Почему бог допустил вторую мировую войну. "Почему Бог допускает войны"

У нас в гостях был Первый заместитель председателя Учебного комитета Московского Патриархата, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов.

Накануне трагической даты 75-летия начала Великой Отечественной Войны мы говорили о том, какие могли быть духовные причины начала войны и почему Бог, вообще, допускает войны.

В.Емельянов

На радио «Вера» программа «Светлый вечер» и ее ведущие Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Алексей Пичугин, здравствуйте.

В.Емельянов

Наш сегодняшний собеседник - протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, здравствуйте!

Добрый вечер.

В.Емельянов

22 июня 1941 года - 75 лет назад началась самая жуткая, самая кровопролитная война, пожалуй, за всю историю нашей страны. Но сегодня мы будем говорить не об истории и о сражениях, а скорее о смыслах и первый вопрос, который конечно люди верующие, да и неверующие задают: «А за что?»

А давайте мы его переформулируем по-другому чуть-чуть.

В.Емельянов

Давайте.

А.Пичугин

Она же не терпит сослагательных наклонений.

Ну мы же реконструируем сейчас, а вот что могло бы быть с нашей страной?

А.Пичугин

Ну мы можем с одной стороны представить индустриализацию, развитие, пятилетки за три года.

Да, а помните, какая пятилетка была объявлена?

А.Пичугин

В том числе одна из них - безбожная.

Безбожная пятилетка. То небольшое количество храмов, которое еще сохранялось на территории Советского союза, очень небольшое, за исключением новоприсоединенных территорий - Западной Украины и Западной Белоруссии, наверняка было бы закрыто. Меньше десяти епископов, остававшихся в качестве правящих архиереев на свободе, вряд ли бы сохранили свой статус свободных граждан свободной советской страны. Не исключено, что легальная религиозность, подобно тому, как было сделано в свое время позднее в Албании, или на какой-то период в Китайской народной республике, была бы запрещена. Гонения 1937-1938 года могли бы показаться еще относительно цветочками по сравнению с теми ягодками, которые могли бы вырасти.

А.Пичугин

То есть Бог это просто все остановил?

Я задаю себе и нам всем вместе этот вопрос - а был ли какой-то иной способ действия промысла Божия, с сохранением при этом человеческой свободы, ибо промысел Божий действует в истории с сохранением человеческой свободы, чтобы этого ниспадения окончательного не допустить.

А.Пичугин

А как же тогда быть с другими странами, которые затронула Вторая мировая и в которых с религией все было относительно в порядке - Польшу, например. Или бедные евреи, которые были очень религиозные люди, но тем не менее мы все представляем, чем это закончилось. Или Первая мировая война, когда вообще с религией все было в порядке.

Давайте не разбрасываться сразу по всем темам. В отношении Второй мировой войны и ключевых ее участников, вспомним, что в Германии с религией тоже все было не вполне в порядке.

В.Емельянов

Ну, к тому моменту уже да.

К тому моменту решительно не вполне в порядке. Потому что та новая псевдохристианская, хотя по форме, называвшаяся все христианством общенемецкая протестантская религия, которая предполагалась к установлению в Германии, она конечно от христианства оставляла очень немного. По сути дела была слегка расцвеченное некоторыми элементами христианства псеводарийское язычество. То есть, неоязычество с некоторыми такими ритуальными поклонами в сторону тех, кто не мог сразу отказаться от христианской обрядности. В Польше тоже, думаю, можно задать свои вопросы и по Польше, хотя бы потому, как польские христиане вели себя по отношению к польским евреям.

А.Пичугин

Справедливо.

И тому насколько глубоко оказалось это, выявилось это христианское отношение к гонимым и преследуемым в годы Второй мировой войны, да и не только к польским евреям, но и по отношению к белорусским христианам и украинским христианам. Тут тоже можно задать довольно много вопросов. Я думаю, что нам просто понятнее та проблемность, которая связана с нашей страной, но та или иная проблемность, связанная с общечеловеческим развитием, мировым развитием к этому моменту истории, она может быть выявлена по отношению к каждой почти стране. Но предположим, опять же, если выйти за рамки только политических очевидностей и побуждений. Может быть не случайно Испания осталась вне Второй мировой войны.

А.Пичугин

Но там незадолго до начала Второй мировой войны...

Была тяжелая гражданская война, в которой, тем не менее, в отличие от многих других стран, силы, скажем так, антиклерикально атеистические там соединялись одновременно и коммунисты, и анархисты, и как раз леваки европейские, про Хемингуэя все знают прекрасно и Оруэлла тех лет.

А.Пичугин

Но Оруэлл оттуда кстати антикоммунистом ярым вернулся, не принимающим модель коммунизма советского.

Вернулся, но уезжал то защищать республику против Франко. Не забудем, вернулся то да, но уезжал так. Но там то победу одержали в результате силы, которые на мой взгляд являлись значительно более нравственно здоровыми, с точки зрения последующего развития общества и народа.

В.Емельянов

Возвращаясь к истории нашей страны, можно так кратко подытожить и сказать, что это была кара Божия за разрушенные храмы, за разграбленные монастыри, за миллионы убитых, за кровь новомучеников.

Я бы употребил слово «наказание» в смысле славянского его понимания. Наказание означает одновременно и научение. То есть это такого рода действие промысла Божия. Да, может быть естественно очень трагическое с точки зрения реалий жизни конкретных людей, миллионов конкретных людей, но которое при этом выводило наш народ, нашу страну, из той ситуации ниспадения в окончательное безбожие и торжество коммунистической идеи, что вроде бы она может восторжествовать в отдельно взятой стране, что действительно строим же общество без Бога и без христианской этики, без той тысячелетней традиции, что-то получается - индустриализация, трактора и так далее и тому подобное. Армия в конце концов. Но переменилось все. И мы же видим, как во время войны все переменилось, ведь происходило, Льюис об этом, на мой взгляд, довольно точно пишет в «Письмах Баламута». Война безусловно страшная, и он писал это как раз в годы войны, у нас принято считать, что Англия не очень пострадала, но мы то знаем сейчас реально, что такое были бомбардировки Лондона и других английских городов и чего это стоило англичанам. Он в те годы пишет, что несмотря на весь ужас, который приносит война, она одновременно является тем, что пробуждает в людях лучшее. Вот эта способность положить душу свою за други своя, способность к самопожертвованию, существованию при приоритете высших ценностей, чем мое личное благополучие, или мое личное выживание. Это мы тоже видели в миллионах и наших соотечественников, и других участников Второй мировой войны.

В.Емельянов

Отец Максим, смотрите, церковные историки говорят, что русский народ отрекся от Бога, мы уже сказали про разграбленные храмы, разрушенные монастыри. Но разве это так, ведь была перепись населения знаменитая в 1937 году, которая показала, что половина населения верует в Бога, те, кто проводил эту перепись и ее организовал - были репрессированы и разве она не показала, что как раз едва ли не половина нашей страны не преклонила колено перед валом и смело свидетельствует об этом. Разве тот факт, что они не побоялись заявить о своей вере в 1937 году, разве не о много это говорит?

Во-первых, я для начала защищу церковных историков, которых мы так походя пнули. Потому что никакие церковные историки подобного рода публицистическими тезисами не высказываются, так, как это было сформулировано - такая примитивная ситуация с отречением и прочим. Если это история, а не какая-то публицистика в массовое пространство, в массовое сознание, то конечно такого тезиса никто бы из историков не стал бы выдвигать. Я собственно не знаю, кто бы так говорил, если не говорить о каких-то посланиях зарубежной церкви явно такого церковно-публицистического характера тех лет. Но если оценивать ситуацию 1930-х годов, то она со многими поправками, с очень многими поправками, что называется mutatis mutandis, похожа в каком-то смысле на ситуацию с общественным климатом в западных странах, в той же Америке, где вроде бы большинство является христианским, а общественный климат, политику, законодательную область определяет абсолютно не это большинство, а оно по сути дела тихо молчит. В лучшем случае в Советском союзе было более жестко. Но это большинство еще нужно понять перепись.... уже конкретно исторически конца 1930-х годов ситуацию. На тот момент решительное большинство нашей страны жило еще в сельской местности.

В.Емельянов

С ее традиционным укладом.

В этой переписи принимали участие в том числе и те, кому терять то было особо нечего и не страшно. Если бы разбить эту перепись, что и делали кстати советские социологи и историки потом, на образованное сословие, ну или там страты общества, на молодежь, на тех, кто получил школьное образование. То мы бы увидели, что те, кто определял вектор развития, там цифры были бы совсем другие в данном случае, даже в конце 1930-х годов. Конечно, в крупных городах, школьники, ВУЗы, советские служащие, военнослужащие, тем более те, кто там в правоохранительных органах находились, там верующего, открыто верующего вообще невозможно было найти, а скрытых еще днем с огнем поискать.

А.Пичугин

Но смотрите, а Вы привели пример с Соединенными штатами, вот большевистский Советский союз. А дореволюционная Россия, так уж ли она сильно отличалась? Да был такой внешний красивый церковный флер, который еще, наверное, сейчас у нас гипертрофированно представлен, а по большей части то законы все принимались, да и сама империя, она тоже была сильно дехристианизирована в высших слоях общества в первую очередь.

Было бы все хорошо, не было бы революции 1917 года - это как минимум понятно. Если бы христианское государство в России к началу ХХ века было бы внутренне крепко, то ни какая мировая закулиса, внешние враги, трагические коллизии Первой мировой войны и прочее, не привели бы к ее крушению - это понятно. Колосс в значительной мере стоял на очень некрепких ногах, если не вполне глиняных, то очень некрепко стоял. Тут все же, мне кажется, есть одно различие. До порога и после порога, до крушения и после крушения - пока трагедии не произошло, ее всегда еще можно избежать, но вот как бы христианское понимание истории нас учит, что можно остановиться, занеся ногу перед пропастью, а можно не остановиться. Мы сейчас не дадим вопроса, почему произошло то, что произошло окончательно в России на этом... в 1917 году к трагическому юбилею которого мы сейчас приближаемся. Но понятно, что все же Россия 1914 года и Советский союз 1924 года - это уже в значительной мере два различных космоса.

В.Емельянов

Протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной сегодня в гостях у программы «Светлый вечер». Неужели не было никаких других способов, средств у промысла Божия, чтобы наш народ вразумить? Скажем, послать ему какого-то другого правителя, например, который постепенно вывел бы всю страну и ее народ из этого кровавого террора. Мы же знаем из истории примеры других стран, где все это произошло более мягко, более эволюционно, как-то по-людски что ли, но не так кроваво.

Наверное, рассуждать мы можем по-всякому, как бы было хорошо, если бы все было помягче, но ведь было так, как было.

А.Пичугин

Но Великая отечественная разве вернула нашему народу веру в Бога масштабно?

В значительной мере общественно, нравственно-общественный климат в стране, начиная с середины 1940-х годов заметно отличается от того, что было до конца 1930-х.

А.Пичугин

Положа руку на сердце, ведь не было потепления в отношении церкви. Ее там Сталин пытался использовать в своих личных целях, да, были выпущены архиереи из лагерей, да, вернулись какие-то священники, открыты храмы. Но прошел этот знаменитый собор, если может быть сейчас об этом вспоминают в связи с тем, что в Константинополе проходит собор, не собор, как мы это по-разному называем, простите, на Крите, Критский форум, а в конце 1940-х такой форум прошел в Москве. Он с точки зрения Сталина особых успехов не принес и сразу же это похолодание обратное. Потом Сталин умер, пришел Никита Сергеевич, последнего попа по телевизору... хотя в стране оттепель.

Все же нельзя свести по отношению к жизни народа и церкви все только к тем, скажем, внешнеполитическим побуждениям, которые тоже были, конечно, одной из подспудных причин изменения церковно-государственных отношений. Все же давайте объективно признаем, там 100 с небольшим храмов, и опять почти 20 000 храмов - это огромная разница. Да, многие были открыты на оккупируемых территориях при немцах, но из них большинство не были закрыты до хрущевских гонений. А семинарии, возможность вновь получать духовное образование и воспроизвести кадры духовенства. А возможность, пусть ограниченная, но церковной печати. А имена русских святых, которые перестали восприниматься только как классовые враги, хотя бы некоторые из них. И так далее, и тому подобное. Знаете, тут еще одну историю могу в этом смысле вспомнить про изменение ситуации 1930-х и 1940-х годов, она меня в свое время поразила до глубины души. В отделе внешнецерковных, в свое время сношений, а теперь связей был многодесятилетний сотрудник - Алексей Сергеевич Буевский, который трудился там едва ли не с образования ОВЦС до 1990-х годов. Вот когда в начале, в самом начала 1990-х, может быть даже в конце 1980-х только-только начались у нас перемены, один мой друг, известный российский журналист организовал встречу Буевского с корреспондентом Ney-York Times в Москве. И тот на фоне «горбачевская перестройка», изменения отношений церкви и государства, все пытался Буевского вывести на рассуждения о годах гонений. А тогда еще была такая граница - при Сталине плохо было, а до и после еще ничего. И Алексей Сергеевич, как человек системный он так и говорил: «Да, вот при Сталине было то-се, в 1930-е годы, а вот после войны уже ничего. И мы так жили, то-то было». Тот его и с одной стороны, Якунин, Сахаров, еще какие-то примеры, а Алексей Сергеевич спокойно выводит на то. И так они примерно, может час примерно говорили. а под конец уже усталость, Буевский был человек очень преклонных лет. Он наклоняется к нашему журналисту, который привел: «Андрей, скажите ему, пожалуйста, что после войны нас хотя бы не расстреливали». И все стало понятно. Это... вот мы сейчас с вами можем только это воспроизвести, а для тех, кто прожил 1930-е и 1940-е годы - это огромная разница, согласитесь.

В.Емельянов

Ну, не расстреливали, да, согласен, естественно, но при этом отношение к духовенству - это и лагеря, не расстреливали.

Да не сажали уже особенно духовенство, массово...

В.Емельянов

Психиатрические лечебницы, лишение регистрации...

Ну какие психиатрические лечебницы - это два советских диссидента, а на самом деле, конечно же экономическое ограничение жизни церкви было, идеологически... я застал еще советские налоги для церковных работников, помню, что такое фининспектор - слово, не знакомое большинству советских граждан.

В.Емельянов

А всемогущая организация КГБ?

КГБ, которое... с КГБ несколько сложнее на самом деле все это было - это отдельная история.

В.Емельянов

Мы сейчас подробнее остановимся на этом.

Но конечно идеологически церковь вытеснялась на периферию советской жизни. Но идеологическое вытеснение с возможностью существования, открытого совершения таинств, какого-то лавирования в этой ситуации. По мере того, как система ослабевала, все более условного контроля за тем, что там в церкви происходит - это совсем не то, что было до конца 1930-х годов, все же эту границу мы должны отчетливо с вами понимать. Даже хрущевские гонения были гонениями преимущественно идеологически-экономического характера. Были конечно попавшие в лагеря и тюрьмы, десятки может быть священников и некоторые архиереи, но это по масштабу конечно невозможно поставить в параллель с 1930 годами.

В.Емельянов

По масштабу конечно нет, но эти десятки, а на самом деле, наверное, и сотни, это тоже живые люди, это судьбы.

Да, безусловно, но если мы сейчас мыслим в масштабах церкви и страны, с точки зрения возможности функционирования дальнейшего развития, воспроизводства. Да, опять сократилось количество храмов и монастырей, да, было сокращено количество духовных школ, но не вовсе упразднено. Кстати, если говорить о действиях промысла Божия, то тоже есть некая... не могу сказать ирония история, но невозможно не запомнить. Что снятие Никиты Сергеевича произошло на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1964 года, когда в Московской духовной академии происходил торжественный акт по поводу 150-летия ее переезда в Троице-Сергиеву лавру. И я еще застал тех наших преподавателей, которые рассказывали о том, как они сидели на этом торжественном акте, был патриарх, грузинский патриарх в гостях, другие гости и это радостная для всех церковных людей весть так шепотом-шепотом расходилась по аудитории.

В.Емельянов

- «Никитку сняли».

Тоже действие промысла Божия, между прочим. Промысел вообще штука не линейная.

А.Пичугин

Да, не линейная штука - промысел Божий. Но смотрите, есть расхожее мнение, что народ достоин тех правителей, которых он выбирает. Получается, что мы выбрали большевиков - получили, немцы выбрали нацистов - получили и мол это мы сами виноваты. Так почему же, хочется спросить Вас, промысел Божий не вмешивается в подобные случаи?

Потому что в конечных выводах, также как в нашей личной жизни, промысел Божий... давайте перейдем от личного к общему, от индивидуальных примеров, к общим. Нам, когда мы очень хотим согрешить, на самом деле, каждый вспомнит, речь идет о вещах серьезных, дает зацепки этого не сделать. Вот хочешь согрешить - заболеешь, хочешь поехать на какое-нибудь неправильное дело - на самолет опоздаешь, или еще... все время возможность не сделать возникает. Но принудительности не сделать - не возникает. Даются от укоров совести, от случайного телефонного звонка, вот тут много интересного можно прописать, как это получается, но не принудительность. Также и в судьбах дальнейших, более крупных сообществ. А что, не давалось возможности России не выбрать путь большевистского переворота так, или иначе? Высшим сословиям, которые в результате отвернулись от последнего благочестивого императора, жившего не по тому закону, по которому уже было принято жить тем, кто стоял во главе политических элит. В значительной мере духовенству, которое на февральской революции аплодировало в очень большой своей части новой демократической России и цепляло банты февральского переворота. Крестьянству и солдатам, которым пообещали, одним прекращение войны, а другим отъем чужого имущества и эта приманка, обещанная большевиками, не использованная конечно, но обещанная в значительной мере определила поведение народных масс в годы Гражданской войны. Давайте тоже помня о разрушителях и о врагах, помнить и об ответственности тех, кто допустил разрушения и торжество врагов при всем при том. А еще есть, конечно, один момент, мне тут при разговоре о промысле вспомнилось. Знаете, есть такая книга, сейчас выпала фамилия писателя, называется «Мост короля Людовика святого», где описывается... Торнтон Уайлдер. О том, как некоторые группы людей, совершенно казалось бы случайным образом, действие происходит в XVIII или начале XIX века в Латинской Америке, оказались в Перу на мосту, короля Людовика Святого, который обрушился под ними. Судьбы их видимым образом, казалось бы никак не были связаны. Но они оказались на этом мосту, когда он был обрушен, потому что это все по отношению к каждому было не случайно. Вот нам по отношению к огромному количеству людей - это отсюда не видно, в чем эта не случайность, но если мы по христиански смотрим на историю и считаем, что в ней вовсе случайного не происходит, то принять это нам... никуда не деться нам от этого принятия, на мой взгляд.

А.Пичугин

То есть мы, выражаясь светским языком, к любой человеческой катастрофе планетарного масштаба идем поступательно?

Да, можно и так сказать, согласен, идем поступательно действительно.

А.Пичугин

Еще есть такая тема, может быть она вторична по отношению к тому, о чем мы сейчас говорим, но тем не менее часто, особенно в разговорах верующих с неверующими людьми, всплывает эта тема - почему Бог допустил существование таких людей, персонально, почему был Гитлер, почему он в младенчестве не помер. Я понимаю, что она немножечко вторична, даже, наверное, мы сейчас упрощаем ту тему о которой мы говорили всю программу до того, но тем не менее, вопрос этот часто возникает.

Выкашивание младенцев по принципу возможного превращения в злодеев, то есть, такого рода промыслительная евгеника - это конечно идея, которая самому Адольфу наверняка пришлась бы по вкусу, но которая превращает историю в какой-то такой инкубатор положительных людей. Считать, что развитие истории... В конечном итоге оно лишает людей той самой свободы, которая нам дана как дар Божий в результате. Адольф мог не стать тем Гитлером, которым он стал.

В.Емельянов

Был нормальный мальчик, рисовал, Алексей и я с ним соглашусь, некоторые работы его даже вызывают симпатию художественную.

Вовсе не обязательно должен был развиться в того, в кого развился. И семинарист Иосиф Джугашвили мог не развиться в маршала генералиссимуса и того о ком мы знаем, а мог стать архимандритом, или дьяконом, где-нибудь в окрестностях.

А.Пичугин

А Ильич из вполне себе приличной губернской семьи.

Ильич в конце концов уж на адвоката бы потянул.

В.Емельянов

Мне всегда казалось, что Бог из своего состояния вне времени, смотрит на наше земное житие-бытие, которое находится на какой-то такой линейке, Он все равно заранее знает, как это... так как Он и там, и здесь, и в начале времен, и в конце, с нашей точки зрения, Он видит все равно, как из Гитлера - этого розовощекого пупса из приличной семьи... для него в этот же момент Гитлер - это тот человек, который стреляет в себя в бункере в апреле 1945. И Он же прекрасно знает, что из этого розовощекого младенца вырастет вот этот человек.

Тут мы, не знаю, перейдем, или не перейдем, но это уже отдельная на мой взгляд сложная богословская тема, уже чисто богословская - соотношение в принипе промысла Божия и свободы человеческой. Я бы на сегодня ограничился напоминанием слов преподобного Иоанна Дамаскина, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. А вот сложную, простите за это слово, но его необходимо употребить - диалектику взаимоотношения промысла Божия, который каждому человеку желает спастись и в познании истины прийти и мы богословски утверждаем, что Бог желает спасения каждому человеку. И как это предопределение ко спасению соотносится с возможностью свободного ответа человека - это, наверное, довольно сложная богословская тема, о которой, мне кажется, следует порассуждать отдельно. Я бы сейчас чуть о другом сказал. Еще одно применительно к истории, если мы в истории остаемся, должны бы одно обстоятельство не забывать, что то, что нам кажется страданием, несправедливостью в контексте человеческого «сегодня» не обязательно является таковым с точки зрения вечности. Одну маленькую иллюстрацию. У Бунина есть рассказ, главный герой которого молодой офицер, блестящий выпускник одного из петербургских училищ. Его невеста чистая славная девушка, они вступают в брак в Петербурге и должны отправиться в свадебное путешествие. Проводы на Финском вокзале, они стоят на перроне, шампанское открывается, должны сесть в поезд и нечаянное происшествие - дело зимой - кто-то толкает носильщика и он вдруг невольно спихивает их под колеса приближающегося паровоза - они оба гибнут. Вопль недоумения, вопль к нему - почему это произошло - у присутствующих. Но Бунин потом в конце ставит дату, когда это произошло - август 1914 года. Он обычно в текст произведения никогда дату не включал и имея в виду то, что пережили потом те, кто тогда этот вопль к небу подняли. Вот эти два человек, соединившиеся вместе в день венчания в таинстве любви, еще никак и ничем не замутненной и неиспорченной, в том числе и нами самими, их не уберег ли Господь через эту кончину от того, что может быть особенных избранников, от того, что пережили все те, кто тогда посчитал это несправедливым. Не так все просто, не так все однозначно.

В.Емельянов

Да история конечно это душераздирающая, но не менее жуткие истории мы наблюдаем и сегодня, например, когда происходит авиакатастрофы и мы это видим в выпусках новостей и так далее. И это ужасно, потому что гибнут люди, и если ты нормальный живой человек, ты можешь себе просто вообразить, что эти люди переживают за последние минуты своей жизни, находясь в этой железной коробке. Но при чем здесь маленькие дети, которые находятся в этой... от чего их то Господь уберегает? Почему гибнут вот эти невинные дети?

А.Пичугин

Это, мне кажется, очень большая тема, у нас маленький перерыв, буквально одну минуту и потом мы вернемся в эту студию. Где сегодня беседуем с первым заместителем председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятелем храма Святого преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной - протоиереем Максимом Козловым. Здесь также Алексей Пичугин.

В.Емельянов

И Владимир Емельянов, вернемся через минуту.

А.Пичугин

Мы продолжаем наш «Светлый вечер». Вместе с нами его проводит протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. И я предлагаю вернуться все-таки к этому вопросу, причем здесь гибель невинных детей?

Во-первых, прежде чем отвечать на этот вопрос непосредственно, давайте одну вещь все же для себя обозначим - а что нового мы сейчас сказали? Разница только в том, что информационный поток изменился и в том, что в отличие от жителей русской деревни XVIII столетия, или там испанского городка XVII или там перуанского индейца в XIX веке, мы узнаем не только о том, что произошло в окрестностях, но благодаря неконтролируемому, часто неадекватному информационному потоку, делающему акцент в частности на подобного рода катастрофах, с точки зрения информационной и коммерческой привлекательности.

А.Пичугин

Это понятно.

Это важно оговорить тем не менее, объем этих ужасов, он несколько сгущается в сознании каждого из нас.

В.Емельянов

Летят 200 человек, 200 человек погибли, из них 82 ребенка, я понимаю о чем Вы говорите по поводу коммерческого...

А.Пичугин

А как об этом не говорить? Взорвался аэробус над Синаем, теракт, сам он упал - не важно, но как об этом не говорить, если разбились наши люди?

Я не говорю о том, что об этом не нужно говорить, я говорю о том, что концентрация подобного рода информации, которая до того людям доставалась куда как более дозированно и более постепенно, сегодня мы узнаем эти все новости стремительно, в силу информационного процесса.

А.Пичугин

Это правда.

Условно говоря, количество плохих новостей, достигающих человека ежедневно, в начале XXI века - в конце XX, не сопоставимо ни с какой другой эпохой.

В.Емельянов

Невозможно не согласиться.

Это важно засвидетельствовать, потому что это рождает определенного рода психологию восприятия действительности.

В.Емельянов

Мы это сделали, мы засвидетельствовали.

Теперь, что касается этих детей. А что, скажу я, раньше родители с детьми не плавали на кораблях, которые тонули? Не подвергались нападению разбойников, которые убивали всю семью? Не приходили татаро-монголы, которые деревню сжигали целиком? Чума, или другая болезнь не обрушивалась на Европу, Русь, Византию, Арабские государства, где в результате до трех четвертей населения умирало?

В.Емельянов

Все это так.

Это реалии мира, который во грехе лежит, который исковеркан последствиями грехопадения Адама в этом смысле, смерть и умирание - часть существования нынешнего мира. И нигда в Священном писании, даже верующим людям не говорится о том, что если вы будете верить и будет благочестивы, вы будете долголетны, счастливы, благополучны, дети ваши будут здоровы, а в профессии вы будете успешны. Нет, нигде. Говорится о том, что вы не лишитесь вечности, Царствия небесного. Существуют две перспективы восприятия жизни. Если исходить из атеистической перспективы, что с этим все кончилось, то на мой взгляд, ответ только по Достоевскому, по Шатову - ужас, смысла нет, и либо пулю в лоб, либо бери от жизни все, что можешь, потому что действительно ужас. В этом нет никакого смысла. И христианское восприятие жизни о том, что этот ужас не отменим, но мы верим, что с каждым умирающим младенцем рядом Христос и что нет слезы, которая была бы не отерта, когда он перешагнет в вечность, и что Бог прошел этот ужас умирания несправедливого, ужасного, в том числе и физически ужасного...

А.Пичугин

Сам прошел.

До конца вместе с нами. Нет другого ответа, кроме того, что Он не вне этого, и не смотрит оттуда с неба с интересом о том, как это происходит, а Сам этого вполне причастен. Это единственный христианский ответ.

В.Емельянов

Мы поэтому и спрашиваем, и более того, абсолютно без всякой претензии к Богу, относительно несправедливой, как нам кажется здесь, нам мирянам, гибели вот этих самых несчастных детей. Это бессмысленно конечно Богу какие-то претензии предъявлять, мы как раз пытаемся разобраться и услышать ответы.

Понятно, это действительно тяжелая нравственная коллизия, тяжелое нравственное вопрошание, перед которым каждый из нас стоит. Я от сердца говорю, у меня нет другого ответа, как то, что Христос в этом страдании рядом с каждым. Ну нет. Любой другой, он выводит нас в то, что тогда нужно какое-то конструирование, тогда в мир возникает как некая конструкция, где Бог играет в шахматы, расставляя в порядке комбинаторики пешки так, чтобы они друг с другом не пересеклись.

А.Пичугин

А теперь скорее пастырский вопрос такой, как почувствовать то, что он рядом с каждым страдающим?

Как почувствовать?

А.Пичугин

Наверняка приходят люди, которые задают этот вопрос довольно часто.

Я думаю, что ответ на этот вопрос абсолютно индивидуален для каждого конкретного человека. Здесь нет такой... нельзя написать инструкцию, которую дать можно священнику, врачу, или даже просто любому человеку о том, что говори такие слова, или подумай о том-то. Всякого рода инструкции становятся жалкого рода бледной тенью. Потому что даже если так просто прописать - думай о страданиях Христа, соотнеси и ты увидишь, что не так уж и сильно страждет... это становится каким-то таким морализмом, который все это убивает. Мне кажется, нужно быть просто открытым сердцем с тем, кто к тебе с этим приходит, не отвернуться от этого человека и сказать: «Я с тобой рядом. Я может быть тоже не вижу, мне отсюда тоже не видно смысла, почему это происходит, я не могу видеть, зачем это происходит, но я от тебя не отворачиваюсь, я буду с тобой рука об руку».

А.Пичугин

Знаменитая мать Тереза, которую огромное количество христиан католиков почитают, как святую и были опубликованы ее дневники, не так давно, где она явно пишет в течение многих и многих лет, не о своем неверии, а о богооставленности, которое она постоянно ощущает.

Но при этом она не оставляла того, чем она занимается. Знаете, богооставленность и преподобный Силуан Афонский писал, уже годы прожив на Афоне о тех отступлениях близости благодати, которые ему пришлось пережить и о том, как трудно это ему далось. Другой опыт и абсолютно другой путь, но тем не менее, тоже бывает. Но он не ушел с Афона и не перестал быть монахом, мать Тереза не перестала нести то милосердное служение, тысячам, может быть десяткам тысяч людей, которое она осуществляла. Внутренние кризисы - одно, а насколько ты им поддаешься во внешнем поведении - другое.

А.Пичугин

А как такие люди, скажем, скорее к Силуану Афонскому, к которому могли приходить с такими вопросами, вот человек переживает внутренний кризис богооставленности, или отсутствия ощущения благодати, а к нему приходит человек с таким же вопросом, и что ему говорить, если он сам переживает это состояние сейчас?

Я думаю, что в таком случае можно помолиться вместе, или сказать, что ты в том, что ты испытываешь не одинок и то, что тот, кто казался тебе некоей иконой, статуей, уже готовым к канонизации праведником, на самом деле не чужд тех же состояний, которые и тебе бывают свойственны. И этом может оказаться на самом деле очень поддерживающим и вдохновляющим. Вы знаете, я поделюсь небольшим личным опытом. Мне в свое время очень трудно давалось какое-то приобщение опыту Иоанна Кронштадтского. Мне и сейчас не нравится то, как издана его книга «Моя жизнь во Христе». Стиль, несколько заслащенная духовная словесность конца XIX- начала XX века, завышенная пафосность, стояла неким препятствием между моим недостойным грешным восприятием и святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. А потом, когда я прочитал его настоящие дневники, которые он вел, которые сейчас к счастью изданы, на протяжении многих лет своей жизни, и где было написано о том, что опять рассердился на жену, не смог сдержаться. Вот опять на литургии, коллега пришел не трезвым, я не мог сохранить по отношению к нему мирности и долго молился, чтобы стоять у престола и служить дальше. Даже то, как он там преодолевал немощь, сделаем поправку на XIX век, табакокурения, которое отнюдь не сразу, привычка от которой он отказался. И он как пишет, что понимал, как ниспадение и как то, что он должен преодолеть. Сделало удивительно близким. Я теперь вот эти дневники в минуту жизни трудную перечитываю, чтобы понять, что великий святой не вовсе чужд в своем опыте тому, что в иной раз и мы испытываем.

А.Пичугин

Это же очень хорошо Лесков в «Самарянах» описал.

Да, поэтому вот это нахождение чего-то, что нас объединяет и прохождение, я не хочу сказать, что мы должны объединяться во грехе, упаси Бог, в любом святом можно увидеть немощь и сказать: «Ну вот, и я тоже буду грешить, потому что он грешил». Я не про то хочу сказать, а про то, что некий путь борьбы, который тебе вовсе непонятен, но который при этом проходил святой до того, как он достиг высот, которые от тебя очень далеки, он может оказаться вдохновляющим и помогающим. В том числе и в преодолении скорбей, печали и несчастий. Ведь мы же знаем святых, которые с этим сталкивались, мы знаем святых, которые сталкивались со смертью детей, с болезнями, с отъятием царства. В том числе близких нам по времени по отношению к которым не древнерусские, или византийские житийные образы, но как бы реальность, вот уже руку протяни, стоит. А наши новомученики, по отношению к которым мы можем узнать очень много такого рода вещей, которые могут нас сейчас поддержать. Я думаю, здесь есть на что опереться.

В.Емельянов

Протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского Патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Хотелось бы подойти к такому вопросу, можно бесконечно спрашивать: почему, за что. Но, будем всегда получать совершенно разные ответы от всех. Потому что одни люди, удержанные, скажем, от зла, ранней смертью, скажем, тяжелой болезнью, возможно безумием, а другие почему-то наоборот получают карт-бланш и творят безнаказанно, что хотят, иногда даже умирают тихо, спокойно, мирно в своей постели в доме, в кругу семьи. И выходит здесь в этом мире, мы собственно тогда, получается и не можем понять смысла вот этого всего происходящего, но тогда может быть и не пытаться и вопросы задавать и не пытаться объяснять этого всего? Просто говорить: пути Господни неисповедимы и все, а не придумывать какие-то неправдоподобные слова утешения - «там ему будет лучше», - условно говоря, если мы говорим о на наш взгляд невинно погибшем человек, или это наоборот, это свершилось, чтобы он больше не грешил. Просто говорить в таких случаях: «мы не знаем» и вот так будет честно. Мы не знаем, не знаем, и все, почему так происходит.

Человеку свойственно искать справедливость и нам невозможно отказаться от этого внутреннего желания, этим стремление пропитана вся словесность и стремление народной души, чтобы добродетель была вознаграждена, а грех и порок наказаны. Чтобы праведность сияла всему миру, а злодею как следует надавали по пятой точке, еще желательно, чтобы он исправился и осознал...

В.Емельянов

Нет, главное, чтобы надавали.

Ну или в крайнем случае надавали. Это желание справедливости, оно само по себе понятно. Но дело в том, что, можно сказать словами пророка Исайи: «Бог говорит: пути Мои - не пути ваши». Или Исаака Сирина: «Не называй Бога справедливым». Потому что если Бог был бы только справедлив, ты давно был бы в аду. Это желание справедливости, оно часто в нас работает по отношению к другим, по отношению к самим себе мы желаем милости - я конечно сделал то-то, то-то, но тут надо со мной желательно не по правде действовать, а исходя из того, что меня нужно простить, просто простить.

В.Емельянов

Господи, ты уж будь добр, пожалуйста.

Уж прости меня, будь добр. Но если мы по отношению к себе желаем закона милости, то по крайней мере нужно ограничивать это свое желание справедливости и вот такого воздаяния так, как оно нам видится правильным - здесь и сейчас. К тому же есть же слова еще древние Священного писания, еще Ветхозаветной мудрости - «Бог кого любит, того и наказывает». Наказывает в смысле учит через наказание. Потому что пока это что-то действие в твоей жизни есть - это значит, ты не безнадежен. Значит тебя еще Господь призывает через то, что, может быть ты машину разбил - не будешь гонять, заведомо простой пример. Это у тебя заболело - не будешь по сторонам смотреть, воровать не будешь, или налоги начнешь платить через такое действие промысла Божия. Хуже всего, когда это уже ничего тебя не касается - это уже какой-то звоночек про безнадежность, что с этим не делай человеком, он ничего уже никак не поменяется.

В.Емельянов

Отец Максим, спасибо Вам большое за такую содержательную беседу, вроде мы с Вами начали с одного, да, с 75-летия начала Великой отечественной войны, закончили совсем другим. Но поговорили об очень многих и об очень важных вещах. Я надеюсь, что нашим слушателям тоже наша беседа пошла на пользу, как и нам с Лешей.

А.Пичугин

Ретроспективно затронули какие-то очень важные опорные точки, но Вы обещали, что мы поговорим по этим богословским вопросам, которые затронули, но которые хотелось бы более глубоко понять, по отношению Бога, который находится вне времени и смотрит на временного человека и видит его жизнь, как на какой-то прямой, уходящей в бесконечность отрезками.

В.Емельянов

А мне вот также бы еще хотелось, чтобы мы с Вами однажды, когда Вы придете в следующий раз вернулись к разговору о Комитете государственной безопасности Советского союза и церкви. У нас сегодня в гостях был протоиерей Максим Козлов - первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. Спасибо Вам большое за столь содержательный разговор!

Всего доброго, обещаю прийти и поговорим на означенные темы!

В.Емельянов

До свидания.

А.Пичугин

Всего хорошего, спасибо!

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость?

Размышляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться?

Недавно ко мне пришел один человек - очень хороший, очень верующий. Он рассказал, что не может больше молиться, не может заходить в храм. С ним произошла страшная история. У него была знакомая двадцати лет, которую он знал с детства. У этой бедной девушки были долгие периоды депрессий, она была психически тяжело больна. Они с мамой были некрещеные, неверующие. Однажды эта девушка пропала. Ее долго не могли найти. Но по телефону смогли определить, что она пошла в лес, туда, где были вышки, с которых летом можно прыгать вниз на резиновом канате - такой аттракцион. Когда мой друг искал ее, он очень горячо молился. Ему казалось, что Бог его слышит и что она обязательно останется жива. Но он сам ее нашел. Она была мертва. Девушка покончила собой, спрыгнув с вышки. Это было страшно. И он не смог принять то, что Бог допустил смерть этой девочки. Ясно, что мир несовершенен. Но как всесильный Бог, который сотворил этот мир, как Он мог это допустить? И как можно верить в Бога, когда такое происходит на земле?

Заслуженное страдание легче принять

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога - всякий грешник получает прощение от Бога, если он искренне кается в своих грехах (среди святых есть один, убивший 400 человек). Но уже получив прощение, он все равно решил сдаться властям, и был казнен. Хотя никто его из монастыря не выгонял, никто не требовал, чтобы он сдался, - священник, которому он покаялся, не мог бы его выдать, иначе бы он нарушил тайну исповеди. Но сам этот разбойник, подходя к Чаше, видел одного из убитых им младенцев и сильно мучился. Пробудившаяся совесть не давала ему спокойно жить, он хотел понести наказание.

Если человек знает, что терпит за свои грехи, то он это страдание принимает. Благоразумный разбойник, который был распят со Христом, сказал: мы принимаем достойное по нашим грехам. Недавно я прочитал рассказ об одной женщине, которая взяла на себя грех сына. Муж сильно издевался над ней, и взрослый сын, не выдержав, убил его, а эта женщина взяла вину сына на себя и села вместо него в тюрьму. Она говорила своим сокамерницам: «Я знаю, за что сижу, и каждый день радуюсь, что отбываю срок за сына, а он живет на воле». Так бывает, если человек понимает, за что он страдает. Но если он не понимает?

Человечество - единый организм

Нужно вспомнить, дорогие друзья, что, когда был создан этот мир, в нем не было страданий. Бог страданий не сотворил. Как тогда они появились? Некоторые говорят: «Бог же знал, что Адам согрешит. Почему же Он не создал Адама таким, чтобы он не совершил греха?» Ответ простой: Бог создал нас свободными. Мы не запрограммированы, как машины, на добро. Мы сами решаем, куда пойти, что сделать, как поступить, как жить. Мы даже можем решить, верить нам в Бога или нет - такая величайшая свобода нам дана. Бог есть, а некоторые люди абсолютно убеждены, что Его нет.

Начало страданий, начало греха заключается именно в том, что человек в своей свободе может выбирать путь зла. Животные, птицы - они имеют относительную свободу, но не выбирают между добром и злом. Волка можно, конечно, застрелить за то, что он задрал овец, медведя-людоеда можно убить, но все-таки нельзя посадить его в тюрьму и дать ему срок за то, что он сделал. Он не понимает, что делает. А человек понимает.

Но почему же мы-то страдаем от того, что Адам неправильно воспользовался данной ему Богом свободой? Мы ведь не ели от древа познания добра и зла? Хотя некоторые, наверное, уже ели… Ну, младенцы точно не ели. Почему же тогда рождаются детки с сердечными патологиями, с уродствами, несовместимыми с жизнью? Разве младенцы в чем-то виноваты?

Мы созданы Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на всех остальных. Это только кажется, что мы отделены друг от друга пространством, у нас разный интеллект, разный внешний вид, разный цвет кожи, разные пристрастия. На самом деле человечество - это единый организм, созданный Богом по Своему образу - образу Пресвятой Троицы, единой в Любви. То есть мы все личности единой человеческой природы и связаны очень тесно. Мы все родственники, мы с вами братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые сейчас живут по всей земле, - мы все одно. И поэтому то, что нарушается в одном, оказывает влияние на других. Поскольку Адам - наш общий праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.

Почему Бог не наводит порядок?

Но тогда можно сказать: «А почему Бог, в конце концов, не наведет порядок? Ведь он знает, кто больше грешит, а кто меньше. Среди нас, возможно, находятся будущие преступники, которые совершат тяжкие преступления. Так может быть, лучше сразу их ликвидировать, чтобы они не мешали другим?» Мы этого не знаем, но Бог-то знает. Почему же Он допускает этим людям жить?

Дело в том, что мы с вами живем во времени, которое является путем в Вечность. Жизнь, которой мы сейчас живем, это не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом. В этот мир, где мы с вами находимся, мы были изгнаны из рая после совершения греха. И наше пребывание здесь временно. Это не то место, где мы можем хорошо устроиться, купить себе красивую мебель, дачу, машину, найти замечательную жену или мужа, устроиться навечно и пользоваться всеми этими благами.

Жизнь - это дорога, где нам нельзя собирать много вещей, это дорога, которая однажды кончится. Бог ждет конца истории, чтобы подвести некую черту. Ведь если прямо сейчас начинать разбираться, кто прав, кто виноват, боюсь, всем нам не поздоровится. У каждого из нас есть грехи, и я далеко не святой. Если человек священник или ходит в церковь, это не значит, что он святой, как некоторые думают. Чтобы совершить суд, нужно закончить с этим миром вовсе, остановить время и разбираться с каждым, кто жил и кто еще живет. И это произойдет обязательно, но Бог ждет, когда покаются люди, которые пока еще не пришли в сознание греха.

Некоторые даже думают, что Бог как бы завел некие часы, и мы теперь тикаем здесь сами по себе, а Он сверху смотрит и не вмешивается. Но как Он терпит столько зла? Почему он не вмешивается? Какой-то жестокий получается Бог, скажете вы. Куда же Он смотрит? Где Он? И тут мы подходим к самому главному.

Бог на кресте

Один мудрый батюшка, когда его спросили, где же Бог, очень просто сказал: Бог на Кресте. Бог приходит на землю, становится человеком и проживает человеческую жизнь со всеми ее трудностями, приняв на себя даже последствия первородного греха, хотя Он чище и безгрешнее, чем новорожденный младенец. Безгрешному человеку жить среди нас, грешных, очень тяжело. Вы читали «Идиота» Достоевского? Это была попытка показать образ святого человека в нашем грешном мире. И чем кончилось? Герой просто сошел с ума.

Когда Господь был на земле, Он так уставал, что спал на корме лодки, которая буквально тонула в волнах. Перед тем как принять на Себя грехи всего мира, перед крестным страданием, Господь так горячо молился в Гефсиманском саду, что пот его был, как капли крови.

Он принял на себя страшную мучительную смерть. Пережил многие унижения. Люди, которых Он исцелял - а ни один человек не отходил от Него без помощи, - кричали: «Распни, распни Его!» Хотя эти люди могли Его освободить, но они освободили разбойника.

Смерть на кресте - страшная смерть, смерть-пытка. Когда человека прибивают гвоздями ко кресту, он вынужден опираться на раны на руках или на прибитые гвоздями ноги. Распятый человек умирает от удушья. Это страшное истязание, страшное мучение. Проводили даже такой эксперимент: люди долго стояли просто с поднятыми руками - они начинали задыхаться от того, что грудная клетка поднята вверх. А у креста стояла толпа людей, они смеялись и кричали: «Спаси себя, если ты - Бог». Как известно по современным исследованиям плащаницы, Христа секли страшными бичами со свинцовыми наконечниками, сдирающими кожу. На плащанице видно, что вся спина Его была исполосована ими.

Он был так избит, что Сам не мог нести крест, Ему помогал Симон Киринейский. Когда Он нес верхнюю перекладину, которая была привязана к Его рукам, и когда, обессиленный, спотыкался по пути на Голгофу - Он падал лицом в пыль, частички этой пыли были найдены на плащанице. На главу Его надели терновый венец с острыми шипами, они впивались в кожу, и струи крови текли по Его лицу.

Физическое страдание усугублялось еще и нравственным, духовным страданием, которое непостижимо для нас - Он произнес на кресте фразу, которая всегда приводит меня лично в состояние внутреннего содрогания, на кресте Бог-Сын обращается к Богу-Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?»

Что-то похожее переживает и мой друг, который думает, что Бог оставил эту девочку. Это невыносимо тяжкое страдание, и оно было пережито самим Богом. Это страдание и есть то, что сделал Бог, чтобы победить зло, чтобы уничтожить само страдание. Вот путь избавления от страдания. Страдание исцеляется страданием. Смерть убивается смертью. Умирая на кресте, претерпевая страдание, Он уничтожает его силу. Теперь каждый, кто страдает, может обратиться ко Христу, и быть с Ним, и получить от Него помощь. Такая помощь приходит. Потому что теперь страдание не имеет такой силы, которая была до Христа. Теперь страдание имеет смысл. И каждый страдающий теперь приносит себя в жертву и страдает со Христом.

Нельзя смиряться со злом

Когда мы столкнемся с несправедливостью, со старостью, со смертью, мы можем обратиться с молитвой ко Христу, вспомнить Его страдание за нас, и помощь придет, хотя, может быть, и не сразу.

Это не значит, что страдание мгновенно кончится. Оно попущено Богом, чтобы очистить нас от греха. Наша душа, оскверненная грехом, иначе очиститься не может. Как нельзя без щетки вычистить въевшуюся грязь, так и страдание очищает въевшуюся в душу грязь греха, оно имеет для нас очистительный смысл, оно делает человека совершенным. Ведь когда человек страдает, он являет свою любовь, и это еще один смысл страдания.

Я закончу рассказом об одной книге, которая раскрывает тайну страдания. Это книга Иова: в ней рассказывается о том, как жил на земле один праведник, он был богат и у него было много детей - его звали Иов. И дьявол сказал Богу: «Иов Тебя любит, потому что у него все есть, отними у него богатство, посмотрим, как он будет Тебя любить». И вот у Иова все рушится, гибнут дети. Жена говорит ему: «Похули Бога!» А Иов отвечает ей: «Бог дал, Бог взял». Потом он заболел тяжелой болезнью. Жена ему говорит: «Похули Бога и умри». А он говорит: «Надо все принимать от Бога, хорошее и плохое». Пришли к Иову его друзья и говорят: «Это тебе все за грехи, ты покайся, и все пройдет». Но Иов не знал за собой греха. Он принял свою судьбу, свое страдание, и в конце Бог явил ему Себя и открыл некую тайну. Тайна примирения с Богом открывается человеку непостижимым образом.

Нельзя смиряться со злом, нужно обязательно стараться, чтобы в мире было меньше страдания, нельзя отойти в сторону, нужно помогать людям. У нас молодые люди - добровольцы ходят помогать в областную детскую больницу. Там есть дети из детских домов, и их никто не навещает. Добровольцы ходят к ним каждый день, играют, берут на руки, заботятся о них.

Если человек не соглашается с тем, что в мире есть страдание, то он должен стараться, чтобы страдания в мире стало меньше, а любви стало больше. Нужно не просто размышлять, а самому начать над этим трудиться, молиться и состраданием, помощью другим умножать в мире любовь. В этом делании и в молитве ко Христу, распятому и воскресшему, и открывается тайна страдания.

Споры между теистами-брахманами и буддистами-атеистами нешуточно разгорались еще за полтысячелетия до Христа. Ведь вера в любящего Вишну управляющего миром или в Брахму — творца мироздания, существовала уже тогда. Главным аргументом буддистов против брахманов в этой теме был как раз этот. Благой творец не мог создать мир полный страданий. Согласно буддизму сама жизнь — есть страдание. Всякие разговры про то, что дескать это грешные люди данной им свободой выбора злоупотребляют, не выдерживает критики, и тут как минимум две причины: во-первых, бог должен был предусмотреть границы допустимой свободы человека, и сам же его создал таким, с его наклонностями жестокими, иначе он не всемогущий. За что тогда обвинять человека, если он сам создал его таким? Во-вторых, это касается не только человека. Потому что любое животное гораздо более жестокое существо, чем человек. Товарищи ноющие про единение с природой как-то забывают, что животные вообще лишены жалости и убивают друг друга часто…

«В мире столько безумия, что извинить Бога может лишь то, что он не существует» — сказал когда-то Стендаль. Вся история человечества – это история страданий. Испокон веков людей преследуют бесконечные войны, насилие, притеснения и издевательства, жуткие преступления, жесточайшие казни, вопиющее к Небу торжество несправедливости. Даже в мирное время землян терзают и истребляют болезни, голод и всевозможные природные катаклизмы. И, казалось бы, действительно – ну почему Господь так и не навёл на Земле порядок, допускает столько зла и позволяет своим созданиям так мучиться?

Искушение Адама и Евы

Если Бога нет, то всё земное безумие можно объяснить исключительно человеческой дуростью, естественным отбором, вечной борьбой за место под солнцем и нелепыми случайностями. Но в таком случае само существование людей и их страдания, по сути, становятся безсмысленными и безысходными. С точки же зрения православных христиан — всё в мире имеет глубокий смысл и может быть объяснено….

Страдание – это боль, неизвестность, одиночество, отверженность, болезни, немощи, страхи. И все мы имеем страдания в какой-либо сфере жизни: духовной, душевной, физической, материальной, личной. Почему же мы страдаем?

Сотворенный Богом мир не был предназначен для страданий, но в результате грехопадения первых людей дьявол принес страдания на землю.
Дьявол сбил с толку первых людей. Он посеял в их сердца сомнения по отношению к Богу. И по сей день, используя разные ситуации, дьявол делает все, чтобы мы перестали верить Богу.

ХРИСТОС НЕ ОТМЕНИЛ СТРАДАНИЯ

Интересно, что Христос, придя на землю, не отменил страдания, но Сам испытал все, что мы с вами переносим на этой земле. Более того, Он добровольно взял нашу боль на Себя. Об этом написано в 53-й главе книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и…

Дэвид Поусон – известнейший английский богослов наших дней. Перу Дэвида Поусона принадлежат десятки богословских книг, его учения записываются на аудио и видеокассеты, что позволяет миллионам людей понять великие тайны Писания и помочь многим ответить на насущные жизненные проблемы.

Множество людей задают мне вопрос о страданиях. Мне знакомо это чувство – я пережил личную трагедию в кругу семьи. Но я спрашиваю себя: почему я не страдал больше? Множество христиан чувствуют то же самое, их вопрос не в том, почему они страдают, а почему они не страдают больше, принимая во внимание все то, что мы сделали Богу. Меня изумляет, что мы до сих пор живы. Как служитель, я видел очень много страданий. Я думаю, служителя занимают второе место после докторов и медсестер в этом плане, перед их глазами проходит столько же людей, переносящих страдания и боль. Я обращался к Богу, чтобы получить успокоение души, потому что мой разум задавал мне один и тот же вопрос: “Почему,…

Ответы Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на вопросы телезрителей православной телекомпании «Союз».

– «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».

– Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми и свою злобу не…

Более серьезной, чем вопросы о чудесах или отношениях между наукой и Библией, является мучительная проблема, почему ни в чем не повинные страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему все время вспыхивают войны, в которых погибают тысячи невинных людей, заживо сгорают дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо Бог всемогущ, но не добр и не желает положить конец злу, либо Бог добр, но не всемогущ, если Он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не имел ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Мы никогда не должны…

Maximillian DeVille Высший разум (101421) 7 лет назад Грустно это всё…
Особенно, если задуматься о том, что, как правило, не пишут на могилах.
О причинах смерти.
О да, конечно, хочется верить, что это была быстрая безболезненная смерть.
Ребёнок засыпает.. . а просыпается уже в Раю, пото, что Добрый Боженька увидел такого вот земного ангелочка и решил его сделать ангелочком небесным.
Но так не бывает.. . Так не всегда бывает.
Это могли быть какие-то страшные и неприятные травмы.. .
Слышал как-то новость про изнасилованную 2-хлетнюю девочку.. .
Это могли быть тяжёлые врождённые заболевания, от которых ребёнок мучительно умирает в течение нескольких месяцев, а то и лет.. .

Варианты, что Бог решил перенести лучшее, что есть на Земле на Небо, отвергаются.. .
Ибо, почему такими способами?
Кара родителям?
Интересная интерпретация Бога. . карающего родителей, насылая мучения на ни в чём не…

Почему Бог допускает войны?

П. И. РОГОЗИН

ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ ВОЙНЫ?

Скачать WinZip (Word 97)

“Безрассудно ты поступил теперь.
За то отныне будут у тебя войны” (2 Пар. 16:9)

Почему Бог допускает подобные зверства?», «Почему Бог не сделает так, чтобы не было войны?» Эти вопросы были у всех на устах и буквально висели в воздухе во время двух мировых войн. Теперь, когда в мире опять сгущаются зловещие тучи взаимного истребления, вопрос: «Почему Бог допускает войны?» - вновь становится жизненно важным и актуальным.

Для исторического этапа, нами переживаемого, нет более острой темы, чем «неизбежное столкновение» двух взаимоисключающих лагерей… Каждый задается вопросами: «Что день грядущий нам готовит?» и «Чем все это кончится?».

Как избежать войны - главная проблема нашего поколения. Все другие проблемы отошли на задний план.

В своем многовековом отступничестве от Бога человек дошел до таких пределов, когда он должен или…

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития. А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры…

Почему Бог допускает зло?

Природа зла — область сокрытого знания

Наш разум — не есть разум Господа или даже ангелов, поэтому ряд категорий бытия просто в силу природы нашего сознания являются непознаваемыми. Помимо этого, как далеко не ушла бы наука, есть часть знаний, которая никогда не станет достоянием человечества в силу своей «секретности». В Библии об этом говорится, например, в книге Второзакония (29:29): «Сокрытое знание принадлежит Господу, а открытое (т.е, которое может быть открыто научным путем) — нам и сынам нашим до века».

Догадки о первоначальном происхождении зла можно строить бесконечно. Ни у кого нет исчерпывающего ответа, т.к. этот вопрос относится к категории «сокрытого знания». Мы лишь имеем дело с аксиомой реального существования зла, с которым вынуждены сражаться. Для успеха в этом деле необходимо четко представлять …

ЭТОТ ВОПРОС - самый распространенный из всех, что люди задают о Боге. Если Бог всех любит, то почему злые люди процветают, а невинные погибают? Почему бы Богу не вмешаться: помог бы им, спас, избавил от их бед.
… Миллионы людей погибли во время Второй мировой войны. Невинные люди гибнут и сегодня по всей земле. Дети рождаются неполноценными, подростки получают увечья, взрослые становятся инвалидами, пожилые люди — парализованными. Куда ни посмотри — повсюду убивают, обманывают, крадут, грабят. И кто же жертвы? В основном беззащитные, невинные люди — дети, старики.
Вы спросите: куда же смотрит Бог? Разве Он не любит людей? Разве не Он сотворил человека? Почему Он тогда не помогает? Почему допускает всё это? Ведь всё же в Его власти! Чтобы разобраться в этом и выяснить, можно ли решить проблемы, стоящие сегодня перед человечеством,надо вернуться к самому началу.

1. БИТВА ДВУХ ЦАРСТВ
Как повествует Библия, ещё до сотворения человека, Люцифер, главный из…

Почему Бог допускает такие страдания?

Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.
Заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. Обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.

(Прем. 11, 27; 12, 2, 18).

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

(Ис. 55, 8-9).

Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

(1 Кор. 11, 31-32).

Бог бы и не хотел давать нам скорбей, но беда наша в том, что без скорбей мы не умеем спасаться!

Священник Дионисий.

Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут, но последним…

Человеческая история – это есть самая настоящая история мучений и страданий. Во все времена людей преследовали войны, насилие, унижения, жестокие преступления и казни. Даже сейчас, когда нет войны (по крайней мере, у нас) людей всё равно истребляют смертельные болезни, голод и различные природные катаклизмы. Почему же наш Создатель никак не наведёт порядок на Земле, зачем позволяет злу править миром и допускает страдания своим созданиям? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти, прочитав эту статью целиком.

Зачем Адаму показали яблоко?Первые, живущие на Земле люди, пребывали в счастье, ведь они жили не просто на Земле, а в раю. Но вдруг Адам и Ева поступили легкомысленно: они послушали змия-искусителяи тем самым нарушили единственную Божью заповедь. Стоило им только вкусить запретное яблоко с дерева познания добра и зла, как весь мир моментально был атакован злом, а природа всего живого была исковеркана: многие животные стали хищными, появились вредные насекомые,…

В качестве ответа на вопрос - «Почему Бог допускает страдания?», мы приводим интервью с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом. В своем интервью владыка отвечает и на другие не менее важные вопросы.
- «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».
- Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем,что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать…

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость? Размышляет епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Снова бомбежка. 1941 год. Фото Б. Ярославцева

Заслуженное страдание легче принять

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога - всякий грешник получает прощение от Бога, если он искренне кается в…

Этот урок целиком посвящён проблеме теодицеи, то есть учения, которое согласовывает веру в Бога с наличием в мире страданий, различных бедствий, зла. Хотя этот термин и был введён в XVII в., но сама проблема известна с древних времён. Если Бог является всемогущим и бесконечно благим (т. е. добрым) Существом, то почему в мире происходят различные стихийные бедствия, войны, болезни и смерть? Каждый день приходят известия о новых страшных событиях. Казалось бы, если Бог существует, желает всем всеобщего добра и достаточно могущественен, чтобы достичь всего, чего желает, то ничего из перечисленного не должно быть! Но ежедневно мы сталкиваемся в мире со злом и страданиями, а значит, либо Бог желает существования всего этого (т. е. Он не всеблагой), либо Он не достигает всего, чего желает (т. е. не всемогущ), либо Бога не существует вообще. В религиях мира данный непростой вопрос разрешается по-разному. Например, древний политеизм просто заменил всемогущего Бога множеством мелких…

Если к единичным случаям смерти мы привыкли, то массовая гибель людей, особенно соотечественников, шокирует всё общество. Так было и с рейсом А-321 из Египта, и с погибшими во время теракта в Париже. А до этого были Беслан, Норд-ост, башни-близнецы... Периодически мы слышим об очередных техногенных катастрофах. Снова мир стоит на грани войны: слишком усилилось противостояние интересов разных групп государств.

Мы знаем и верим, что Бог, сотворивший мир, наш Небесный Отец, есть само Благо, сама Любовь, сама Истина. Так почему же Он допускает эти смерти, эти страдания, почему попускает злым людям совершать их злодеяния? Почему допускает стихийные бедствия, не связанные, кажется, с греховной человеческой волей, в результате которых гибнут сотни и тысячи людей? И как нам реагировать на эти бедствия, как не поддаться панике?

Об этом мы поговорим в ближайших материалах.

М. Молотников

«Если не покаетесь...»

В Евангелии от Луки есть такой отрывок. Христос спрашивает слушающих Его: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все… погибнете (Лк. 13, 4–5).

Погибли восемнадцать человек, на которых рухнуло здание. Но почему именно эти восемнадцать? Что, они были грешнее других? Нет. Господь говорит, что такой вопрос вообще неправомерен. А какой же урок нам надо извлечь из этой смерти, вообще из любой катастрофы и массовой гибели людей, из смерти наших близких? Ключевые слова – «если не покаетесь». Надо понять, что причиной всякого зла, совершающегося на земле, является человеческий грех, греховная воля человека. А что значит покаяться? – Это значит увидеть, почувствовать как величайшую беду, что наши души смертельно больны грехом; «ухватиться» за Того, Кто от этой тяжкой, смертельной болезни может освободить, исцелить; постараться жить так, как Он учил. Если же не можем так каяться, то хотя бы вздохнуть, перебрав в памяти то, в чём обжигает совесть, и прошептать от сердца: «Господи, прости!» А еще, хоть иногда, перед тем, как что-то сказать или сделать, подумать: «А угодно ли это будет Ему?»

М. Молотников

Иконография чрезвычайных ситуаций. Часть 1

Общими особенностями всех чрезвычайных ситуаций является радикально или внезапно изменившаяся обстановка и связанные с этим особо неблагоприятные, угрожающие факторы для жизнедеятельности человека; катастрофические или разрушительные изменения в жизни людей. Поскольку универсальным признаком любой чрезвычайной ситуации во все времена является непосредственная угроза для здоровья и жизни людей либо угроза срыва их деятельности, направленной на решение жизненно важных задач, то во все времена люди старались не только найти выход из таких ситуаций в момент их наступления, но и иметь определенный алгоритм действий в случае их возникновения. Выход люди всегда искали и, с помощью Божией, нередко находили.


Иконография чрезвычайных ситуаций. Часть 2
Автор: Епископ Николай Погребняк
А вот наводнений у нас случалось немало. Даже в относительно спокойном бассейне Москвы-реки происходили наводнения с катастрофическими последствиями. Летописно засвидетельствованы наводнения в Москве 1496 г., когда после лютой морозной и снежной зимы случилась "великая паводь", причинившая столице большой урон с человеческими жертвами. В июле 1518 г. и августе 1566 г. наводнения случились после "безведрия" - долгих непрерывных дождей, а в 1655 г. весеннее половодье уничтожило множество домов и даже повредило южную стену Кремля.
Вода поднималась порой очень высоко; при наводнениях 1788, 1806, 1828 и 1856 гг. были сделаны отметки на башне Новодевичьего монастыря. Но одно из самых больших наводнений было в 1908 г. - вода поднялась на 9 метров выше постоянного летнего уровня; слой воды у стены Кремля (!) составлял 2,3 м.; последнее крупное наводнение в Москве было в 1931 г. - вода поднялась почти на 7 метров. Летописные свидетельства о чрезвычайных ситуациях в лицевых рукописях сопровождаются лаконичными, но очень выразительными миниатюрами.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Добрый день! Из вашего ответа про "Что такое Бог" я понял, что это Творец нашего видимого мира и всего в нём, а также однажды на Земле лик Бога появился в Иисусе Христе. Если это действительно так, то у меня возникает вопрос, что же сейчас происходит с миром в котором мы живём? Я про войны, терроризм и идею золотого миллиарда. То есть если Бог создал наш мир, то почему допустил массовое уничтожение около 20-25 миллионов человек с 41 по 45 год? Разве эти 20 миллионов были грешны в прошлых жизнях и в эти годы искупили свои грехи ценой собственной жизни? У думаю, что либо тот Бог, про которого мы говорим - не всемогущ либо это не Бог вообще, к которому надо стремится ибо он не помогает. Разве может тот, кто сотворил целые миры - допускать гибель своих творений? Спасибо. С уважением, Илья

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте ещё раз, Илья!

Вопросы в духе вашего задавал еще праведный Иов примерно 3000 лет назад, и есть в Библии книга Иова, где праведник предъявляет жесткие претензии к Богу, похожие на ваши, находясь в состоянии борения, вызова… В конце концов ему является Бог, не отвечая прямо на все жёстко поставленные вопросы, после чего все выдвинутые вопрошания снимаются, — Иов от них отказывается. Это своего рода длинная и развернутая притча. Суть её такова, что важен какой-то живой и личностный контакт с Богом, и тогда многое предстанет в другом свете. Просите у Бога, обращайтесь к Нему! Может и не сразу, но со временем и Вам что-то будет дано… А вопросы всё равно останутся – Бог есть прежде всего тайна. Предположите хотя бы на секунду, что ваши представления о Боге могут быть весьма далеки от того, каков Бог на самом деле! Это хоть немного, но может помочь. Насколько Бог вообще всемогущ и почему Он так много допускает зла? Я не знаю… Бог потенциально гораздо могущественнее всех нас, но насколько Он всемогущ на самом деле, я тоже не знаю. На Божественной литургии, самой главной службе православной Церкви, мы молимся: «Ты – Бог неизреченен, неведом, невидим, непостижим…» Это самое точное, что мы о Нем можем сказать, и об этом – всё Писание! Если бы Бог был понятен для нас, Он уж точно не был бы Богом по определению. Это тоже я могу утверждать со всей уверенностью. А про остальное – только в смутных догадках и предположениях… А если уж внимательнее смотреть самое Писание, прежде всего Новый Завет, то там налицо судьба Христа, Бога воплощенного в человеческом образе. Он воскрешал мертвецов, исцелял от неизлечимых болезней и… позволил над Собой надругаться и в конечном счете стать подвергнутым самой унизительной и мучительной казни того времени – распятию (так поступали с последними рабами Римской империи, а по иудейскому закону такой человек считался проклятым). Итак, если Бог позволил это сделать со Своим уникальным и единственно-рожденным Сыном, то так ли удивительно, что Он позволяет что-то подобное с другими? Писание, кстати, изначально не обещало никому легкой жизни. Иисус Сам предупреждал о скорбной участи своих учеников. Сегодня, когда я Вам пишу, праздник Воздвижения креста – тоже напоминание об этом… «Возьми крест свой и следуй за Мною», как говорил Иисус. Но после креста, заметьте, следует Воскресение! И жизнь с физической смертью не кончается. Если бы она ограничивалась только этой биологической формой, тогда в самом деле, мы несчастнее всех людей, если надеемся на Христа только в этой жизни, не веря в Его воскресение и в конечное воскресение мертвых, как писал апостол Павел к коринфянам (1 Кор. 15: 12-19). А еще Бог открыл апостолу Павлу одну важную истину: «сила Моя совершается в немощи » (2 Кор. 12: 9). Да, Бог часто в этом видимом мире скорее немощен, чем силен. Его пути, Его тактика таинственны… Он не подчиняет и не принуждает никого силой – это делают сами люди. Он дает свободу всем нам самовыразиться и в хорошем, к чему непрестанно призывает, и в плохом тоже. Альтернатива этому? Пожалуй, мир, где всё было бы отработано, отлажено, предсказуемо, как в механизме, но тогда в этом мире не было бы никакой свободы… И не было бы самой жизни!

Приведу еще одни слова апостола – «Верою ходим, а не видением» (2 Кор. 5: 7). И не знанием, добавлю к этому. Если бы для нас было всё видно, оче—видно и ясно, это было бы сплошное знание, и тогда не было бы вообще нужды в вере. Но к вере опять-таки призывает нас всё Писание. К вере как доверию Богу, а заодно и верности Ему, а также уверенности в тех вещах невидимых, которые мы пока не можем наглядно показать и объяснить.

С уважением, священник Филипп Парфенов.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.