Церковь Святой Марии (Мариенкирхе). Мариенкирхе в любеке - идеал ганзейской готики За одну ночь

St.Marien Kirche Luebeck / Церковь Св. Марии (Любек)

Церковь Святой Марии в Любеке (Мариенкирхе, нем. Lübecker Marienkirche) - самый знаменитый храм города, символ власти и благосостояния ганзейского города и главное украшение любекского Староградского острова (нем. Altstadtinsel).


Мариенкирхе в старой части Любека является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250-1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры.

Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).

Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также притвором с поперечным нефом.

Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.


На месте Мариенкирхе раньше стояла деревянная церковь эпохи первой немецкой колонизации, а после повторного основания города в 1156 г. появилась романская кирпичная церковь, которая к началу XIII в. как по своим размерам, так и по репрезентативности перестала отвечать требованиям независимого и процветающего купечества.


Про чертика:

Возле центрального входа в церковь можно увидеть фигурку сидящего на камне симпатичного,чертика!
Как это сочетаться с соседством святой церкви?
Для объяснения казалось бы несовместимого вернемся лет так на восемьсот назад по времени.
1251 год. В Любеке катастрофа. До тла сгорела церковь романской кирпичной постойки, на месте которой сегодня стоит церковь Святой Марии, вплоть до фундаментных стен.
Архитектор, при осмотре пепелища, уже набрасывал в уме план постройки нового здания, куда более величественного и фундаментального, как заметил что за ним наблюдает (история хранит в тайне в каком обличии) сам черт.
Ясное дело что пожар был его работой. Подойдя к архитектору, черт спросил о конечном назначении будущего строительства.
Перед ваятелем стала делема... Сказать что будет церковь и в итоге подвергнуть опасности своё детище, которое опять может сгореть? Нет... Лучше соврать. И ответил. ""... Винный ресторан.""
Удовольствие черта от услышанного не имело границ. Мало того он дал обещание всеми своими черными силами помочь строительству.
Конечно... В XII веке строили не так быстро, но что удивительно стройка действительно продвигалась ударными темпами. И это кстати серьёзный исторический факт!
Шло время и только слепой мог не заметить, что строится далеко не питейное заведение. Соответственно черт предъявил угрозы и претензии строителю. На что получил заверение, что винный ресторан будет построен рядом.
Легенда? Без сомнения, вот только тот винный ресторан до сих пор работает. А при строительстве церкви не было ни одного несчастного случая.

Винный ресторан ...


Романские скульптуры из этой романской церкви в настоящее время демонстрируются в любекском монастыре Святой Анны. Образцом для новой трёхнефной базилики в Любеке послужили готические соборы Франции и Фландрии, построенные из природного камня.

Мариенкирхе — один из самых ярких примеров сакрального сооружения в стиле кирпичной готики
и послужила примером для подражания для многих церквей в балтийском регионе (например, церквей Святого Николая в Штральзунде и Висмаре).

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека.

Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после
Реформации, когда в неё въехали писари.

Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом замка Мариенбург Тевтонского ордена в Мальборке.


В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март). В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу — «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.


Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета. В ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 г. любекская Мариенкирхе, как и любекские собор и церковь Святого Петра, практически полностью выгорела во время воздушного налёта на Любек, разрушившего пятую часть исторического центра города.

Пожар уничтожил знаменитый «Орган пляски смерти», на котором играли Дитрих Букстехуде и с большой долей вероятности Йоганн Себастьян Бах.



В пожаре были утеряны «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальная «Пляска смерти»
(работы Бернта Нотке, в 1701 г. заменена копией), резьба леттнера, «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта (ранее приписываемый Бернарту ван Орлею), и «Вход Христоса в Иерусалим» Фридриха Овербека. Обломки колокола на полу южной башни.

Обрушившиеся во время пожара колокола стали напоминанием об этих трагических событиях, их обломки можно увидеть в Поминальной капелле в южной башне церкви.

Ещё до окончания войны над Мариенкирхе была возведена временная крыша. Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет.

В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви.
По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол, и была освящена Поминальная капелла в южной башне.

Про каменную мышь, датчан и счастье

В начале 13 века возле церкви Святой Марии, со стороны Менгштрассе рос розовый куст, длина стеблей которого достигали крыши церкви.
Политическая и экономическая свобода для Любека, как вольного города давалась в то время очень не просто. Время от времени город подвергался нападению со стороны Дании.
У горожан существовало поверие, что свобода от завоевателей существует до тех пор, пока цветет розовый куст. Но с другой стороны это цветение никак не приносило избавление от постоянных воин.
В 1227 году куст начал сохнуть. Причиной стала мышиная нора под кустом.
Когда куст окончательно засох, в окрестностях города состоялся решающий бой с датчанами, в котором враги были окончательно разбиты, и войны с датчанами прекратились.
Таким образом именно не цветение, а гибель розового куста принесло городу долгожданное спокойствие. Городской совет решил увековечить главного героя - мышь, разместив его на алтаре церкви ""Вечеря господня"".
Каждую туристическую группу, посещающую церковь Святой Марии обязательно подводят к алтарю, где предлагается сначало найти мышку, а это весьма не просто. И по новому поверию прикоснувшись к ней левой рукой это стать немного счастливее.

Любек, помимо прочих названий, ещё называют городом семи шпилей, два из которых принадлежат одной из достопримечательностей города - церкви св. Марии. О ней и пойдёт речь.

Строительство этого храма началось в середине XIII-го века и вот что по этому поводу рассказывает легенда.

В XIII-м веке Любек сильно пострадал от пожара, уничтожившего много городских построек, и тогда возникла необходимость в строительстве новой церкви, взамен сгоревшей. Большинство горожан собралось, чтобы принять в этом участие. Когда был заложен первый камень костела Св. Марии, в толпе людей появился дьявол, которому в шутку шепнули, что мол, это будет питейное заведение. Дьяволу приглянулась эта идея, ибо наибольшее количество душ он получил благодаря такого рода заведениям. Воодушевленный прекрасной перспективой, он смешался с толпой и стал усиленно помогать в строительстве. С его помощью здание будущего храма стало возвышаться все выше и выше на удивление быстро. Но в один прекрасный день дьявол осознал, что его обманули и, по тому что он видит, строится отнюдь не питейное заведение, а самый настоящий храм! Наполненный яростью, он схватил огромную каменную балку и замахнулся, чтобы снести воздвигнутые стены, когда вдруг один отважный парнишка крикнул ему: "Остановись дьявол, не разрушай то, что мы уже построили, а для твоих нужд мы соорудим кабак по соседству!". Такой расклад дьявола устроил и он бросил глыбу у стены храма, где она осталась лежать по сей день. До сих пор на ней можно увидеть следы от его когтей. А напротив костела св. девы Марии скоро и вправду построили таверну, где отлично поят и кормят по сей день.

Вот такая легенда, ну а бронзовая скульптура дьявола была создана гамбургским скульптором Рольфом Гёрлер и появилась она у костела в 1999 году на радость туристам, которые с удовольствием фотографируются в обнимку с доброжелательным на вид чертиком.

Пожары в те времена случались довольно часто и, может, это действительно стало одной из причин, по которой стали возводить новую церковь. Другим, более реальным поводом для новой монументальной перестройки могло стать то, что богатевший на глазах Любек не стала устраивать скромная романская церковь и для собственного величия им понадобилось что-то более грандиозное и внушительное.

Строительство Мариенкирхе началось по инициативе любекских купцов, которые финансировали цех каменщиков и управляли им. Строили церковь из обожжённого кирпича, так как природного камня в окрестностях не добывалось, именно по этой же причине все каменные здания в городе построены из этого строительного материала. По первоначальному проекту стали возводить зальную церковь с одной башней. Строительные работы успели продвинуться достаточно далеко, но уже на последней их стадии тот проект отвергли в пользу гораздо более масштабной базилики с двумя башнями по модели французского готического собора. Перестройка здания началась в 1277-м и завершилась в 1351 году; башни поднялись в высоту на 125 м, а центральный неф - на 40 м.

Так церковь видоизменялась.

Построенная церковь стала "матерью северогерманской кирпичной готики" и послужила образцом для многого количества храмов в этом стиле во всём балтийском регионе.

За последующие века её интерьер пополнился многими произведениями искусств, в конце Средневековья одних только алтарей в церкви насчитывалось 38 штук, однако...

Однако, в ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 года церковь Девы Марии серьёзно пострадала во время бомбардировки Любека военно-воздушными силами Великобритании. Обрушилась крыша храма, вдребезги разбились витражи, с колокольной башни рухнули колокола, два из которых до сих пор остались лежать на полу, а вспыхнувший в церкви пожар практически полностью уничтожил весь её интерьер.

В пожаре были утеряны многие шедевры, в числе которых «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальный фриз «Пляска смерти», «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта, «Вход Христа в Иерусалим» Фридриха Овербека и многое другое.

Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет. В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви. По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол.

Находясь снаружи церкви, позвольте обратить внимание на ещё одну небольшую скульптуру, спрятанную за кроной дерева, с которой связана очередная легенда - "Легенда о купце из Любека ".

Один пожилой и очень богатый купец из Любека захотел жить вечно. Всякий раз, когда смерть приходила за ним, он отказывался следовать за ней. В конце-концов, за долгие годы жизни, он стал совсем дряхлым и очень одиноким человеком. Умерли его жена, дети и даже внуки, умерли все, кого он знал когда-то. Жизнь для немощного и больного человека стала совсем в тягость, люди насмехались над ним и теперь он уже сам захотел той смерти, но она к нему приходить больше не собиралась. Он долго её искал и как-то однажды прознал, что в одну из ночей смерть должна была быть у церкви св. Марии. Ночью он пришёл к церкви и спрятался в засаде на уступе церкви, на который взобрался по оставленной рабочими лестнице. Там он так долго ждал прихода смерти, что в один прекрасный день просто... окаменел. Если присмотреться внимательно, на одном из уступов колокольной башни до сих пор можно увидеть скрючившуюся фигурку старичка. Его оставили в назидание для тех, кто отказывается следовать законам природы:-)

Теперь стоит зайти в церковь, не пожалев для этого 2 евро за вход.

Нынешний интерьер встречает своей аскетичностью. Мало что осталось от прошлой роскоши, но кое-то умудрилось сохраниться в пожаре, что-то восстановили, есть и современные творения. В оголённом интерьере больше чувствуется масштаб здания, а заодно можно полюбоваться фресками и средневековой цветной росписью стен и потолка собора - всё это было обнаружено во время послевоенной реставрации, когда специалисты расчистили слои штукатурки.



Первой большой работой немецкого художника Берна Нотке был огромный фриз «Пляска Смерти», написанный в 1463 году для одной из капелл церкви св. Марии. Высота его составляла два метра, а длина и почти тридцать метров! К 1701 году фриз находился в таком плохом состоянии, что глава церкви Святой Марии вместо его реставрации решил полностью скопировать картину. Эта копия и погибла в огне.

Восстанавливать фриз не стали, его заменили витражи с аналогичным сюжетом.



Пляска смерти — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых представлены все слои общества - от монарха до простолюдина, от старца до ребёнка.

Один из алтарей церкви в 1906 году и в настоящее время.

406-литровая бронзовая купель, созданная Гансом Апенгетер в 1337 году.

Астрономически часы XVI-го века были полностью разрушены во время бомбёжки Любека. Их заменило современное творение, созданное Паулем Беренс в послевоенные годы. Сложный механизм часов показывает день и месяц, положение солнца и луны, знаков зодиака, а также день, на который выпадает Пасха. Ровно в полдень бьют куранты и начинается маленькое представление: восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.

Антверпенский алтарь.
Сохранившийся чудом, довольно интересный алтарь был создан в 1518 году и пожертвован купцом Иоганном Боне в 1522 году для одного из алтарей церкви. Во время Второй мировой войны он находился в «Писарской капелле», которая не пострадала во время бомбёжки и по этой причине алтарь избежал уничтожения. Двухстворчатый алтарь представляет 26 библейских сцен из жизни девы Марии вырезанных из дерева и окрашенных цветными красками.

Внутри церкви можно увидеть один объект, с которым связана очередная легенда - легенда "О розовом кусте и мыши".

В начале XIII-го века у церкви св. Марии рос розовый куст, чьи стебли достигали крыши, а у горожан существовало поверье, что свобода Любека будет длиться до тех пор, пока этот розовый куст цветёт. Но в 1227 году куст начал сохнуть и причиной этого стала мышь, коротая обустроила свою норку под этим кустом и прогрызла его корни.Политическая и экономическая свобода для Любека, как вольного города давалась в то время очень не просто. Время от времени город подвергался нападению со стороны Дании. Когда куст совсем засох, в окрестностях города состоялся решающий бой с датчанами, в котором враги были разбиты и войны с датчанами на этом прекратились. Таким образом не цветение, а гибель розового куста принесла городу долгожданное спокойствие. Городской совет решил увековечить главного героя - мышь, разместив его рядом с алтарём церкви "Вечеря господня". А новый розовый куст, на всякий случай, вновь посадили у стены церкви.

Любой экскурсовод порекомендует отыскать эту мышку и потереть её на ваше будущее счастье. Нынче мышка настолько затёрта, что обнаружить её не составляет никакого труда. Вот только стоит ли это делать, чтобы попортить очередную достопримечательность? Осуществление наших желаний вряд ли зависит от того, если мы что-то потрём:-))




Новый орган, установленный на месте древнего, погибшего в 1942 году.

И напоследок, - вот такая современная "крестовая" инсталляция Гюнтера Юкера.

Текст, фото - SPRATO

Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250-1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).

Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также Притвором с поперечным Нефом. Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с Флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.

История строительства

А месте Мариенкирхе раньше стояла деревянная церковь эпохи первой немецкой колонизации, а после повторного основания города в 1156 г. появилась романская кирпичная церковь, которая к началу XIII в. как по своим размерам, так и по репрезентативности перестала отвечать требованиям независимого и процветающего купечества. Романские скульптуры из этой романской церкви в настоящее время демонстрируются в любекском монастыре Святой Анны.

Образцом для новой трёхнефной базилики в Любеке послужили готические соборы и Фландрии, построенные из природного камня. Мариенкирхе - один из самых ярких примеров сакрального сооружения в стиле кирпичной готики и послужила примером для подражания для многих церквей в балтийском регионе (например, церквей Святого Николая в е и е).

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла» . Она совмещала в себе функции Притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом Тевтонского ордена в е. В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март).

В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу - «Бургомистрскую» , которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.

Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.

Разрушение и восстановление

Ночь на Вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 г. любекская Мариенкирхе, как и любекские и церковь Святого Петра, практически полностью выгорела во время воздушного налёта на Любек, разрушившего пятую часть исторического центра города. Пожар уничтожил знаменитый «Орган пляски смерти», на котором играли Дитрих Букстехуде и с большой долей вероятности Йоганн Себастьян Бах.

В пожаре были утеряны «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальная «Пляска смерти» (работы Бернта Нотке, в 1701 г. заменена копией), резьба Леттнера, «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта (ранее приписываемый Бернарту ван Орлею), и «Вход Христоса в Иерусалим» Фридриха Овербека. Обрушившиеся во время пожара колокола стали напоминанием об этих трагических событиях, их обломки можно увидеть в Поминальной капелле в южной башне церкви.

Ещё до окончания войны над Мариенкирхе была возведена временная крыша. Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет. В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви. По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол, и была освящена Поминальная капелла в южной башне.

Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) находится в городе Любеке на севере Германии. Храм был построен 1250- 1350 годах. Это самый известный храм города и символ власти любекского Староградского острова.

Церковь Святой Марии сыграла большую роль в развитии архитектуры города. Ее называют «матерью северо-германской кирпичной готики». В подобном стиле было построено 70 храмов. Своды в ней выше, чем у всех других кирпичных церквей, и составляют 38, 5 метров. Храм представляет собой базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл у апсиды и притвором с нефом. Центральный неф имеет высоту 40 метров. Западный фасад украшают 2 башни с флюгерами.

На месте Церкви Святой Марии раньше была деревянная церковь, а после повторного основания города, в 1156 году на ее месте появилась романская кирпичная церковь. Образцом для строительства нынешней базилики в Любеке служили готические соборы из Франции и Фландрии.

К 1310 году около южной башни пристроили Писарскую капеллу, которая со своим звёздчатым сводом считается гордостью готики. В ночь на вербное воскресенье в 1942 году Мариенкирхе почти полностью сгорела вместе с большей частью исторического центра города во время воздушного налета. Обрушившиеся от пожара колокола стали напоминанием о трагедии. Сегодня их обломки находятся в Поминальной капелле южной башни храма.

Чертик на ступенях храма Церкви Святой Марии

Церковь Святой Марии находится в городе Любеке на севере Германии. Она была построена в период с 1250 по 1350 года и сыграла большую роль в развитии местной архитектуры, так как послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе.

Этот величественный трёхнефовый храм был построен в стиле кирпичной готики. Его центральный неф имеет высоту 40 метров. Высота же башен составляет 125 метров. Эта наиболее высокая кирпичная церковь на планете.

На ступенях храма, со стороны городской Ратуши сидит милый чертик. Как же вышло, что скульптуру представителя нечистой силы разместили у входа в святое место? Местные жители рассказывают предание о том, как же именно он там появился.

Когда началось строительство церкви, чертик решил, что люди начали строить винный погреб, и очень старался, помогая им. Когда же он понял, что ошибся, и это будет храм, то очень разозлился и захотел его немедленно разрушить. Жители города уговорили его не взрывать церковь, а взамен пообещали выполнить его желание и построить винный погреб неподалеку, на расстоянии брошенного камня. Они выполнили свое обещание. И сегодня погребок и в самом деле работает недалеко от церкви, как и несколько столетий назад.

А в память об этой легенде установили эту забавную скульптуру, которая, между прочим, отличается не маленьким размером – чертик получился почти с человеческий рост.

Любек с 1226 г. свободный город в Священной Римской империи. Епископ слабый. Центр Ганзы. На полуострове. При приближении к городу видно 7 шпилей – украшения 6 церквей, четко ориентированных по оси запад-восток.

Борьба с капитулом за выбор епископа. Собор – резиденция епископа – на южной окраине. Мариенкирхе – спонсируется купцами – в центре. Эти 2 постройки образуют ансамбль. Группы башенок и медных шпилей, высящихся над ним вечными мачтами и флагштоками, придают городу праздничный вид.

Строительство Мариенкирхе – стремление к монументальности. Сначала тут начали возводить зальную церковь с одной башней, но на последней стадии работ отвергли проект в пользу более масштабной базилики с 2 башнями (1277-1351 гг.). Высота башен – 125 м, центрального нефа – 40 м.

План и профиль соответствуют модели французского готического собора, стиль неузнаваем. Не камень, а кирпич. Как и большинство кирпичных церквей Северной Европы – ясность, стройность и синтетическое единство форм.

Западный фасад устремлен ввысь. Обрамляющие его башни разделены на ярусы карнизами с орнаментом из четырехлистников и увенчаны треугольными фронтонами, встроенными в шатровые шпили. Такие шпили часты для романской архитектуры Германии. Шатровый шпиль – один из устойчивых мотивов средневековой архитектуры немецких земель.

Корпусь Мариенкирхе – широкая базилика без трансепта, но с деамбулаторием и венцом капелл; широкие боковые нефы – наследие зальной церкви. Особенности плана – боковые нефы шире деамбулатория, в 5-угольной апсиде – лишь 3 капеллы. Половина шестиугольного свода является частью капелл, вторая половина перекрывает деамбулаторий. План хора – переработка плана зального хора собора в Любеке. В профиле место трифория заняла непрерывная внутренняя галерея с ажурной балюстрадой и пинаклями: элементы, характерные для внешнего декора храмов, использованы в интерьере. Верхний ярус центрального нефа оформлен в виде системы глубоких ниш, часть которых наглухо заложена кирпичом. Система именуется “акведуком”, впервые использована в соборе Бремена.

Прототипы колонн и пилястров – собор Кельна, оттуда же, из ризницы, - форма окон, разделенных на 3 ланцетовидных секции и лишенных ажурного декора. Пучки колонн и многие нервюры свода, окрашенные в красный цвет, резко контрастируют с белыми стенами.

Капелла св. Анны.

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом замка Мариенбург Тевтонского ордена в Мальборке. В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март).

В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу - «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.

Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.

Собор Св. Вита в Праге.

1355 г. – Карл IV – статус столичного города. Старая связь с немецкими землями. 1344 г. – самостоятельное архиепископство – заложен собор Св. Вита. Связь Карла с Францией – архитектор Матьё из Арраса. Разработал план хора, возвел часть деамбулатория и венец капелл. 1352 – умер – Петр Парлерж – новаторство.

Особенность плана, своды не приведены в соответствие с границами пролетов – за счет отказа от продольного ребра и путем удвоения числа диагональных нервюр, которые образовали сложную сеть ромбов, ромбоидов и треугольников. Взгляд от стене к стене – по зигзагообразной траектории. Отход от традиционной единообразной последовательности пролетов. В разрезе свод имеет округлые очертания и необычно заостренную вершину: цилиндрический свод рассечен поперечными сводами, обрамляющими окна. При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр.

Профиль апсиды – кельнская модель, но упрощен: апсида охватывает не 7, а 5 сторон десятиугольника. Композиция – тоже большая отчетливость и ясность – выразительное обрамление окон и парапет, идущий вдоль нижнего края крыши, как в Реймсе. Господствующая роль в композиции – вертикальные элементы. Новаторский мотив во внешнем оформлении восточной части собора: пинакли, которыми украшены контрфорсы между капеллами деамбулатория, прорывают карниз насквозь: фиалы их оказываются на поверхности карниза. Очень утонченный прием.

Еще более радикальное новшество – конструкция портика перед южным порталом (1367-68 гг.). Аркада портала образована богато профилированной полукруглой аркой с балдахинами, покрывающими лепные украшения. Но эта аркада частично скрыта за отделенными от свода нервюрами, которые лишены орнаментальной заделки в местах пересечений и сходятся на вершине выдвинутой вперед центральной колонны портала. Поскольку эта колонна выступает вперед, створки дверей располагаются под углом к стене.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.