Римско-католический храм Краснодара. История

3.7

Генуэзци на Кубани

Из истории католицизма на Кубани

Первые сведения о католических миссионерах на Северном Кавказе появились в XII веке.

В 1230 году к адыгам, той части которая приняла христианство от византийцев, прибыл католический миссионер Юлиан.

В 1261 году византийские императоры впустили в этот регион генуэзцев, а также пизанцев, которые основали поселок Порто Пизано. Центром деятельности генуэзцев стала – Каффа (ныне Феодосия) в Крыму. Префект Каффы д’Асколи послал к адыгам миссионера Д. де Лукка. Генуэзцы, вытеснив византийцев, создали ряд своих колоний, построив в них храмы; всего на черноморском побережье Кавказа существовало 39 поселений и факторий, крупнейшими из которых были – Матрега (ныне станица Таманская), Мапа (современная Анапа), Батияр (сегодня Новороссийск) и Копа (Славянск-на-Кубани).

В 1330-х годах благодаря проповедям Франческо да Камерино в католичество обратились зихские князья Верзахт (правитель Боспора) и Миллан. В Зихии (на Таманском полуострове) первым католическим епископом был назначен в 1349 году черкес-францисканец Иоанн. Матрегская архиепархия была очень обширна, её иерархи имели резиденции по обоим берегам Керченского пролива.

Со второй половины XIII века активно действовала францисканская Газарийская кустодия Аквилонарийского викариата Ордена францисканцев, имевшая монастыри в Копе, Матреге и других населенных пунктах.

Жироламо Серра (Girolamo Serra), 1761-1837 гг., итальянский историк. Автор "Истории античной Лигурии и Генуи в 4-х томах" (Storia dell'Antica Liguria e di Genova in 4 volumi)

Жироламо Серра (Girolamo Serra), 1761-1837 гг., итальянский историк. Автор «Истории античной Лигурии и Генуи в 4-х томах» (Storia dell’Antica Liguria e di Genova in 4 volumi)

К концу XIV века в результате многочисленных смешанных браков сложилась особая этно-конфессиональная группа, так называемых, френккардаш (если переводить дословно – черкесы-франки, то есть черкесы-католики), которая в последний раз упоминается в 1673 году.

В 1475 году турки взяли Каффу, а к 1479 году овладели и всеми другими генуэзскими колониями в Крыму и Причерноморье. Католическая черкесская община просуществовала по крайней мере до середины XVIII века. До настоящего времени в языке черкесов-натухайцев сохраняются заимствования генуэзского происхождения.

В результате русско-турецкой войны 1787-1791гг. Западное Предкавказье, принадлежавшее Турции (в том числе и бассейн реки Кубань), отошло к Российской империи.

История Екатеринодарского прихода

Екатеринодар (сегодня — Краснодар) был основан в конце XVIII в. (1793 году) в качестве столицы Кубанского казачьего войска на южных рубежах России. Известно, что уже в 1860 году в казачьих подразделениях служили офицеры и рядовые католического вероисповедания.

С 1863 года на Кубани действовало Екатеринодарское католическое военное капелланство (с временной часовней). Первым капелланом был священник Антоний Юзеф Ходоровский. С возникновением постоянного католического поселения в городе и округе военный капеллан одновременно стал настоятелем прихода.

Католический храм на улице Графской (угол с Посполитакинской)

Католический храм на улице Графской (угол с Посполитакинской)

В 1880 году был организован комитет для сбора пожертвований на сооружение Екатеринодарского католического храма. И он был построен в 1893–1894 гг. стараниями энергичного настоятеля Иосифа Канумова (1822/1825 – 1904гг.) на участке, купленном у братьев Рубан (улица Графская угол с Посполитакинской, сегодня угол улиц Советской и Октябрьской, точный адрес: ул. Советская, 30). Впоследствии рядом были построены два приходских дома (в них разместились помещение священника и церковно-приходское училище (школа)) и небольшая каменная колокольня (1896 г.). Здание католического храма «Святого Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары» было освящено 8 сентября 1893 года. Рядом с Храмом к 1897 году был построен приходской дом; с достройкой колокольни храм был окончательно завершен и торжественно освящен 15 июня 1907 года епископом Иосифом Кесслером. В приходе при настоятеле Иосифе Канумове в конце XIX века была основана школа для 30 детей, впоследствии число учащихся достигло 100. В 1904 году было учреждено Екатеринодарское римско-католическое общество пособия бедным, опекавшее церковно-приходскую школу и организовавшее при церкви небольшую богадельню, по его инициативе в 1898 г. при школе была открыта публичная библиотека с читальным залом. В 1909 г. к приходскому дому была сделана пристройка, в которой был большой зал со сценой (строительством руководил знаменитый в Екатеринодаре архитектор-католик И.К. Мальгерб). В ограде церкви находился также участок для погребения наиболее выдающихся членов римско-католической общины. В 1914 году приход насчитывал 2400 прихожан. В городе также существовало католическое кладбище. В 1920-е гг. в здании церковно-приходского училища существовала Краснодарская 1-я польская советская школа I ступени (№ 30).

К Екатеринодарскому приходу были приписаны католики Темрюка и Майкопа (с филиальным храмом Святого Антония Падуанского), станиц Крымская и Тихорецкая, а также католики, проживавшие в станицах Кубанской области. Кроме храма в Екатеринодаре, на территории нынешнего Краснодарского края действовали католическая филиальная церковь в Новороссийске, часовня в Армавире, церкви немецких колоний Семёновка и Новониколаевка.

Иван Клжентьевич Мальгерб

Иван Клжентьевич Мальгерб

С 1907 года в Екатеринодар назначались особые викарные священники для католиков армянского обряда. В 1910 году Екатеринодар стал центром Екатеринодарской армяно-католической курации, в пастырском попечении которой находились армяно-католики всего Северного Кавказа, Астрахани, Воронежа, Пензы, Ростова-на-Дону, Саратова, Самары и Царицына. Армяно-католики г.Крымска имели собственную часовню, также входившую в состав Екатеринодарской курации.

В католическом приходе Екатеринодара в разные годы служили священники:

  • С 1865 по 1866гг. – о. А.Ю. Ходоровский,
  • С 1866 по 1800гг. – о. Ф. Сенкевич,
  • С 1880 по 1900гг. – о. И. Канумов,
  • С 1900 по 1903гг. – о. А. Гибульский,
  • С 1906 по 1916гг. – о. И.Рот,
  • С 1915 по 1916гг. – о. Б.Намёткевич,
  • С 1916 по 1919гг. – о. В. Селява,
  • С 1919 по 1920гг. – о. В. Борткевич и другие.

В каталоге духовенства и церквей Тираспольской римско-католической епархии на 1917 год указывается: «в Екатеринодаре приходская церковь во имя Розария Пресвятой Девы Марии, каменная, сооружена в 1893 году на добровольные пожертвования, освящена Епископом Иосифом Кесслером 15 июня 1907 года». Накануне октябрьского переворота временным настоятелем прихода был о. Вл. Селява. К приходу относились также города Темрюк и Майкоп (в последнем существовал каменный филиальный храм св. Антония Падуанского, сооруженный в 1914 г.), станицы Крымская и Тихорецкая, другие станицы и хутора Екатеринодарского отдела Кубанской области.

В 1936 году, во время сталинских гонений на церковь, был арестован и сослан священник армянского обряда Карапет Дилургян, который являлся викарием апостольского администратора для верующих армяно-католиков на территории всего СССР и был настоятелем краснодарской армяно-католической общины.

В 1937 году арестован и приговорен к смертной казни священник Акоп Термажера-Тихоян.

ул.Советская, 30 (сегодня)

ул.Советская, 30 (сегодня)

Католический Храм был закрыт в конце 1937 года, по другим сведениям в 1938 году. После войны здание церкви было перестроено, разделено на два этажа и отдано под жильё. Этот ныне жилой дом, сохранился до наших дней и находится по адресу: ул. Советская, 30. В постсоветское время римско-католическая община безрезультатно пыталась вернуть здание бывшего храма.

Возрождение Прихода

Возрождение католической общины в Краснодаре началось в 1992 году. Из Польши в 1992 году приехал о. Анджей Моравский, ставший настоятелем прихода Св. Михаила на хуторе Семёновском, он сумел разыскать католиков и в областном центре. 6 декабря 1993 года состоялось учредительное собрание католического прихода, согласно решения которого 27 декабря 1993 года в отделе юстиции Краснодарского края было зарегистрировано римско-католическое религиозное объединение церкви Розария Пресвятой Девы Марии и святой Варвары. С этого периода о. Анджей стал раз в месяц совершать мессу в помещении фирмы «СЕАБ». В 1994 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич отозвал о. Анджея в Москву: где он был назначен настоятелем прихода свв. Петра и Павла. Служение в Краснодаре продолжил его преемник, настоятель прихода на хуторе Семеновском, о. Януш Бляут. К этому времени мессы стали совершаться в Доме национальных культур.

В 1996 году посетивший Россию священник из Германии о. Пауль Кайзер изъявил желание оказать материальную помощь в строительстве храмов в Краснодаре и Анапе. Единственным условием было посвящение их в будущем святому Либорию — покровителю диоцеза Падерборн (родной епархии о. Пауля).

В 1996 г. о. Анджей Моравский возвратился в Краснодар. В этом же году администрацией города был выделен участок под строительство площадью 0,4 га по адресу: ул. Пустовойта, 10/113 (сегодня ул 40-летия Победы, д.172). На тот момент этот район города являлся отдаленной окраиной и был заселен слабо, но план перспективного развития Краснодара предусматривал здесь в будущем строительство жилых районов.
16 сентября 1996 года Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский освятил строительную площадку храма св. Либория. С этого времени началось освоение участка и возведение временной часовни. 16 марта 1997 г. архиепископ Джон Буковский освятил временную часовню, представляющую собой небольшое помещение типового торгового павильона. В июне того же года началось строительство жилого дома для священника и помещений для катехизации. 17 августа 1997 г. Апостольский администратор европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в присутствии Генерального викария епархии Падерборн о. Бруно Крессинга и о. Пауля Кайзера освятил краеугольный камень будущего храма, строительство которого началось в сентябре. Новый храм, к которому прилегают вспомогательные помещения, выделенные в двухэтажное строение, имеет вид массивного здания с плоской крышей и вытянутыми по горизонтали узкими оконными проемами. Торжественное освящение храма совершил 14 ноября 1999 года Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский в присутствии епископа Клеменса Пиккеля, епископа И.И. Дегенхардта и священников юга России.

Храм сегодня (внутри)

Храм сегодня (внутри)

Настоятелями прихода были:

С 1993 по 1994 год — о. Анджей Моравский.

С 1994 по 1996 год – о. Януш Бляут.

С 1996 по 2001 год – о. Анджей Моравский.

С 2001 по 2006 год – о. Кшиштоф Гоик.

С 2006 по 2007 год – о. Штефан Плитцнер.

С 2007 по 2009 год – о. Мартин Себинь.

С 2009 по 2010 год — о. Сергей Бабаджанян.

С 2010 года по настоящее время – о. Томаш Виосна.

Наши сестры

Наши сестры

С ноября 2002 года в приходе работают монахини из Конгрегации Служительниц Иисуса в Евхаристии.

В настоящее время в Краснодарском крае также действуют католические приходы в Новороссийске, Сочи, Туапсе, Анапе, станицах Ленинградской, пос. Лазаревском и хуторе Семёновском.

Католические приходы Краснодара и Краснодарского края принадлежат к Краснодарскому деканату епархии Святого Климента с центром в Саратове.

В статье были использованы материалы из статьи о Краснодаре С. Козлова-Струтинского.

09.07.2014 года.

Все права защищены © 2014 Толстая Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://katolyki-krasnodara.ru/.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост