангел Гавриил, возвестивший о рождении Иисуса Христа, о непорочном зачатии, говорится и о грядущем втором пришествии Христа, которое последует после его рождения. И это не просто важные события, которые нам необходимо вспомнить, а ряд красочных картин, которые Бог приглашает нас внимательно рассмотреть и насладиться ими, беря пример с их героев.

Адвент понимается как время покаяния и смирения, приготовления к рождению Спасителя, всё внимание приковано к Рождеству Христову. Адвент в силу этого является особым и серьезным периодом для верующих, хотя и не грустным или трагическим, как иногда его неверно понимают не посвященные в суть этого праздника. В эту пору Церковь особо призывает христиан к совершению дел милосердия.

Символы Адвента
Венок Адвента

Венок Адвента

Каждое из четырех воскресений Адвента посвящено определенному событию: первое — грядущему второму пришествию Иисуса Христа, второе и третье — переходу от Ветхого к Новому Завету и Иоанну Крестителю, а четвертое — событиям, предшествовавшим рождению Иисуса. Во время Адвента в храмах служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии — «рората». Символом этой мессы является зажженная свеча, которая находится в специальном фонаре с прозрачными окошками.

Ещё одним символом периода Адвента стал венок Адвента. Это венок из еловых веток с вплетенными в него четырьмя свечами, которые по очереди зажигают в воскресные дни Адвента. Считается, что каждая из свечей является символом светлых чувств человека: веры, надежды, любви и дружбы. Такими венками принято украшать двери домов и церквей.

История возникновения традиции Адвента
Перед Рождеством полагалась неделя с «молитвами четырех времен»

Перед Рождеством полагалась неделя с «молитвами четырех времен»

Традиция Адвента сложилась в литургическом творчестве Гал­лии и Испании в IV в. В этих странах празднику Богоявления предшествовали три недели высокой религиозной активности. Несколько позже гал­льские источники упоминают и о периоде поста, который начинался в день Святого Мартина (11 ноября, «Четыредесятница Святого Мартина»). Этот постный период заканчивался, однако, не на Рождество, а на более древний праздник Богоявления; если меж­ду днем памяти Святого Мартина и днем Богоявления, согласно восточной практике, посчитать только собственно постные дни, т. е. если из этих восьми недель исключить воскресенья и субботы, в которые на Вос­токе не бывает поста, то между 11 ноября и 6 января как раз и будет сорок постных дней (Jungmann «Advent und Voradvent» 242f).

Праздник Богоявления, по крайней мере, хотя бы в некоторых регионах, искони считался важнее праздника Рождества, поскольку в этот день обычно крестили много народа, а крещению предшествовала сорокадневная подготовка (Михаэль Кунцлер «Литургия Церкви» Том III (круг рождественских праздников), 246 и Юнгманн ссылается на предписание Папы Григория Великого, согласно которому крещения вне Пасхального времени могут про­водиться «paenitentia ас abstinentia quadraginta diebus indieta» («покаяние и воз­держание, предписанное в течение сорока дней»), Ер. 8,23 — PL 77, 925 А). Покаянные проповеди ирландских миссионеров, благовествовавших о Христе прежде всего как о Судии конечных времен, и привели к формированию Адвента («Adventus» — буквально «скорый приход») — периода, посвященного ожиданию Имеющего прийти вновь. Адвент был вре­менем покаяния и поста (Croce, 290f.).

Появление Адвента можно датировать VI в.

Появление Адвента можно датировать VI в.

Полному развитию Богоявленской четыредесятницы противо­стояло, однако, быстрое формирование праздника Рождества, распро­странявшееся из Рима, а «сорокодневие, которое на своем протяжении прерывается великим праздником, имевшим, вероятно, к тому же и попразднетво, — это уже не подлинная четыредесятница». Если же «четыредесятницу» стали бы завершать 25 декабря, это означало бы утрату круглого числа в 40 дней.

Продолжительность поста Адвента была весьма различной; его начало могло простираться от 15 ноября вплоть до сентября (Jungmann «Advent und Voradvent» 250-259). Литур­гические последования в значительной мере соответствовали таковым Пасхальной четыредесятницы. Ожидание прихода Христа было сре­доточием периода, но не в перспективе Рождественского праздника воплощения Христова, а в перспективе Второго пришествия непод­купного Судии в конце времен, и именно ко Второму пришествию го­товились в покаянии и обращении (Михаэль Кунцлер «Литургия Церкви» Том III (круг рождественских праздников) и Jungmann «Advent und Voradvent» 260).

Время Адвента начинается с первой вечерни воскресенья, ко¬торое выпадает на 30 ноября или наиболее близко подходит к этой дате

Время Адвента начинается с первой вечерни воскресенья, которое выпадает на 30 ноября или наиболее близко подходит к этой дате

Ситуация в Риме была совсем иной, и от древнего периода здесь отсутствуют какие-либо свидетельства о существовании Адвента. Пе­ред Рождеством полагалась неделя с «молитвами четырех времен» (quatember), которая, однако, по содержанию не отличалась от таких же молитв других сезонов года.

Для Рима появление Адвента можно датировать VI в.: в Прави­лах Святого Бенедикта (смотрите «Правила Святого Бенедикта Нурсийского», составленные около 540 г.) предназначались для монахов, по преимуществу из мирян, монастыря на горе Монте Кассино. Обнаруживается зависимость от аналогичных Правил Святого Васи­лия Великого, которые имеют как дисциплинарный, так и богослужебный разделы (Михаэль Кунцлер «Литургия Церкви» Том III (круг рождественских праздников)). Адвент ещё не упоминается, но в конце века на Адвент уже были сказаны проповеди Григория Великого (Понтификат Святого Папы Григория Великого (Двоеслова): 590-604). «Если, та­ким образом, для области Галлии источники свидетельствуют, что первоначально Адвент был временем аскезы и много позже приобрел также и литургическое значение, то для области Рима следует изна­чально и довольно рано предполагать наличие только литургических последований на Адвент» (Jungmann «Advent und Voradvent», 265). Продолжительность Римского Адвента колебалась от пяти до четырех воскресных дней; уже одно это, равно как и отсутствие предписаний о посте, показывает, что здесь не было никаких параллелей по отношению к Пасхальной четыредесятнице. Когда Римский литургический чин был принят в Империи франков, возникло смешение Римского Адвента и галликанской Четыредесятницы Адвента. Оттуда под немецким влиянием эта сме­шанная форма вернулась в Рим и стала нормой для всего западного христианства (Михаэль Кунцлер «Литургия Церкви» Том III (круг рождественских праздников)).

На севере Европы были восприняты поначалу (вплоть до XI в.) четыре, а затем и пять воскресных дней, равно как и набор текстов Римских богослужений Адвента, но, «с другой стороны, в северной Европе все же удержалось понимание Адвента как четыредесятни­цы» (Jungmann «Advent und Voradvent», 268). Это касалось как поста (Jungmann «Advent und Voradvent», 269-272), так и богослужений: начиная с рубежа первого и второго тысячелетий за Мессой отпадала Gloria, а на утре­не — Те Deum; если судить по символике цветов, то фиолетовые (или черные) облачения соответствовали обычаям постного периода.

Сказанным, однако, не должно затушевываться, что «все эти указывающие на покаяние признаки богослужений Адвента были бо­лее или менее поверхностными. Пост на длительное время так и не закрепился. По своей сути богослужение Адвента сильно отличалось от последований четыредесятницы Великого поста. Основной тон за­давало исполненное надежды ожидание Того, Кому должно прийти. Таким образом, развитие остановилось на полдороге; галликанский вклад лишь немного изменил внешний образ Римской литургии Адвента» (Jungmann «Advent und Voradvent», 276.).

Скорее всего, галликанский Адвент удержался в чтениях послед­них воскресных дней по Пятидесятнице, и для них Юнгманн по аналогии с именованием «предпасхальный период» употреб­ляет термин «Пред-Адвент» (Jungmann «Advent und Voradvent», 286-294).

Реформы рубрик литургических книг 1955 г. и Codex Rubricarum 1960 г. повысили в статусе четыре воскресенья Адвента, но подлинно новый литургический порядок появился только после II Ватиканского собора. «Время Адвента начинается с первой вечерни воскресенья, ко­торое выпадает на 30 ноября или наиболее близко подходит к этой дате. Оно завершается перед первой вечерней праздника Рождества» (NUALC 40 — Kaczynski 1311.).

«Время Адвента имеет двойственный характер: с одной стороны, оно представляет собой подготовку к Рождественским торжествам с их воспоминаниями Первого пришествия к людям Сына Божия. С другой стороны, время Адвента посредством этого воспоминания привлекает сердца также и к ожиданию Второго пришествия Христова в конце времен. С обеих точек зрения период Адвента — это время предан­ного и радостного ожидания»  (NUALC 39 Kaczynski 1310.).

Адвент и Рождество – радостное время литургического года

Адвент и Рождество – радостное время литургического года

Оба аспекта следуют друг за другом: от 1 -го воскресенья Адвен­та и до 16-го декабря в центре богослужебных последований стоит Пришествие Господа в конце времен, тогда как «будние дни с 17-го по 24-е декабря непосредственно направлены на подготовку к Рож­деству Христову» (NUALC 42 — Kaczynski 1313.). Эта вторая фаза богослужебно выражена в т. н. О-антифонах (Согласно прежнему Римскому чину, О-антифоны (или Великие антифоны) пелись после Magnificat на вечернях в течение семи дней перед кануном Рождест­ва, т. е. с 17-го по 23-е декабря. Название производно от начального восклица­ния «О»: О Sapientia; О Adonai; О Radix Jesse; О Clavis David; О Oriens; О Rex gentium; O Emmanuel. Авторство и время происхождения Великих антифонов не­известны; в VIII в. они уже были в употреблении) за вечернями в эти дни (Th. Schnitzler: Die 0-Antiphonen. In: H1D 29 (1975) 145-154).

Заключение

Адвент и Рождество – радостное время литургического года. Это время благодарить Бога за все Его благословения и просить Святого Духа обновить наше понимание этого торжества и открыть нам новые причины для радости. Пророки радовались в ожидании обетованного Мессии. Богородица радовалась в ожидании рождения Своего Сына. Иисус Христос жаждет, чтобы все мы «радовались всегда в Господе» (Флп. 4,4). Поэтому Он хочет подарить нам в Рождество Духа радости. Мы же сможем принять этот дар, если силой Святого Духа уверуем в то, что каждое Божье обетование будет исполнено.

27.11.2015 года.

Все права защищены © 2014-2017 Католики Краснодара.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://katolyki-krasnodara.ru/.

Comments are closed.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост