Проводник мертвых в живой мир. Кто твой психопомп? Краткий гид по переезду в мир иной

25 Проводник в Мертвый мир

Даниил понял, что жизнь его кончилась. Он никогда не умрет, но теперь всегда будет мертвым.
Он шел по молчаливому полю в ту сторону, где начиналось царство мертвых.
Он хорошо видел перед собой только один-единственный куст – все остальное расплывалось перед его глазами. Может оттого, что он плакал? Но умеют ли ангелы плакать? Может оттого, что он стал близорук? Но ведь ангелы видят не глазами, а душой.
Скорее, этот куст был его высшим предначертанием. Если бы ангел умел читать иероглифы в этих очертаниях ветвей, он бы прочел: «Здесь тебя ждет тот, кто поведет тебя в царство тьмы».
Не успел Даниил приблизиться к кусту, как из него выскочил невысокий мужичок в черной рубахе и сапогах. У мужичка была борода до земли, нос, точно белый гриб, а руки – тонкие, как ветки рябины. Существо выросло будто из-под земли.
- Я – твой проводник, - сказало существо. - В царство мертвых лучше заходить с другой стороны. Туда мы будем идти пешком. Это недалеко. Хотя все относительно, и до вечера, до полной тьмы мы дойдем.
Судя по всему, что вечер наступал через два часа, идти было недолго. И Даниил даже удивился, что совсем рядом с городом есть Мертвый мир.
Они шли по безжизненному полю, потом вдоль леса, издали наблюдая, как по шоссе бегут автомобили совершенного технического мира.
Проводник был молчалив. Да и что он мог говорить? Этот человек, может, навсегда остался между суетой города и Духом, он всегда в дороге. Эту неопределенность души Даниил хорошо знал, и ему показалось, что люди по своему порочному духу – больше проводники, всегда стремящиеся всех живых увести в свой Мертвый мир.
От проводника слегка несло спиртным, и Даниил догадался: он иногда задерживается, прячется за куст, чтобы отпить глоток-другой порочной воды.
Наконец, они приблизились к каменной арке – одинокой, среди бескрайнего поля. За ней начинались каменные ступеньки, которые вели вниз. И Даниил понял: это путь в подземное мертвое царство.
Они спускались минуту-другую и оказались в многолюдном городе. Как много людей умерло за все прошедшие века! Здесь были те, которые при жизни стремились жить в больших городах.
О, как тесно было им теперь. Мертвые души буквально проталкивались среди множества себе подобных. Терлись друг о друга животами, спинами, им тяжело было пошевелить рукой, а каждый мелкий шажок в этой толкотне был для них большим достижением.
- Куда они идут - эти люди? – спросил Даниил.
- О, они идут в разные стороны: идут на работу, в магазины, в больницы, в игорные дома, в храмы. Но мы туда не пойдем. Наш путь другой. Тем, у кого ангельские души, полагается тихий уголок, удаленный от всей этой суеты.
И они свернули на малолюдную улицу – такую знакомую Даниилу с детства - и пошли по каменной дороге.
Во дворах копошились люди. Даниил стал к ним присматриваться.
Странно, это все были души людей, которые умерли при его жизни. Он всех знал, видел, все они теперь умерли. И Даниил удивился, что и здесь у них было точно так же, как и в жизни.
- У нас здесь настоящий город, - говорил проводник, - люди все смертны, - они прибывают к нам, в вечность. Мертвому оттого хорошо, что ему умирать больше не надо. Пожалуй, там, на Земле, они малые дети, которые не могут поделить между собой все свои игрушки. Они все боятся попасть сюда.
Мертвые люди подходили к заборам, приветствовали Даниила и говорили ему: «Мы сами были детьми, а теперь повзрослели. Мы все видим и все понимаем, нам надо пахать, надо сеять, нам тоже надо жить, если мы не будем сознавать себя, все, что вокруг нас - пропадет, останется лишь наш темный дух в пустоте.
Даниил всматривался в глаза людей и удивлялся их чистоте. Другая психология! Это другие люди. Как они все светло видят! Им было стыдно за ту прошедшую жизнь. И они оправдывались, что в живой жизни они были просто детьми.
Какой был их возраст? И младенцы, и старики. Они были просто молоды. Примерно одного все возраста, каждый сохранил свои особенности земных очертаний, но все в них было прекрасно.
- Что можно сказать живым? – спрашивали они. – Умеют ли они жить без отрицательных эмоций? Это присуще только мертвым, только мы спокойны. Они, живые, еще так мало знают о жизни, они могли бы жить в тысячу раз лучше, но для этого надо понимать, что это зависит только от него – живого человека.
У нас особые тела, особые чувства – у нас большое преимущество: нам не надо бояться смерти, потому что мы и так мертвы.
Здесь, под землей, они повторяли нашу земную жизнь, - и если бы вместо облаков по небу не плыли гробы, Даниил бы поверил, что вернулся назад на пятнадцать лет.
Они жили в его же городе, в знакомых домах. И все же это был не совсем город его детства.
Он удивлялся и радовался тому, что мертвые были совершенно лишены чего-то отрицательного. Они были даже веселее, радостнее живых, с более живыми, чистыми сердцами, хотя лица их оставались серьезными.
Даниил ходил по их улицам со спокойным сердцем. Ему не было страшно. Здесь не было злых, нечистых душой людей.
Все они двигались медленно, плавно, они не улыбались. Но это компенсировалось красотой их душ.
- Здесь нет совсем отрицательных эмоций! - сказал Даниил.
- У мертвых нет отрицательных эмоций! Им неестественно причинять хоть малейший вред собственным душам, - ответил проводник. – Жизнь тут происходит в спокойствии души, а у кого душа самая спокойная как не у мертвого? Живые существуют, а мы живем. Мудрецы живых призывают умереть для жизни, чтобы жить. Да, вы, живые, существуете, вы не получаете радости от своей собственной души. Если бы над живыми плавали гробы, а не облака, им бы стало все ясно. Здесь мы умерли для всякого зла. У нас, рассуждающих о вечности – все добрые. «Мертвые знают меру», - эта мысль меня довольно глубоко затронула. У них нет больших запросов, желаний, у них чувство так страшно не исковеркано, как у живых. Часто живые люди отчаиваются, они сами, не зная, почему, желают быстрее стать мертвыми. Спешат в это царство, когда в живой жизни можно жить и жить, но живым это не объяснишь.
- Живые, которые попадают сюда, в большинстве своем малые дети. Им приходится учиться всему с самого начала, за свою живую жизнь они так мало чему научились. Живые не знают, кому верить, некоторые верят в светлое будущее, а какое тут светлое будущее в царстве мертвых? Вскоре живые отвыкают от этой идеи. Им, пожалуй, ближе теперь темное настоящее. Мы ничего не знаем, но все же у нас не так плохо, как там на Земле. У нас тут одна вера: вера в вечность! Мы верим, что в вечности не растаем, как мороженое, а будем опять чем-то целым, и будем иметь какую-ту форму и какой-то дух. Однако в них удобнее и легче, чем в телах живых. Чем же наши тела отличаются от земных? И сердце бьется - правда, более спокойнее, и желудок работает - правда, он не такой ненасытный, и дух у нас – правда не такой безумный! И хоть одно мы-то знаем в отличие от живых – что только живые творили глупости на земле, а не мертвые.
На маленькой черной площади, знакомые люди окружили Даниила, чтобы только выразить свою радость, что он теперь с ними, а затем дали понять, что он совершенно свободен, и никто не помешает ему наслаждаться их Мертвым миром. И когда они разошлись, Даниил почувствовал себя одиноким в этом Мертвом городе. Внешнее однообразие скоро наскучило. Ему было вовсе непонятно, чем живут эти люди и в чем их радость жизни.
Небо над городом напоминало ему черную бумагу. Ни солнца, ни звезд, ни облаков. И сам город, несмотря на обилие домов и людей, был страшно пуст. Когда душа побудет в Мертвом городе, ей так сильно захочется жизни.
Наконец, Даниил устал ходить, стал как вкопанный, не зная, куда деть свое бренное тело. Захотелось назад, в живой мир, в свою комнату, на свой диван. Он был уверен, что это сон и вот-вот настанет пробуждение.
Он стоял и смотрел в одну точку, видя перед собой лишь пустой черный квадрат площади. Но было такое чувство, что если этот квадрат раздвинуть как ширму, за ним будет стоять что-то прекрасное. Он закрыл ладонями лицо, затем вновь открыл. В трех метрах от него стоял проводник, он не торопил Даниила, только время от времени вынимал из кармана свою бутылочку и отпивал глоток-другой бодрящей воды. Здесь, в Мертвом мире, он не прятался. Ведь «мертвые сраму не имут».
- Как тебя зовут? – спросил проводника Даниил.
- А Харон его знает, - ответил тот, пожав плечами.
- И давно ты умер?
- Да разве я умер? – спросил старичок, высморкавшись в длинную бороду, - я ведь вроде как кладбищенским сторожем работаю. Тут, среди могил и ночую, и бодрствую. Все мертвые вокруг, живых почти не вижу, а после этого разберись попробуй, - живой я или мертвый.
Проводник опять отпил два глотка бодрящей воды и сказал:
- Раз ты уже покойник, то отправляйся в свой белый домик по этой тропинке, - показал он рукой в сторону какого-то островка в поле, - там рос маленький райский сад, и благоухало множество цветов.
Проводник оставил Даниила, и он остался один.
Он понял, что живого мира больше нет. Он исчез невероятно просто: сколько кошмаров, сколько видений, причинивших боль, было его реальностью – а смерть пришла – и не была вовсе смертью. Прошлое состояние, каким оно мощным ни было, теперь ни имело никакой силы.
Он обрел свободу. Он заставил исчезнуть то, что казалось ему единственной реальностью. Он преодолел самоубийство, ибо через него невыносимо трудно уходить и очень противно - но никто не в силах помешать освободить его сознание от жизни.
«Я хочу радости! Бесконечной радости! Хочу проникновения и постижения! Я хочу тот же мир без боли. Мир, где я один – реальность, я – творец. Я не хочу абсолютного мира, я хочу жизни, идеальной жизни!» – говорила его душа.
Наступила истинная радость. Вот оно – началось! Свет! Впереди свет! Он приближался к саду, его душа оживала. Вот мир, где царствую я, ибо я здесь – один. Так бывает во сне: не надо больше рождаться, ибо я уже родился из чрева матери. Теперь все как во сне. Я не ангел, я родился из чрева – и это основа, без которой фантазии не были бы полноценны. Чрево! Оно породило не только одну тяжелую фантазию по названию – жизнь, и миллионы других фантазий – проявляющихся во сне и глубоком подсознании. Как хорошо, что я не помню, совершенно не помню, как я оказался в том мире.
Просто рассвело, и я родился.
Тогда я шел по Мертвому городу – была ночь, и я уснул, просто уснул или забылся. Материя растаяла и теперь опять появилась.
Черное, вспаханное поле… Мирные, тихие бело-вуалевые облака плыли над ним… Вокруг было тепло – вечное лето… В этом его убеждал летавший высоко в небе соловей.
Даниил вошел в сад. Здесь росло множество плодов: яблоки, груши, апельсины, бананы. Пальмы, березки, дубы и магнолии росли вместе. Пели птицы, и играла музыка, тихо аккомпанируя пению птиц.
Белый домик стоял, окруженный кустами сирени. Даниил понял – вот место, где его ждет вечность. И здесь будет бесконечно продолжаться его жизнь.

    - (греч., от psyche душа, и pempein сопровождать). Прозвание Гермеса, который сопровождал в подземное царство души умерших. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОПОМП греч., от psyche, душа, и pempein … Словарь иностранных слов русского языка

    Проводник, психагог Словарь русских синонимов. психопомп сущ., кол во синонимов: 2 проводник (21) … Словарь синонимов

    - (греч. душеводитель) в греческой мифологии прозвище бога Гермеса, доставлявшего души умерших в царство мертвых Аид … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. душеводитель), прозвище бога Гермеса, доставлявшего души умерших в царство мертвых Аид. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

    - (греч. душеводитель), в греческой мифологии прозвище бога Гермеса (см. ГЕРМЕС), доставлявшего души умерших в царство мертвых Аид (см. АИД) … Энциклопедический словарь

    ПСИХОПОМП - (Psychopomp; Psychopompos) психический фактор, являющийся связующим звеном между бессознательными содержаниями и сознанием; очень часто персонифицируется в образе мудрого старца или старухи, иногда помогающего животного, например Серого Волка … Словарь по аналитической психологии

    См. Психагог … Реальный словарь классических древностей

Музыка из мира мертвых

В своих работах Е.И.Рерих говорил о том, что в будущем, когда духовный уровень человека достигнет более высокой ступени, среди людей будет появляться все больше и больше медиаторов - людей, которые способны воспринимать из других миров информацию творческого и научного характера. Медиумические способности – это самые примитивное средство связи между мирами (и между мертвыми и живыми).

В силу этого медиумы имеют возможность передавать сообщения только самого общего, обыденно-житейского характера. Медиаторы в отличие от медиумов представляют из себя людей гораздо более высокой духовно-психической организации. Как раз медиаторам должна в будущем принадлежать способность так называемого духовного познания, основанного на инсайте, то есть озарении, вдохновении, приходящем из высших, творческих сфер пространства.

Что представляют из себя медиаторские способности, возможно понять, ознакомившись с разными примерами получения из мира мертвых творческой информации некоторыми нашими современниками. В западных СМИ и в книгах английских исследователей давно уже фигурирует имя Розмари Браун, англичанки, которая пишет музыкальные произведения, в которых лучшие музыкальные эксперты и критики узнают стили то Бетховена, то Брамса, то Листа. При этом сама Розмари Браун не скрывает своих сравнительно скромных способностей и познаний в музыке. О присущих же ей удивительных способностях она говорит открыто и по простому: она пишет музыку не сама, а под диктовку умерших великих композиторов!

Знаменитый британский композитор Ричард Ронди Беннет так комментирует способности Розмари: «Многие способны импровизировать, но без многих лет учебы нельзя подделать музыку таким образом. Я бы сам никогда не смог подделать что-либо под Бетховена». Концертный пианист Хефзиба Менухин дал аналогичный отзыв о записях Розмари Браун: «Я смотрю на эти записи и удивляюсь. Каждый фрагмент в точности совпадает со стилем композитора».

Розмари Браун уверяет, что начало столь необычному творческому содружеству с композиторами прошлого было положено, когда ей было только 7 лет. Как раз в это время девочку посетил некий дух и рассказал ей о том, что ее ждет в будущем. После этого визита прошли годы и Розмари увидела старый портрет Франца Листа и… узнала в нем духа, приходившего к ней в детстве. Кроме Листа, с Розмари начали вступать в телепатический контакт и другие композиторы, среди которых были Брамс, Шопен, Стравинский. А Дебюсси, при жизни отличался тем, что видел целые картины в пространстве в то время, когда он сочинял музыку, передает через Розмари больше живописных образов, чем музыкальных записей. Розмари Браун говорит, что музыканты дают ей уже совершенно законченные произведения и она записывает их для обнародования.

Феномен Розмари Браун и ее необыкновенные заявления вызвали огромный интерес в музыкальных кругах. Однажды при встрече со знаменитым композитором Леонардом Бернштейном Розмари передала ему свое произведение, будто бы специально написанное для него Рахманиновым. Розмари сказала Бернштейну, что явившийся к ней призрак Рахманинова попросил ее передать это произведение именно Бернштейну. Переданная Розмари музыка произвела на композитора огромное впечатление.

Как заявил Розмари дух дирижера Дональда Тови (вероятно, от лица всех ее «потусторонних сотрудников»), композиторы передают ей свои произведения с того света не просто из удовольствия или тщеславных побуждений. Великие композиторы, оставившие этот мир, стараются вызвать интерес к явлениям духовного порядка у тех людей, которые могли бы, используя свои интеллектуальные способности, непредвзято исследовать подлинную природу сознания и души человека. Как говорится во всех эзотерических учениях душа человека бессмертна, если она эволюционирует, а не деградирует. И души великих композиторов продолжают свои любимые творческие занятия и . Может быть, именно это стремятся доказать нам великие композиторы, передавая свои произведения через «музыкального» медиатора Розмари Браун.

Однажды с Розмари Браун произошел любопытный случай, еще раз подтверждающий ее способность к телепатическому общению с душами ушедших. Один немецкий журналист, наслышанный о необычных возможностях Розмари, навестил ее, чтобы взять у нее интервью. Беседуя с Розмари журналист высказал ей свое недоверие в отношении ее способностей передавать музыку умерших композиторов. Тогда миссис Браун спокойно сказала журналисту, что именно сейчас дух Франца Листа находится в одной комнате с ними, попросту журналист не видит его. Корреспондент, ненадолго задумавшись, вдруг быстро заговорил с духом Листа на немецком языке, которого Браун вообще не знала. А после произошло нечто невероятное: Розмари сообщила журналисту, что Лист ненадолго оставил их, а после возвратился вместе с какой-то женщиной, которую Розмари раньше не видела.

Тем не менее она начала описывать журналисту как выглядит женщина, и краски сошли с лица скептично настроенного гостя миссис Браун. Как оказалось, журналист попросил Листа привести его (то есть журналиста) умершую мать. Лист выполнил его просьбу, а Розмари Браун в деталях описала внешность умершей матери журналиста. Не понимая немецкого, Розмари не знала, о чем журналист попросил Листа. И даже если бы она знала немецкий язык, все равно она никогда в жизни не видела женщину, внешность которой описала в точности, вплоть до мельчайших подробностей! Эти невероятные факты заставляют поверить в то, что способность передавать информацию творческого характера из одного мира в другой действительно существует.


Надо заметить, что Розмари не единственный «посредник между миром живых и мертвых» в мире музыки и не единственный человек, который общается с душами умерших музыкантов. Британский пианист Джон Лилль, один из победителей международного конкурса имени Чайковского, рассказал, что стать знаменитым музыкантом ему помог дух Бетховена. Все началось, когда Лилль, занимаясь в Московской консерватории, готовился однажды к выступлению на конкурсе. Во время репетиции музыкант стал почувствовать, что за ним кто-то пристально наблюдает. Оглянувшись, Джон увидел странно одетого человека, в котором он узнал Бетховена. С того времени, по утверждению пианиста, дух великого композитора сопровождал его на многих конкурсах. Лилль видел его призрак во многих городах, где ему приходилось бывать в связи с концертной деятельностью.

О своих контактах с духом одного из великих композиторов прошлого - Генделя уверяет еще один музыкант, Клиффорд Энтикнэп. С его слов, дух Генделя передал ему ораторию продолжительностью четыре с половиной часа, части которой впоследствии были записаны Лондонским симфоническим оркестром и хором имени Генделя. Критики с одобрением отнеслись к музыке, правда, слова оратории им не понравились.

Клиффорд Энтикнэп стал, вероятно, первым музыкантом, в какой-то степени объяснившим механизм передачи музыки гениальными композиторами прошлого современным музыкантам. Энтикнэп сказал, что в одном из его прошлых воплощений Гендель был его учителем, именно потому у него наладился телепатический контакт с душой Генделя. Эти слова дают возможность понять, почему способность передавать музыку в этот мир из мира мертвых дается одним и не дается другим. Для этого, конечно, потенциальному посреднику между двумя мирами необходима не только соответственная духовно-психическая организация, но и определенные кармические связи, сложившиеся между композиторами и медиаторами, передающими их музыку в наш мир.

Небесный консилиум

Еще один пример медиаторских способностей - в этот раз в области медицины - является удивительная деятельность необразованного шахтера Хозе де Фрейтаса из Бразилии, известного под псевдонимом Ариго. Благодаря своим уникальным способностям за последние 15 лет его жизни Ариго вылечил больше двух миллионов человек. В маленьком горном городке Конгоньяс-ду-Кэмпу Ариго каждый день принимал больше 1 000 пациентов в день. Как ему это удавалось? Целитель проводил прием больных довольно оригинальным способом: очередь пациентов медленно двигалась прямо перед сидевшим за столом Ариго, и тот, едва кинув взгляд на стоявшего перед ним человека, что-то быстро набрасывал на листках лежавшей перед ним бумаги. Эти беглые записи были рецептами, написанными на немецком или португальском зыках, а лекарства, приготовленные по ним в простых аптеках, оказывались на удивление эффективными.

Способности Ариго заинтересовали ученых. 1968 год – невропатолог Андрэ Пуариш из Америки, совместно с исследовательской группой, в состав которой входило шесть врачей и восемь ученых других специальностей, провел исследование чудесных способностей Ариго. На глазах исследователей перед целителем прошло больше 1 000 человек, и он, не дотронувшись ни до одного из пациентов и в среднем затратив на каждого из них меньше одной минуты, поставил более тысячи диагнозов, сопроводив каждый диагноз рекомендациями относительно лечения и выписав соответствующие рецепты.

В своих отчетах об исследовательской работе с Ариго Пуариш написал: «Стало ясным, что мы сможем подтвердить 550 диагнозов из 1 000, так как в этих случаях мы были способны определить заболевание. В оставшихся 450 случаях мы сомневались в правильности нашего диагноза, потому как у нас не было необходимого оборудования. В случаях, когда мы были уверены в диагнозе, нам не удалось обнаружить у Ариго ни одной ошибки». Кроме этого, американский исследователь отмечал, что Ариго необыкновенно точно и подробно выписывал рецепты, хотя и тратил на каждый не более нескольких секунд. Многие его рецепты включали до 15-ти разных лекарственных веществ с точными официальными названиями, указаниями количества, пропорций и дозировки. Примерно пяти пациентам из ста Ариго называл диагноз, но не выписывал ничего говоря при этом: «Простите, я не в силах вам помочь». Врачи из группы Пуариша подтвердили: все эти больные в действительности были безнадежными.

В чем же кроется секрет удивительных способностей целителя? Ариго пояснил исследователям, что ему помогает лечить людей некий голос, который он слышит правым ухом (как тут не припомнить христианское поверье о том, что за правым плечом человека стоит ангел, а за левым - черт?). Как уверял сам Ариго, этот голос принадлежит духу немецкого врача - доктора Фрица. Доктор Фриц, по словам Ариго, умер в Эстонии в 1918 году. Помогая Ариго в его медицинской практике, этот дух, в свою очередь, советовался с душами японского хирурга и французского врача. Ариго рассказал о своих «запредельных» помощниках еще некоторые сведения, даже биографические подробности из жизни этих людей. Но несмотря на это, исторических свидетельств об их жизни и деятельности обнаружены не были. Судя по тому, как объяснял свои способности сам Ариго, он был настоящим целителем-медиумом, осуществлявшим свою медицинскую практику при помощи целого «небесного консилиума» из душ умерших некогда врачей.

При этом Ариго был не только прекрасный терапевт, но и уникальный хирур. Его способности в хирургии напоминали методику филиппинских хилеров. Правда, в последние годы своей жизни Ариго занимался только диагностикой. Вероятно, это объяснялось прежде всего тем, что целителю пришлось два раза отсидеть в тюрьме за то, что он занимался медицинской деятельностью, не имея на то официальной лицензии. До своего заключения Ариго не только ставил диагнозы и выписывал рецепты, но и проделал тысячи сложных операций в абсолютно немыслимой обстановке.

Операции проводились им в совершенно нестерильных условиях, в качестве инструментов он использовал кухонный нож и простые ножницы, а сами операции делал окруженный толпами детей. Очевидцы рассказывали, что его работа походила на хирургию «в центре лондонского вокзала в час пик». Пуариш говорил об операции на толстой кишке, очевидцем которой он стал. «Ариго попросил больного спустить брюки. Потом он взял нож, вытер его о рубашку, сделал большой разрез, развел брюшные мышцы, вытащил кишки и спокойно отстриг от них кусочек, словно резал сосиски. После он взял оба конца кишки, засунул их обратно и соединил края передней брюшной стенки… Он никогда не использовал нитки. В заключение Ариго сильно хлопнул больного по животу и сказал: “Ну, все”».

Как только не старались объяснить механизм чудодейственной хирургии целителя исследователи! Считали, что все это гипноз, галлюцинации или хитроумные манипуляции Ариго. Но все эти предположения довольно быстро отпали. Во-первых, операции Ариго неоднократно снимали на кинопленку официальные исследователи. Их мнение было однозначно: еще никому в мире не удавалось загипнотизировать кинокамеру. Во-вторых, анализы крови и тканей, извлеченных из тел пациентов в ходе операций, подтверждали их принадлежность прооперированным, что также свидетельствовало о подлинности этих непостижимых операций. Подытоживая свои исследования способностей Ариго, Пуариш сказал: «Он делает это. Я не могу сказать вам, как. За неделю он один излечивает не меньшее количество больных, чем огромная клиника, и, я думаю, делает это не хуже».

Ариго скончался в 1971 году, унеся тайну своих с собой. Официальная наука так и не могла дать объяснений природы его целительских возможностей. Несомненно одно: международный небесный консилиум, помогавший Ариго в его врачебной практике, не напрасно выбрал своим земным сотрудником именно его - человека, не имевшего специального медицинского образования. Проводить сложные хирургические операции кухонным ножом с помощью одних только советов из мира иного невозможно. Природные способности Ариго явно имели что-то общее с возможностями лусонских хилеров. В учении Агни Йоги у этого «что-то» имеется определенное название - психическая энергия. Только она одна может заменить собой необходимые для хирургического вмешательства стерильность и анестезию. Феномен Ариго заключался в том, что он был не только «передатчиком» огромных медицинских познаний, но и носителем психической энергии невиданного потенциала, позволявшей ему проводить эти уникальные операции.

В истории сохранилось имя еще одного целителя, чей дар тоже был связан с силами иных миров. Это знаменитый на весь мир ясновидящий . Он диктовал своим пациентам рецепты и в подробностях объяснял все особенности лечения, находясь в особом трансе, который некоторые называли сном. Э.Кейси утверждал, что все рецепты, которые он сообщал своим пациентам, диктовали ему Высшие Силы. Они же сообщали ему информацию о том, что произойдет в мире в ближайшем будущем.

Даже благодаря этим единичным примерам возможно представить себе, насколько может возрасти творческий потенциал сознания человека, если оно научится сотрудничать с эволюционными, духовными силами иных миров. Если обращение человеческого разума к иноматериальным силам зла несет в себе его собственное порабощение, а также непоправимый вред всему окружающему, то сотрудничество человека с творческими силами иных миров открывает перед человечеством принципиально новый эволюционный виток, новую эру в развитии науки и искусства.

Учёные говорят, что после смерти с нами не происходит ничего, кроме разрушения организма. Однако человечеству свойственно выдумывать загробные миры и считать, что там нас встречает некий проводник душ в царство мёртвых. А кто может быть проводником в мир живых? Мифология не придумала названия для этого персонажа. Его придумала сама жизнь. Это врач-реаниматолог. Корреспондент «Кота Шрёдингера» провёл утро с одним из таких проводников - Сергеем Царенко и узнал, каково это - вытаскивать людей с того света.

7:02 Просыпайтесь, вы вышли из комы!

Глаза слепит от яркого солнца, рвущегося в окна. Потолок, стены - всё отражает этот свет и усиливает его. Белые простыни на койках пациентов в отделении реанимации и интенсивной терапии, белые матерчатые перегородки между ними - чувствуешь себя словно в бесконечной заснеженной степи, где так же больно смотреть по сторонам и так же отчего-то страшно…

О, приходит в себя! - встревоженно говорит дежурная медсестра.

Главный анестезиолог-реаниматолог Лечебно-реабилитационного центра Минздрава Сергей Царенко склоняется над пациентом - мужчиной лет сорока с перевязанной головой. Многочисленные трубочки соединяют его тело с разнообразными приборами. Он приоткрывает глаза и тут же зажмуривается, пугается этой яркой белизны вокруг.

Просыпайтесь, просыпайтесь, доброе утро! - призывает его вернуться доктор. За его спиной снуёт медперсонал.

Этого пациента недавно вывели из комы. Но возвращаться оттуда, где с тобой ничего не происходит, видимо, тяжело. Тем более туда, где такая суматоха.

«Не надо зазнаваться, нет в этой работе ничего героического, и подвигов никаких нет. Спасение пациента - просто тактическая задача...»

Мужчина делает глубокий вдох. Его уже сняли с аппарата искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Почувствовав, что может дышать сам, он снова приоткрывает глаза.

Утро доброе! - повторяет Сергей.

До-до-брое! - сипит в ответ мужчина и кивает в знак приветствия.

Начинается утренний обход пациентов отделения реанимации - так проходят первые часы каждого нового дня врача Сергея Царенко.

7:15 Гадкая гордыня

Повязка на голове намокает содержимым черепной коробки. Это не сукровица, а именно жидкость, которая омывает головной мозг, - объясняет мне медсестра, уже стоя у кровати другого пациента. - Поступил к нам вчера. Состояние отрицательное.

В этой палате лежат тяжёлые больные. Я стою в стороне, дабы не путаться под ногами, и издалека наблюдаю за работой доктора и его коллег.

У него на пропофол реакция плохая, тахикардия начинается. Дышать сам не может, только на ИВЛ, надо седатировать, - продолжает сестра, объясняя ситуацию уже не мне, а главному реаниматологу.

Тогда вместо пропофола морфий, - отдаёт распоряжение Царенко. И продолжает: - Взять посевы мочи, крови, из трахеостомы. Провести бактериальный анализ.

Он обсуждает с коллегами, какие препараты отменить, назначает новые. Осматривает ещё пару больных и мчится дальше.

Вы же всеми жизненно важными функциями человека управляете. Это прям какое-то всемогущество… - бормочу я, пытаясь успеть за доктором и завязывая на ходу верёвочки одноразового халата, который на меня натянули при входе в отделение.

Мысли о всемогуществе очень опасны для врачей. Многие, особенно в молодости, через это проходят. Но не надо зазнаваться, нет в этой работе ничего героического, и подвигов никаких нет. Спасение пациента - просто тактическая задача, - ловко заворачивая на поворотах, ведёт меня по запутанным больничным коридорам Сергей.

Экстренную реанимационную помощь обычно оказывает целая бригада врачей: один делает непрямой массаж сердца, другой уколы, третий устанавливает катетер в центральную подключичную вену, четвёртый проводит искусственную вентиляцию лёгких - и всё это нужно делать слаженно, быстро и точно.

Когда пациент на грани, каждый из врачей должен следить за поступающей на мониторы информацией - пульс, давление - и реагировать на все изменения молниеносно. Это всё тактика. Наверное, больше всего на это похожа работа авиадиспетчера, - рассуждает Сергей. - От его действий ведь тоже зависит жизнь людей, он ими тоже, можно сказать, управляет. А всемогущество, гордыня - это лишнее, гадкое чувство.

Вы с таким отвращением про него говорите, будто вам довелось его распробовать.

Было дело. Я пошёл в медицину, потому что хотел спасти человечество, - Царенко резко оборачивается и ехидно ухмыляется. - Да, вот так - с размахом, пафосно - себе эту работу представлял. Ну, я и сейчас идею про спасение не оставил, просто стал относиться к ней реалистичнее и спокойнее. А когда только пришёл в нейрореаниматологию, думал, что я уже суперкрутой профессионал: всё могу и уж точно всё знаю. Это всегда так кажется до первой серьёзной ошибки.

До чьей-нибудь смерти?

Уфф, слава богу, летальных ошибок у меня не было. И в этом мне невероятно повезло. А мог бы, наверное, кого-то похоронить из-за своего высокомерия, если бы вовремя не притормозил и не включил голову. Но были ошибки, которые приводили к осложнениям. Повзрослеть мне тогда помогли старшие коллеги, с которыми я работал в институте Склифосовского. Теперь я так же работаю со студентами факультета фундаментальной медицины МГУ и Медицинской академии последипломного образования. Рассказываю молодым свои истории, за которые мне было стыдно. Просто признаюсь, что я - человек, который теперь их учит, - совершал ошибки и до сих пор от них не застрахован. Надеюсь, они это поймут. Знаете, есть у медиков такая привычка, особенно у реаниматологов, - всегда сомневаться в себе и своём больном. Я никогда не скажу наперёд, что со всем справлюсь и вытащу пациента. Никогда не скажу, что больной выздоравливает, пока не выпишу его из отделения.

7:38 Мода на недоверие

В палате на мониторах мелькают цифры, гудят приборы ИВЛ. На койке лежит бабушка, за неё дышит аппарат. Царенко уговаривает пациентку:

Голубушка, язычок покажите мне, ну покажите.

Бабушка приоткрывает рот.

Смотрите-ка! Вас слушается, - удивляется сестра. - А мы от неё ничего добиться не смогли, - она возвращается к деловому тону и рапортует: - Правосторонний инсульт, обширный. Обнаружили дома. Когда привезли в больницу, была в глубокой коме.

Поднимите эту ножку, - похлопывает бабушку Сергей. - Давай, поднимай. Поднимай, моя золотая. Поднимай-поднимай, моё солнце!

«Если больной не будет верить, что доктор может его к нормальной жизни вернуть, он туда и не вернётся - просто потому, что откажется идти за ним».

Старушка снова поддаётся уговорам врача. Видно, как изо всех сил пытается сдвинуть ногу с места. Получается только на пару сантиметров, но это уже прогресс. Значит, она слышит доктора и старается выполнить его просьбы.

Вы общаетесь с пациентами так, словно они ваши родственники: «родная», «моё солнце». Проблем из-за этого не возникало? - интересуюсь. - Никто не расценивал это как фамильярность?

Пока такого не было, - доктор сдёргивает перчатки после осмотра. - Хотя в наши дни это не исключено. Я вообще опасаюсь, что скоро сутяжничать с медиками у нас будет так же модно, как на Западе. Для врачей это очень болезненная тема. В начале 2000-х я стажировался в США, и меня поразило, что на улицах там кругом висят объявления: «Если у вас есть медицинские проблемы и вы не знаете, как превратить их в судебные, мы поможем вам и вместе заработаем деньги». У англосаксов такая культура. Мы немного другие, но эту моду перенимаем.

Но иногда врачи и вправду бывают не очень вежливыми и не очень компетентными.

Разумеется, врачебный цех неоднороден, да, впрочем, как и все профессиональные цехи: везде есть хамы и безответственные. Но зачем клеймить всю профессию? Нарастает массовое недоверие к врачам, а раньше их уважали. Раньше, простите за интимные подробности, люди, когда на приём в больницу шли, чистое бельё надевали. Так сказать, уважение этим выказывали. А теперь что? Многие пациенты уверены, что доктора жулики. И это никому не идёт на пользу. Врач - он ведь не только помогает человеку физически, но ещё и даёт надежду на выздоровление. Если больной не будет верить, что доктор может его к нормальной жизни вернуть, он туда и не вернётся - просто потому, что откажется идти за ним.

7:53 Так проще жить

После осмотра пациентов заходим в кабинет Царенко. На полках между томиками научной и медицинской литературы стоят Библия и Бхагавадгита. Над дверью висит икона Богородицы.

Странно, я думала, что реаниматологи по большей части убеждённые атеисты.

Вы про бога решили… Ну, мне надо сейчас вас оставить ненадолго - сходить на общебольничную конференцию. Она каждый день после обхода собирается, там мы особо тяжёлых больных обсуждаем. Но пять минут на бога у нас есть, - улыбается Сергей. - Я верю. Причём недавно к этому пришёл.

А что привело?

Смерть, которая обошла стороной несколько раз, - доктор тяжело вздыхает, но ничуть не меняется в лице, остаётся таким же спокойным и строгим, только голос чуть ниже и говорит медленнее: - Помните теракт в переходе на «Пушкинской» 8 августа 2000 года? Он около 18 часов случился. Я в тот день прямо к этому времени должен был с женой идти в театр. Но меня вызвали на консультацию в другой город. Вместо нас пошла дочь. Она тогда плохо знала дорогу и решила выйти пораньше. И прошла там буквально за пять - десять минут до того, как сработало взрывное устройство. Я про себя знаю, что шёл бы впритык - и попал как раз на взрыв.

Позже, в октябре 2002 года, был теракт на Дубровке. Тогда Сергей Царенко дежурил с бригадой врачей прямо у здания Дома культуры, где давали «Норд-Ост». Они спасали тех, кого удалось вытащить из зала, захваченного террористами.

«Врачи находят разные способы справиться с этим, не переживать - кто-то пьёт, а я вот начал верить в бога, в перерождение души и заниматься духовными практиками»

Мы рисковали. Все экстренные службы, естественно, располагались прямо у ДК. Когда выносили людей, нельзя было терять ни секунды. Мы должны были быть поблизости. Но если бы террористы всё-таки взорвали здание… Я думаю, нас тогда уберёг господь. Это сложно объяснить. Когда представляешь, что о тебе и твоих пациентах кто-то заботится, проще жить. На наших глазах постоянно умирают люди - не из-за ошибок, а по объективным причинам, иногда ты просто никак не можешь их спасти. И это тяжело. Врачи находят разные способы справиться с этим, не переживать - кто-то пьёт, а я вот начал верить в бога, в перерождение души и заниматься духовными практиками. После обхода сажусь вот тут в кабинете и медитирую минут пятнадцать, а потом снова в том же ритме…

В перерождение души? Вы же всё время с телом работаете, знаете, как умирает человек: у него останавливается сердце, кровоток головного мозга, он теряет сознание, прекращается дыхание. Вам что, удалось заметить, как душа от тела отделяется?

Нет. Я просто верю. Мне так проще жить. Ладно, простите, я скоро приду.

8:35 Ярлыки смерти

Профессиональному прошлому Сергея не позавидуешь - точнее, тем обстоятельствам, в которых ему приходилось работать. Помимо терактов в начале двухтысячных были ещё и девяностые, тоже проверившие врачей на прочность: тогда даже в больницах федерального значения не хватало медикаментов и оборудования.

- «Купите, пожалуйста, антибиотики. Принесите завтра в больницу. Это я не себе, это я вашему родному», - жалостливым голосом передразнивает сам себя Сергей. Он только что вернулся с совещания, заварил крепкий чай и упал в кресло. - Очень хорошо помню, как выпрашивал у родственников недостающие препараты для пациентов. Да что лекарства… Работали тогда в Склифе как в военное время. Когда происходит какое-то страшное бедствие - война, природная или техногенная катастрофа - и идёт массовый поток больных, врачам приходится делать страшный выбор.

Выбирать нужно было - кого спасать. Ещё во времена Крымской войны была заведена такая технология: на раненых вешали цветные ярлыки. Зелёный - это те, кому пока можно не оказывать медицинскую помощь, они ещё не умирают; чёрный - те, кого спасать нет смысла, они всё равно умрут; красный - люди, которых надо экстренно реанимировать, потому что, если не начать бороться за их жизнь прямо сейчас, они погибнут. Вешать на своих пациентов чёрные ярлыки Царенко приходилось в дни «Норд-Оста» и в постперестроечное время.

В девятикоечную реанимационную палату приходилось класть 16 человек. Такой аншлаг был постоянно. Как-то я уходил с работы, и на дежурство заступал другой врач, он был моим подчинённым. У нас тогда лежал на аппарате ИВЛ очень пожилой пациент с обширным инсультом, и по всему было понятно, что он скоро погибнет. Все аппараты в больнице были заняты. Я тогда долго думал и принял решение, сказал коллеге: «Если будут ночью поступления, вот у этого деда аппарат сними». Утром прихожу, врач говорит, что поступлений не было. А на конференции выясняется, что привозили молодого парня, 19 лет. Его не взяли в реанимацию, потому что мест не было. Он пролежал где-то в коридорах отделения, как-то там его обследовали, а под утро он скончался. У него огромная гематома черепная была. Парня бы спасли, если б тот врач безнадёжного деда отключил. Но коллега мой не решился ни на кого ярлык вешать. Формально, по закону, он, конечно, не должен был меня слушать. Да только и деда того мы через сутки похоронили.

«Смерть должна состояться в конце концов. Надо будет кому-то уступить место».

9:10 Удержать на этом свете

Сказать, что сейчас с медицинским оснащением всё идеально, - значит соврать. Мы этого делать не будем. Возможно, в крупных больницах Москвы, Питера и ещё в паре-тройке областных центров стоит высокотехнологичное оборудование, царят достаток и идиллия. Но для того чтобы обеспечить качественной медицинской помощью всех нуждающихся, требуется гораздо, гораздо больше.

В России есть большая проблема с поддержанием жизни больных с дыхательной недостаточностью, которые вынуждены постоянно находиться на аппаратах ИВЛ. По сути, государство должно сделать такие приборы доступными для пациентов - открывать в разных городах специальные клиники, где аппаратов было бы достаточно. Но пока эта проблема никак не решается.

Пять лет назад Сергей Царенко взялся за дело сам. Вместе с коллегами открыл частную клинику для пациентов, которые не способны дышать без «искусственных лёгких». Ресурс у этой клиники, разумеется, небольшой, но даже несколько десятков спасённых жизней - это результат. Сейчас доктор вынашивает новые планы по спасению человечества.

Я со своими знакомыми теплофизиками из МГУ хочу сделать один проект на стыке науки и прикладной медицины - теплофизическую модель мозга. Такой агрегат, который будет подключаться к каждому конкретному пациенту и показывать направленные изменения температуры отдельных участков его мозга. Это очень важно для нейрореаниматологии. При помощи этой штуки можно будет заглядывать в мозг и отслеживать, как локализуется поражение, распространяется оно или нет. Такого пока в медицине не было. Получится ли? Не буду загадывать.

Чего ещё сейчас остро не хватает в медицине?

Альтернативы антибиотикам. Это огромная, кошмарная проблема -резистентность микроорганизмов к лекарствам. Если не разобраться с этим сейчас, через несколько лет мы просто не сможем бороться с воспалениями и инфекциями - тогда мы вряд ли сможем удержать пациентов на этом свете. Не хотелось бы до такого дожить.

А вы сами умереть боитесь?

Нет. Я просто не планирую умереть рано. Мне кажется, я здесь ещё много пользы могу принести, - улыбается врач. - Но бессмертным быть совсем не хочу. Смерть должна состояться в конце концов. Надо будет кому-то уступить место. Вид - он ведь важнее, чем отдельная особь.

Такие люди есть во все времена, они наделены особым даром называемым по-разному – экстрасенсорные способности, ясновидение, возможность предсказания будущего и тому подобное. Все они имеют особую связь с параллельным миром еще называемую шестым чувством или третьим глазом.

В средние века их сжигали на кострах, в конце девятнадцатого ими массово увлеклись, а во времена советской власти также подвергали гонениям из-за чего эти люди должны были тщательно маскироваться. Сегодня, с их помощью, если конечно это не шарлатаны, кто-то находит выход из создавшейся жизненной ситуации, ну а чаще всего их дар используют для общения с параллельным миром.

Они могут видеть то, чего не видят другие и в зависимости от того, к какой силе себя относят, могут «помогать» различным людям решить свои вопросы.

Существует множество мнений о том, как получают такие способности, но специалисты изучающие данное явление, считают, что стать можно либо экстрасенсом, либо ведьмой. Первые в основном выполняют функцию общения с духами, могут излечивать болезни и предсказывать будущее, оперируя только биоэнергетикой.

Ведьмы и колдуны способны более тонко ощущать присутствие потусторонних сил, очень часто оперируют с различными ингредиентами для создания препаратов разного назначения. Экстрасенсом может стать абсолютно любой человек, так как шестое чувство присуще каждому и для того, чтобы «третий» глаз открылся, необходимы некоторые обстоятельства.

Зачастую это происходит после перенесенного очень сильного эмоционального потрясения. Многие практикующие и известные специалисты в области экстрасенсорики рассказывают о каких-то особых происшествиях в своей жизни, после которых они ощутили изменения в организме.

Смерть близкого человека, попадание в аварию и тому подобные случаи, для впечатлительных натур заканчиваются открытием именно таких способностей. Вначале человек ощущает себя довольно некомфортно, головная боль, перепады давления и постоянный шум в голове – это симптомы того, что началась связь с тонкими эфирными мирами. Некоторые пугаются, так как не знают, что делать в таком случае, им слышаться какие-то голоса или странные звуки, то есть, все напоминает ситуацию, когда радиоприемник неожиданно настраивается на несколько радиоволн сразу.

К сожалению не все могут совладать с бешеным потоком информации поступающим по космическому каналу. Бывают случаи, что стремясь избавиться от симптомов, человек накладывает на себя руки, переходит на прием наркотиков, спивается или попадает в психиатрическую лечебницу. Как отмечают специалисты, очень важно, чтобы в это время рядом находились люди, которые помогут обуздать эту стихию, научат ею пользоваться или просто правильно поймут происходящее.

В процессе своей работы с энергетическими потоками, экстрасенс выступает в роли фильтра, через него проходит самая различная информация, что впоследствии сказывается на физическом состоянии и может привести к нервному истощению. Мало кто из таких специалистов может похвастаться хорошим здоровьем. Несмотря на то, что они стараются помочь в выздоровлении другим людям, сами нисколько не могут воспользоваться своим даром.

В отличие от экстрасенсов, ведьмы и колдуны получают свой дар по наследству. Доподлинно известно, что женщины-ведьмы, занимающиеся черной магией, передают его строго через поколение, то есть, от бабушки к внучке, минуя дочь. Почему именно так, никто сказать точно не может, но специалисты предполагают, что в этом кроется очень важная деталь ритуала. Зачастую, девочку еще с малого возраста бабушка подготавливает к ее предназначению, означающему не только особые способности и как следствие – власть, но и полное отсутствие семейной жизни. Поскольку именно внучка перенимает все способности, то и отношение к ней всегда особенное, со своими же дочерьми, ведьмы, как правило, не ладят.

Бывает и такое, что дочь ведьмы, желая уберечь своего ребенка от предназначенного ей пути, просто забирает девочку от бабушки. Проклятие, сглаз, порча, предсказание будущего и многое другое неразрывно связано с ведьмами. Существует поверье, что они являются женами дьявола и каждый год в ночь с 30го апреля на 1е мая (Вальпургиева ночь), слетаются на шабаш, где предаются оргиям с сатаной. Не известно ни одного случая, что ведьмой или колдуном стал обычный человек, как это бывает в случае с экстрасенсорикой.

Передача колдовского дара происходит непосредственно перед смертью старой ведьмы, когда она чувствует, что скоро умрет, то она просто отдает свою силу внучке сжимая ее руку. Иногда, если девочка не хочет этого, бабушка старается как бы невзначай пожать руку будто бы здороваясь. Это еще один способ хитростью заставить взять у себя эту тяжелую ношу. Если же рукопожатия так и не произошло, то вся сила уходит вместе со своей старой владелицей, причем не без последствий.

В основном ведьм и колдунов ассоциируют именно с темными силами, в чем есть конечно же и доля правды. Известно, что заниматься оккультизмом и тем более контактировать с потусторонними силами церковь и христианская вера строго запрещают. В средние века только за одно подозрение в колдовстве могли отправить на костер. Сейчас церковь конечно же не так радикально относится к людям наделенным такими способностями, во всяком случае к тем, кто занимается так называемой белой магией. Эти специалисты или еще по-другому белые колдуны и ведьмы не занимаются наведением порчи и другими подобными делами, а в основном практикуют врачевание. Их деятельность включает как лечение болезней полученных вполне естественным путем, так и исправление последствий от действий черных колдунов.

Если заниматься черным колдовством запрещается, то откуда же тогда берутся черные маги, сотрудничающие с дьяволом? Считается, что это люди заключившие сделку с ним, и в обмен на свою душу получающие сверх возможности. С другой стороны, вполне возможно, что забирая душу, в тело человека дьявол вселяет демона и тогда вполне можно объяснить, почему колдовские способности передаются по наследству. Заключенный в постепенно стареющее тело дух, попросту переходит во время обряда рукопожатия в новую и молодую оболочку. За свои способности, ведьмы расплачиваются не только отсутствием семейной жизни, но и своим здоровьем. Если экстрасенсы получают заболевания в основном психического характера и это можно сравнить с вредными условиями труда, то черные колдуны страдают исключительно физическими заболеваниями.

К концу жизни они могут иметь целый букет болезней, в основном касающихся опорно-двигательного аппарата. Поверье что к концу жизни у ведьмы вырастает горб и вся она становится скрученной и сейчас живо. Именно поэтому очень часто пожилых женщин страдающих артритом, имеющих высохшую кожу пальцев рук и ног считают колдуньями. Чем ближе смерть, тем болезненнее становятся приступы, а сам отход в потусторонний мир, происходит очень болезненно и родственники, для уменьшения мучений умирающей, должны открыть все окна. Во времена средневековья помимо открытых дверей и окон в доме где жила ведьма обязательно разбирали крышу, считалось что это еще больше облегчает исход.

Такая страшная расплата, является следствием заключения контракта с сатаной, и поэтому, если знания так и не были переданы, то даже из потустороннего мира она будет пытаться это сделать. Специалисты изучающие аномальные явления отмечают, что после смерти в домах, где жили колдуны никто не селится, а это место люди обходят стороной. Не упокоенный дух бывшего владельца постоянно возвращается в надежде, что все же вселится в кого-то, поэтому, даже возле места захоронения обычному человеку находиться небезопасно.

Что интересно, в дохристианские времена, ведьмы не считались порождением зла и их никто не изгонял из поселений. Наоборот, такая женщина или мужчина выполняли обязанности знахаря и повитухи, они отвечали за проведение различных обрядов, чтобы умилостивить богов накануне предстоящего сражения и вызывали дождь, если засуха угрожала посевам. Сегодня, у малых народностей, таких как якуты, ненцы и других, кто продолжает традиции предков и не отказывается от своей языческой веры, по-прежнему в силе культ шаманов. Способности к шаманизму проявляются аналогично способностям экстрасенса, но в то же время, своими действиями шаманы больше подобны колдунам. Этот культ поклонения потусторонним духам имеет такую же природу, как и ведьмовские обряды, с той лишь разницей, что ведьма делает что-то исключительно ради своей пользы.

Как бы ни старалась современная наука скрыть факт существования данного явления или объяснить его с точки зрения физических законов, пока что это плохо удается. Многие пациенты в том числе и ранее безнадежно больные, могут рассказать, когда сами врачи рекомендовали обратиться к «знающему» человеку. До сих пор, многие предпочитают лечить заикание, энурез и подобные болезни, путем обращения к экстрасенсам или колдунам, и обязательно вызывают их к новорожденным детям, если те не переставая плачут, чтобы снять сглаз. Даже если исключить факты шарлатанства, все равно в любом населенном пункте будет несколько человек с колдовскими способностями, которых хорошо знают все, но при этом информация о них передается исключительно устно, по рекомендации знакомых.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.