Кто сжег город чтобы прославиться. Герострат чем прославился

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.

По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход. Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма. Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей.

Святилище Артемиды на месте будущего храма впервые появилось ещё в VIII веке до нашей эры, а строительство большого храма началось в первой половине VI века до н. э. и продолжалось около столетия.

Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.

О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. Но даже те, кто видел огромный храм из белого мрамора снаружи, восхищались его великолепием.

Модель храма Артемиды Эфесской в Турции в парке Миниатюрк. Фото: wikipedia.org

Помимо всего прочего, храм Артемиды Эфесской совмещал функции культового и финансово-делового учреждения. Здесь заключались крупные сделки, велись деловые переговоры, решались «споры хозяйствующих субъектов».

Поджигатель признался под пытками

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.

Но, видимо, июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида куда-то отлучилась…

Многогрудая Артемида Эфесская. Фото: wikipedia.org

Участь виновника пожара была очевидной — простить святотатство и тяжелейший финансовый ущерб городу было совершенно невозможно.

Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?

Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным.

Однако в Древней Греции на презумпцию невиновности смотрели проще — разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.

Пиар-кампания Виктора Максима

В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей, однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе.

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.

Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.

Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Здесь был Македонский

Что до самого храма, то жители Эфеса бросили все силы на его восстановление. Спустя полвека храм Артемиды Эфесской снова принимал паломников, став лучше прежнего.

На сей раз одним из «спонсоров» строительства стал легендарный завоеватель Александр Македонский. Кстати, по преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины. Источник иллюстрации: wikipedia.org

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Правда, некоторые историки полагают, что это относится лишь к восстановленному храму, а сожжённое Геростратом святилище было не в пример скромнее. Кое-кто и вовсе высказывает крамольную мысль — поджог, организованный Геростратом, оказал Эфесу услугу, избавив от старого и отжившего своё храма и позволив освободить площадку для нового строительства.

Восстановленный храм Артемиды Эфесской благополучно простоял до 263 года нашей эры, когда он был разграблен готами. Тем не менее храм просуществовал до конца IV века и был закрыт в рамках борьбы императора Феодосия с язычеством. Место храма Артемиды в Эфесе заняла христианская церковь, которая затем также подверглась разрушению.

Слава Герострата оказался прочнее

Затем произошла достаточно типичная для всех времён и народов история — местные жители принялись разбирать стены некогда великого храма на стройматериалы. Так потомки тех, кто пытался предать забвению Герострата, предали забвению Артемиду вместе с её святилищем.

Вид на руины храма Артемиды Эфесской. Фото: wikipedia.org

Прошли столетия. Храм, построенный в болотистой местности, полностью исчез. Лишь во второй половине XIX века археологам удалось в буквальном смысле докопаться до жемчужины античного мира, установив точно место расположения храма. Ещё спустя несколько десятилетий археологи сумели полностью вскрыть покрытый слоем земли фундамент храма Артемиды Эфесской.

Впрочем, как ни крути, одно из семи чудес древности сегодня помнят гораздо хуже, чем имя того, кто его поджёг.

Человеческие амбиции не знают границ. Особенно они опасны, когда проистекают из желания прославиться и обессмертить своё имя. Здесь можно назвать такое имя как Герострат. Именно этот человек совершил страшное святотатство ради призрачной славы и памяти потомков. Он сжёг знаменитый храм Артемиды, находящийся в городе Эфесе. Случилось это в 356 году до н. э. А через 50 лет после этого жуткого события историк Тимей из Ставромения стал утверждать, что храм был сожжён в ту ночь, когда появился на свет Александр Македонский.

Артемида – сестра Аполлона и дочь Зевса. У древних греков считалась богиней охоты и плодородия. Именно ей и возвели храм из белого мрамора на западном побережье Малой Азии в городе Эфесе. Воздвигли величайшее архитектурное творение в первой половине VI века до н. э. В строительстве храма непосредственное участие принимал лидийский царь Крез. Именно он выделил из казны основную денежную сумму.

Храм Артемиды - реконструкция

Храм получился роскошным. Его длина составляла 100 метров, высота достигала 18 метров, а ширина равнялась 50 метрам. Крышу поддерживали 127 колонн. Внутри находилась фигура вечно юной богини, выполненная из слоновой кости. Сандалии на ногах сделали из чистого золота. Населявшие Элладу люди считали за счастье увидеть это величайшее архитектурное творение. Круглый год к храму шли и ехали жители Балканского полуострова и Малой Азии. О храме знали и в Древнем Египет, и в Месопотамии. То есть весь цивилизованный мир того времени искренне восхищался его красотой.

О Герострате, который сжёг это величайшее творение человеческих рук, известно очень мало. Он жил в Эфесе и на момент преступления был совсем молодым человеком. Неизвестен его социальный статус, также ничего не известно о его родителях. Можно предположить, что этот юноша обладал непомерными амбициями. Они и сыграли определяющую роль в его дальнейшей судьбе.

В летнюю ночь (предположительно 21 июля 356 года до н. э.) Герострат проник в храм Артемиды и поджёг его. Каким способом молодой человек осуществил поджёг – покрыто тайной. Но храм сгорел, а на его месте осталось лишь пепелище.

Поджигателя тут же схватили, так как он даже не пытался скрыться. Во время допроса заявил, что совершил преступление ради того, чтобы увековечить своё имя в веках. Герострата казнили и запретили под страхом жесточайшего наказания называть это имя. Запрет распространялся не только на Эфес, но и на другие города Эллады и Средиземноморье.

Герострат развёл огонь в храме Артемиды

Однако среди греков нашёлся человек, упомянувший проклятое жрецами имя. Им оказался историк и оратор Феопомп. Родился он в 380 году до н. э. и являлся современником жуткого события, потрясшего всю Элладу. Он не смог удержаться и упомянул Герострата в одной из своих работ. С трудами Феопомпа внимательно ознакомился историк и географ Страбон, живший в начале I века н. э. Он узнал имя поджигателя и назвал его. Данную информацию получил современник Страбона римский писатель Валерий Максим.

Он, естественно, приукрасил данный образ, наделив его характерными человеческими страстями. А далее настала очередь поэта Публия Овидия, который хорошо знал Валерия Максима. Тот тоже во всех возможных красках описал зловещего молодого человека, наделённого недюжинным самомнением. Таким образом, в самом начале нашей эры о Герострате узнали все, и канувший в небытие поджигатель возродился из пепла, как птица Феникс.

В наши дни это имя известно каждому. Оно символизирует непомерные человеческие амбиции, эгоизм и наплевательское отношение к морали. Герострат ассоциируется с теми людьми, которые совершают преступления ради того, чтобы прославиться. К сожалению, такие личности, хотя и не часто, но встречаются .

Но древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феопомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков (Страбона, Авла Гелия, Валерия Максима), также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу - славу Герострата.

На месте сожжённого храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфесской, названный «чудом света».

Отражение в культуре и литературе

Выражение «Геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

В 1972 году поставлена пьеса Григория Горина «Забыть Герострата!».

Также «подвиг» Герострата нашел отражение в литературе. В 1939 году был опубликован сборник новелл «Стена» французского философа и писателя Жана-Поля Сартра, где одна из новелл носит название «Герострат».

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, 21 июля, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её — не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм..

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Из-за землетрясений решено было построить храм Артемиды на болоте


Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.

Древний город Эфес

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.


Вид на руины храма Артемиды

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Храм — независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся жреца


Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Реконструкция храма Артемиды

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

В ночь поджога храма Артемиды родился Александр Македонский

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.


Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины

На сегодня удалось восстановить разве что одну 14-метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась — из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.