Сообщение о египетском боге тоте. Египетская мифология: бог Тот

Имя бога Тота (егип. Джехути) встречается уже в Текстах пирамид, которые связывают этого бога с луной. В этом качестве Тот отождествлялся с Хонсу (Хонсу-Тот), божеством луны фиванской триады Амон-Мут-Хонсу. Отождествлялся Тот и с божеством плодородия Себеком, священным животным которого был крокодил, изображаясь шагающим на крокодиле. Искусство письма, счета, и всех наук, в первую очередь магии, были связаны с его именем. Обычно его изображали в виде человека с головой ибиса, увенчанной солнечным диском и лунным полумесяцем. Благодаря тому, что луна играла важную роль в измерении времени, «Тота постепенно стали считать богом времени даже в тех случаях, когда луна не имела никакого отношения к его функциям или к отрезкам времени». Тоту были посвящены первый месяц египетского года и шестой час дня. В египетских надписях позднего периода Тот характеризуется как Дважды Великий. Греки отождествляли его с Гермесом, называя его Гермесом Трисмегистосом (Трижды Великим Гермесом). «Распространенность его культа достигла пика в начале эпохи Нового царства, когда фараонов стали называть в его честь Дхутмесом (Тутмос), сыном Тота... Однако храмы в его честь возводились редко».

Тот считался богом-покровителем профессиональных писцов. В иконографическом образе павлина Тот «олицетворял премудрость писца, погруженного в себя и Слово, и вместе с ним сам процесс писания и написанное были причастны божественному началу». На виньетках 125-й главы «Книги мертвых» Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, что отражается в его эпитете «владыка Истины». Сам Тот представлялся судьей в мире богов и, соответственно, считался покровителем судей. Во времена Нового царства Тот начинает считаться то ли творцом различных языков, то ли переводчиком с других языков, во всяком случае именно с ним связывается знание многих языков. Счет и числа были олицетворением мудрости Тота и поскольку «луна делит время на отрезки, лунный Тот также стал богом справедливого измерения. Кьюбит, посвященный ему, был единицей измерения при планировании храмов». Частично владение наукой счета переносилось на богиню Сешат («Писец»), в сфере влияния которой находилось строительное искусство. Эта богиня была связана с письменностью и ведением записей. Именно ей вменялась обязанность записывать на листьях дерева «шед» «годы жизни и правления фараона». Другой важной функцией этой богини было участие в заложении основ для будущих храмов. Церемония закладки, в которой Сешат, устанавливая базовую линию в плане строительства, вместе с фараоном натягивала шнур между двумя посохами, носила название «Прокладка шнура». Изображение этого ритуала сохранилось на настенных барельефах. Культ богини Сешат имел древнее происхождение, «местные формы ее почитания встречаются до III династии, так что она являлась предшественницей Тота".

Согласно Туринскому папирусу, в списке фараонов-богов, царствовавших на земле до людей, бог Тот царствовал 7726 лет. Он правил после бога Хора и до богини Маат, изображавшейся женщиной с пером страуса в голове. Маат считалась дочерью Ра, олицетворением гармонии и мира, закона и справедливости. В загробном мире Тот, обвинитель умершего, заставлял Анубиса взвешивать сердце покойного на чаше весов, и оно должно было уравновешивать перо Маат. Неудивительно, что Маат стала считаться супругой Тота, как и богиня Сешат до нее. В качестве супруги Тота упоминается также богиня Нехемауит. Что касается родителей бога, то ими считались бог Птах и богиня Мут, но не везде. В Саисе в рамессидовское время его матерью считалась богиня Нейт, а в Гермонте в птолемеевское время - богиня Раит-Тауи. В магическом тексте "Исида и семь скорпионов" Тот называет своим отцом бога солнца Ра: "Я Тот, перворожденный сын, сын Ра, Атум и Сонм богов велели мне исцелить Гора для его матери Исиды и исцелить также того, кто под ножом».

В образе Тота слились различные древние предания. Значение его египетского имени - Джехути - неясно. Ибис и позднее павиан считались его священными животными, и сам Тот изображался с головой ибиса, что, возможно, указывает на Дельту как на его родину. 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. Ибис, воплощение бога мудрости и луны Тота, «стоя в воде раньше других птиц приветствует рассвет. ...Прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила». Поскольку белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев, считался священной птицей бога Тота, всех умерших ибисов приносили в город Гермополь, центр культа Тота, чтобы захоронить их в некрополе. Под Гермополем сохранился целый подземный город, с помещениями, коридорами, разветвляющимися в разных направлениях. «В стенах этих ходов повсюду были пробиты ниши, где стояли кувшины и гробы с мумиями священных ибисов. ...Там насчитали более четырех миллионов погребальных сосудов». Мумии птиц «заворачивались особым образом в разноцветный холст, а на голову им надевалась золоченая маска с короной. Иногда в глиняные урны клались яйца священных птиц». Любопытно, что над павшим ибисом совершался такой же ритуал «отверзания уст и очей», как и над умершим человеком - «так с ибисов снималась земная грязь и возвращалась божественность, данная при рождении». В Абидосе тоже было раскопано кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н. э. Во времена Геродота (II, 65) убийство ибиса каралось смертью.

Священным животным Тота был также павиан: «Существовало поверье, что возле храма Тота в Гермополе, где и поныне сохранились остатки рощ кокосовых пальм, почитались павианы - священное животное этого бога». Кокосовые пальмы ассоциировались с Нубией, так как «топографически граница распространения кокосовых пальм заходила далеко на юг». В папирусе Салье содержатся строки, в которых кокосовая пальма связывается с Тотом: «Ты огромная кокосовая пальма в шестьдесят локтей, на которой имеются орехи. Ядра есть в орехах и водой они напоены. Ты возьми воду отсюда. Приди, чтобы меня спасти, о молчаливый Тот!». Поскольку и павианы, и пальмы происходили из южных мест, они изображались вместе. Возможно, по этой причине возникли такие эпитеты Тота как «владыка бедуинов» и «владыка чужеземных стран». Согласно египетскому представлению павианы приветствуют молитвами и гимнами восходящее солнце, «также прощаются с ним на закате и даже встречают его и помогают ночному солнцу, когда оно путешествует по подземному миру». В гробнице Петосириса, верховного жреца бога Тота в Гермополе, жившего во время царствования Птолемея I, в одном из заупокойных магических текстах сказано: «Когда великий собачеголовый [бог] Тот воссядет на трон, он готовится судить каждого человека по делам его, совершенным им на земле». Из этих строк следует, что Тот в качестве судьи умерших мог изображаться либо человеком с головой павиана, либо в образе «собачеголового» павиана. Души грешников, пройдя судилище, приговариваются ко «второй смерти»: «Анубис или павиан Тот поведут их к месту наказания», где они будут либо брошены в огонь, либо в глубины первозданного хаоса, либо рассечены ножами. «В месте мучений у Тота, как бога справедливости, находятся четыре павиана, которые стерегут Озеро огня или ловят души осужденных в сеть, чтобы подвергнуть их наказанию».

Изобретя слова и озвучив все вещи и предметы, Тот, в сущности, создал язык. Открытие искусства чтения священных молитв тоже приписывалось богу Тоту. «Ему же принадлежала книга о защите духа умершего, которую он написал собственными пальцами, установив систему письма». Ему приписывалось создание «Книги дыхания», которую клали в гроб вместе с «Книгой мертвых». Когда умер Осирис, Тот снабдил его правильными заклинаниями для подавления сил тьмы, содействуя его воцарению в мире умерших. Вслед за Осирисом каждый умерший надеялся получить такую же помощь: «Тот должен был возвратить ему речь, обучить его читать правильные заклинания, вместе с Анубисом отвести его в Зал Суда, записать окончательный приговор и, возможно, высказаться в его защиту». Поэтому считалось, что Тот охраняет каждого умершего и ведет его в царство смерти. Но Тот считался не только знатоком магии, «Великим чарами», как он назван в «Сказании о рождении Гора», но и Великим целителем. «Его первенство в магии естественным образом привело к тому, что он стал богом медицины, так как магия была так же важна для профессиональных медиков, как и знание лекарств». Во время сражения между Гором и Сетом Тот стоял рядом, залечивая раны, которые противники наносили друг другу. Влив молоко в глазницу Гора, Тот восстановил его глаз и восстановил детородный орган. вырванный Гором, Сету. Когда Гор в гневе обезглавил свою мать Исиду, Тот приставил к туловищу голову коровы.

В течение многих веков формулой обращения к Тоту было - «Отец Тот», «Отец Луна». Даже в IV веке н. э. Нектанеб I говорит: "Великий соорудил дом для своего отца Тота, великого бога из Шмуна (Гермополис) великого бога, который вышел из носа Ра (т. е. солнца), создателя его красоты». На стенах пирамиды Сенусерта III обнаружены надписи, говорящие "о существовании в этот период ярко выраженного лунного календаря с целым рядом праздников в честь луны. Впервые появляются пять добавочных дней к 360-дневному году". Миф гласит, что бог Ра, разгневавшись на богиню Нут, изменившую ему с богом земли Гебом, обещал, что ни в один день года богиня не сможет родить детей от Геба. Тогда пришлось Тоту сесть за игру в шашки с Луной и выиграть пять добавочных дней, которые египтяне стали прибавлять в конце года. В эти дни Нут родила своих пятерых детей - Гора, Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду.

Центр культа Тота находился в Хмуне (коптс. Шмун, совр. Эль-Ашмунейн). Название города означает «Восемь» и получено городом в честь восьмерки богов, состоящей из четырех пар богов, в число которых сам Тот не входил. Греки назвали этот город Гермополем, отождествив бога Тота с Гермесом. Гермополь был метрополией Заячьего нома и имел свой некрополь. В Текстах пирамид «Восемь» как название Гермополя не встречается, оно становится популярным в эпоху Среднего царства. Одна из гермопольских версий сотворения мира повествует о том, что «неизвестно, от кого и как в Гермополе появилось божественное яйцо, из которого произошел сам бог Ра, сотворивший затем других богов». Уже упоминавшийся Петосирис повествует о том, что «скорлупа этого божественно яйца зарыта на земле Гермополя». Хотя и не удается установить время и причину провозглашения верховным богом огдоады Гермополя Тота, но изречение 669 из Текстов пирамид связывает Тота, птицу и яйцо с возрождением: «Возрождение твое - в гнезде Тота... Гляньте, царь существует, вот он срастается, вот он разбивает яйцо».

По оценкам ученых, в Древнем Египте насчитывалось более пяти тысяч богов. Большое количество божеств объясняется тем, что в каждом городе этой страны поклонялись «своим» богам. Разные боги из соседних городов могли дублировать функции. Кроме богов, были монстры, духи, волшебные существа. Следует отметить, что многие боги Древнего Египта не изучены до конца и поныне.

Расскажем об «основных», наиболее известных, богах, которым поклонялись жители этой страны.

Ра. Бог солнца. Верховный бог, как, впрочем, и в других языческих культах, где божество, олицетворяющее солнце, является главным. Изображался в виде человека с головой сокола, на которой водружен солнечный диск. Сын первобытного хаоса Нуна. Ра был повелителем всего мира, а фараоны были его земным воплощением. Днём Солнце-Ра ехал по небосводу на барке Манджет, освещая землю, а ночью, пересев на барку Месектет, освещал подземное царство мертвых. В Фивах сопоставлялся с Амоном (Амон–Ра), в Элефантине - с Хнумом (Хнума-Ра). Наиболее распространено было сопоставление с Гором – Ра-Горахти.

Царь мертвых и судья душ. Сын бога земли Геба и богини неба Нут. Будучи повелителем Египта, научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Был убит своим завистливым братом Сетом, польстившимся на жену царицу Исиду (по совместительству их родную сестру) и царский трон. Согласно мифологии, стал первой мумией. Самый любимый бог среди простого люда Древнего Египта. Изображался в виде спеленатой со свободными руками, в которых он держит символы царской власти: хекет и нехеху (скипетр и цеп).

Бог неба и солнца. Сын и Исиды. Был чудесным образом, с помощью магии, зачат Исидой от уже от мертвого Осириса. Победитель убийцы своего отца и по совместительству своего родного дяди, Сета. После продолжительной борьбы с ненавистным Сетом унаследовал у своего отца, который стал править царством мёртвых, земное царство. Покровитель фараонов. Гору покланялся весь Египет - его культ был очень популярен среди всех слоев общества. При этом в каждом регионе был "свой" Гор - имена и праздники приписывающиеся ему существенно различались. Изображался человеком с головой сокола.

Жена Осириса и одновременно его родная сестра. Мать Гора. Именно она нашла после долгих поисков тело Осириса, убитого Сетом. Собрав воедино расчлененное злодеем тело, Исида сделала первую мумию и даже, с помощью заклятий, сумела забеременеть от неё. Покровительствовала детям, угнетаемым, грешникам, ремесленникам и мёртвым. Культ Исиды был очень популярен на всей территории Древнего Египта. Изображалась с головным убором в виде царского трона.

Изначально был повелителем царства мёртвых, но с усилением культа Осириса (отца Анубиса) передал ему эту должность, став проводником в царстве мертвых. Кроме того, был в царстве мёртвых судьёй, взвешивая сердце умершего на Весах истины, на вторую чашу которых клал перо богини Маат, символизирующее истину. Именно ему приписывают изобретения обычая бальзамирования мёртвых - он принимал участие в создании первой Египта - мумии своего отца Осириса. Покровительствовал кладбищам и некрополям. Изображался с головой шакала. Изображался также в виде шакала, или дикой собаки Саб.

Богиня правосудия, истины, справедливости и гармонии. Являясь дочерью творца мира бога Ра, она при создании мира сотворила гармонию из хаоса. Управляла звездами, закатами и восходами, временами года. Символизировала собой закон и божественный порядок. Являлась одной из судей загробного мира. Изображалась со страусиным пером на голове. Перо это не обычное - это перо истины. Во время суда в загробном мире на одну чашу весов клали перо Маат, а на другую сердце умершего (единственный внутренний орган который оставляли в мумии). Если сердце перевешивало, значит покойный вел грешную жизнь, и его пожирало чудовище загробного царства Амат.

Бог войны, смерти, ярости и хаоса. Брат Осириса, который убил его, позарившись на престол и жену фараона. Изначально был очень положительным и популярным богом и даже защищал и помогал богу Ра, но ближе к VII веку до н.э. (во времена XXVI династии) превратился в воплощение вселенского зла, близкое по своим повадкам к дьяволу. Стал воплощать собой дикость, злость, свирепость, зависть. Наиболее часто изображался с головой осла, хотя встречаются его изображения с головой крокодила и других животных. Ассоциировался с мужской сексуальной силой.

Бог мудрости и знаний и, соответственно, покровитель ученых, библиотек и всех наук, включая магию. Кроме того, покровительствовал чиновникам, являясь гарантом государственного порядка. Один из самых ранних богов Древнего Египта. Тоту приписывают изобретение письменности, изобретение года, состоящего из 365 дней, разделение времени на месяцы и годы ("владыка времени" - один из многочисленных титулов Тота). Изображался с головой ибиса, держащим в руках посох и анх (коптский крест).

Богиня неба, управлявшая сменой дня и ночи. Внучка бога Ра. Мать Осириса, Исиды и Сета. Покровительница умерших. В основном изображалась в виде вытянувшейся, изогнутой в виде небосвода женщины, опирающейся руками и ногами на землю. При этом тело её украшено либо звездами (олицетворяет ночь), либо солнцами (олицетворяет день). Встречаются изображения Нут в виде женщины с кувшином на голове или Небесной Коровы.

Богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь бога Ра. Выполняла функцию грозного ока Ра на земле. Могла как напустить болезни, так и исцелить любые из них. Являясь целительницей, покровительствовала врачам. Имела очень суровый и вспыльчивый характер. Охраняла фараонов. Изображалась с головой львицы.

Странными путями следует сознание человека. Иногда сходными в разных культурах, иногда неповторимыми и зело оригинальными. Вот кто бы объяснил, почему и откуда возникла мысль, что длинноклювые ибисы могут быть связаны со счетом и мудростью? Причем не те ибисы, которые сейчас называются «священными» (Threskiornis aethiopicus), а те, которые «лесные» (Geronticus eremita). Они ж гологоловые и с виду стервятники стервятниками! С другой стороны, может эта гипотетическая сопричастность смерти и оказалась тем камнем, что лег в основу их почитания? В добавок к тому припомним, что в Древнем Египте ибисы ежегодно прилетали к разливу Нила, что позволяло считать их вестниками возрождения природы. И кривые их длинные клювы совсем не иносказательно напоминают практически полумесяцы…

В Додинастическую эпоху Тот почитался как божество Луны. К Раннединастическому периоду он приобрел функции божества письма. В «Текстах Пирамид» его связывают с загробным культом - в облике ибиса он переносит умерших в Дуат, египетское пространство мертвых. К концу Старого царства, после возвышения культа Ра*, Тот включается в круг представлений, связанных с почитанием Солнца. В период Среднего царства Тот становится судьей умерших, приобретает функции божества времени и медицины. В «Текстах Саркофагов» он упоминается как защитник умерших в Дуате; в этой роли вступает и в «Книге Мертвых». В Новом царстве становится также божеством магии и чародейства. В эллинистический период, после завоевания Египта Александром Македонским, Тота стали отождествлять с Гермесом. И популярность такого тандема превзошла все ожидания, рассказы о них разошлись по все Ойкумене.
С появлением же игровых миров Тот, как многие уже казалось бы забытые боги, начал делать «альтернативную карьеру». И хотя его образ оказался пока не столь востребованным, как, например, образ фелиноголовой Бастет, в некоторых вселенных он продолжает выполнять свои божественные функции, например, в сеттинге «Забытые Королевства». А вот в сеттинге «Серый ястреб» помимо самого Тота, как говорят, имели место и достойные его ибисоголовые гуманоиды.

В древнем Египте люди поклонялись богу мудрости и знаний по имени Тот. Считалось, что именно этот бог подарил людям письменность и науку. Его считали сыном верховного бога Ра. Прежде Тот был богом Луны и поэтому был связан с действиями небесных тел. В его функции входило наблюдение и контроль за внеземными светилами. Позже он стал богом мудрости, магии и знания.

Со временем богу Тоту приписывали покровительство над образованием и изобретение религиозных обрядов. В божественном пантеоне Тот был приближенным к верховному богу Ра. Египтяне веровали, что именно этот бог добился календарного исчисления в 365 дней, вместо 360.

Существует легенда о том, что бог мудрости в древнем Египте выиграл эти дни при игре в кости и добавил их в конец года, посвятив богам Осирису - богу возрождения и загробного мира, Сету, Хоруру, Исиде - богине женственности и материнства, и Нефтиде. Египтяне считали, что именно Тот разделил жизнь на годы, месяцы, недели и дни и вел соответствующий счет. Так же он вел записи дней рождения и дней смерти жителей Египта.

Чаще всего можно встретить изображения Тота в виде человека, у которого голова птицы ибис, а в руке трость для письма. Реже его изображения встречаются в виде обезьяны павиана. Египтяне считали павианов весьма умными животными. Тоту приписывали родство с богиней письменности Сешат. Иногда она выступала в роли его дочери, иногда в роли жены. Другие источники называют женой Тота богиню порядка и истины Маат.

Во время наибольшей популярности культа бога Тота появился миф о сотворении мира. Там говорилось, что Тот будучи ибисом сотворил из своего тела яйцо, из которого появился бог солнца Ра, а позже был создан мир.

Некоторые сказания говорят о том, что Тот был пришельцем. В подтверждение используются легенды космического происхождения Египта, его появления на земле из не откуда и то, что Египет был самым развитым государством того времени в долине Нила. Камень с выбитыми иероглифами, найденный современными учеными, рассказывает об огненном шаре, на котором прибыли боги. Во главе всех богов на этом шаре был Тот. Именно эти боги научили египтян медицине, математике и земледелию.

Сам бог Тот построил египетские города, изобрел приспособление для измерения воды в Ниле и нарисовал новый календарь. Тоту приписывается авторство книги “Изумрудная скрижаль”, а временем ее написания считается пребывание его жрецом в Атлантиде. Когда цивилизация атлантов погибла, Тот основал колонию ей подобную.

Храмы, построенные в честь Тота, не дожили до наших времен. Сохранились остатки двух из них. Это Ашмунейн (Гермополис Великий) и на расстоянии десяти километров от него Туна-Эль-Гебель.

Тот - бог мудрости, знаний, покровитель писцов, архивов и библиотек. Тот научил египтян письму и счету, создал календарь. Его изображали с палеткой писца в руке и с головой священной птицы ибиса. Ибисы прилетали в Египет весной, во время разлива Нила, поэтому Тот связан с весенним пробуждением природы. В одном из мифов он возвращает домой покинувшую Египет богиню животворной влаги Тефнут, после чего наступает весна. (Сюжет см. Тефнут.) Иногда Тот предстает в образе своего священного животного - павиана.

Египетский бог Тот, в самом начале своего почитания, являлся левым глазом бога Гора, которое было повреждено в сражении с египетским божеством Сетом. В период Древнего Царства данный бог приобретает черты самостоятельного бога, которого некоторые даже называли сыном бога солнца Ра.

В мифологии бог мудрости Тот считался покровительствующим письму и образованию. Кроме как изобретатель письменности, божество Тот был учредителем большого количества обрядов религиозного содержания. Одновременно с богом Хех он значился как божество времени. Место Тота в пантеоне богов Древнего Египта - писец, визирь Ра, секретарь судебных заседаний.


Места почитания Тота

Самое основное место для почитания древнеегипетского бога Тота - Шмун, или, по другому - Эшмунен. Культ Тота становится популярным после того, как Гермополь начал играть наиболее важную роль в политике Египта.

Тот или Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священными животными Тота были ибис и павиан, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса, иногда с папирусом и письменным прибором в руках. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.

Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет.

Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота - палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника.

Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался также вместе с павианом, одним из его священных животных. Эллины отождествляли бога Тота с Гермесом.

Бог-творец Тот, культ которого зародился в Гермополе, постепенно обретал новые важные функции: он стал богом луны, а также покровителем письменности, образования и наук, счета и мер. Все знания, которыми обладает человек, исходили от Тота.

Главное достоинство Тота - его интеллект, поэтому его величайшая добродетель состоит в том, что он всегда мудр и сведущ. Недаром боги назначили его своим секретарем и вестником. На древнее происхождение Тота указывает легенда, согласно которой он родился из черепа Сета. Однако, как ни странно, Тот не перенял ни один из недостатков этого грозного бога. Он не строит козней из эгоистических соображений, а напротив, непрестанно трудится ради того, чтобы мир оставался таким, каким его пожелал видеть Ра. Тот тоже путешествует на ладье вместе с Ра, и это единственное, что сближает его с Сетом. Как бог луны, он считался ночным отблеском Ра, его «глашатаем в небесах». В Гермополе Тот стал еще и демиургом, который сотворил мир силой одного только разума. И египтяне верили, порядок во Вселенной столь совершенен, потому что Тот - мудрый бог, который «исчисляет все сущее».

Его изображения

Тот известен преимущественно в двух обличьях. С эпохи Древнего царства он изображался в виде ибиса, удивительной белой или красной птицы с длинным, слегка загнутым клювом, хорошо знакомой обитателям берегов Нила и Дельты. Изображения Тота в виде павиана относятся к более позднему периоду. Антропоморфные изображения бога с головой ибиса встречаются довольно часто, а вот видеть Тота с головой павиана в египетском искусстве доводится гораздо реже.

Мифы о Тоте

Тексты, рассказывающие о Тоте, связывают его с мудростью, знанием и, в более широком смысле, с устройством небесного и земного мира. Неудивительно, что жители Древнего Египта, и особенно его выдающиеся правители, стремились подражать уму и практическим умениям Тота. Поэтому Тота вполне справедливо можно назвать богом-образцом для смертных!

Тот создал мир одним своим словом. Так гермопольская космогония описывает начало мира. Но в сотворенном мире нужно было навести порядок! Сердце Тота исполнено разума. Именно этому богу смертные обязаны существующим положением вещей. В нелегком деле упорядочивания вселенной Тоту помогала Сиа, персонифицированное знание.

Для столь сложного предприятия Тот изобрел язык. При помощи слова, которое было сотворено разумным, мир создавался по воле бога. Начала действовать сложнейшая небесная механика. Умудренный знанием Тот довел до совершенства каждое звено системы. Недаром его называют «тем, кто исчисляет все сущее»!

Оставалось записать акт творения и устройство мира, чтобы ничто и никогда не было утеряно. И Тот изобрел письменность. Он - «тот, кто писал первым». Как хранитель величайших знаний, он стал наставником писцов.

Но во что может превратиться мир без правосудия? Маат, единственная истинная справедливость, живущая среди богов и в сердцах людей, была необходимым дополнением этого мира. Поэтому Тот «написал Маат».

Во всем - знаниях, организованности, правосудии - Тот был настоящим образцом для подражания, на который ориентировались все люди, начиная с самого фараона и его помощников.

Обязанности Тота

Тот занимал почетное место среди других богов. Он не только участвовал в божественном суде - он был его секретарем, тщательно записывающим все решения. Кроме того, его назначили хранителем печатей суда. И наконец, Тот часто вмешивался в распри между богами. Роль, которую он сыграл в разрешении спора между двумя заклятыми врагами, Сетом и Гором, снискала ему глубокое уважение. Он - талантливый арбитр, «тот, кто сумел развести двух сражающихся», а это подвиг, вызывающий восхищение, если помнить о том, какую ненависть Сет питал к своему племяннику Гору.

Но Тот заседал и в другом суде: том, который определял добродетельность сердец умерших - Страшном суде! Именно Тот записывал результаты психостасии (взвешивания души), совершавшейся в присутствии Маат. Как только маленькая богиня истины провозглашала свое решение, и Тот заносил его в свои таблички для письма, бог-ибис вместе с Анубисом наделял умершего новым дыханием... Разумеется, если последний был сочтен достойным жизни в царстве Осириса! В этой функции Тота называли автором священной «Книги дыхания», отрывки из которой жрецы зачитывали во время погребальных церемоний.

Тот, божественный визирь

Всякий, хоть сколько-нибудь знакомый с мифологией и историей Древнего Египта, наверняка уже заметил сходство между порядком, существовавшим в мире людей, и порядком в мире богов! Разумеется, один послужил образцом для другого. Вопрос только в том, какой именно...

Разве фараон не безраздельно правил Древним Египтом, подобно Ра, царящему на небесах?.. Но государь не может уследить за огромной страной в одиночку, поэтому фараону во всем помогал его верный слуга - визирь. И задачи последнего вполне справедливо можно сравнить с функциями Тота. Подобно тому, как визирь был правой рукой фараона, Тот был правой рукой Ра. Фараон и визирь так же, как Тот и Ра, разделили между собой власть над государством, и суть этого разделения заключалась в том, что правитель (как на земле, так и на небесах), вмешивался лишь в случае серьезного кризиса. А Тот, подобно визирю, решал все повседневные дела и хлопоты, связанные с управлением миром. Он был верным и мудрым советником царя, и всегда мог предложить своему повелителю какие-то идеи и подсказать возможные решения проблем.

Кроме того, ему предписывалось лично следить за исполнением всех решений божественного суда, как и за тем, чтобы о них извещался каждый член пантеона. Одним словом, он был незаменимым помощником верховного бога. Надо сказать, что Ра очень быстро это осознал и оценил его заслуги по достоинству. В результате Тот по ночам стал тем же, чем Ра был днем: светом!

Книги - дар Тота

Египтяне древности считали Тота, изобретателя письменности, автором большинства сочинений. С их точки зрения, такое изобилие знаний могло быть только божественным. Кроме того, многие верили, что все эти книги - и свитки папируса, и тексты, высеченные на стенах храмов - были дарованы человечеству самим Тотом, который намеренно оставил их на полу нескольких святилищ. Произошло это много-много лет назад...

Тот - «ночной Ра»

И действительно, по воле Ра, Тот сделался богом луны. Причина этому кроется в событиях, произошедших еще на заре времен. Великий, но уже состарившийся, демиург Ра устал от нескончаемых людских распрей и решил отойти от дел. Он поднялся высоко в небо, освещая его только в течение дня, а на ночь, спускаясь вниз, в подземный мир.

Так земля лишилась света на половину времени, и впервые появилась ночь. Ра, осознавая проблему, обратился к Тоту: «Ты займешь мое место, станешь моим заместителем. Тебя будут называть Тот Занимающий Место Ра. Ты окружишь оба неба своей красотой и светом». И луна наполнила ночь тем светом, который соблаговолил ей дать солнечный Ра. Кроме того Тот, отмечавший дни и ночи, очень рано стал считаться изобретателем календаря. Но в этом деле он подшутил над людьми, за что те иной раз его упрекали.

Шутливый календарь

В создании календаря Тот, похоже, преуспел меньше, чем в других своих начинаниях. Будучи богом-луной, он «считал годы» и «подразделял годы и месяцы». Однажды в партии в сенет он выиграл пять эпагоменальных дней, которые тут же поместил в самый конец года, благодаря чему богиня Нут смогла наконец произвести на свет своих детей. Но все сложные подсчеты и мудреные уловки Тота вскоре привели к появлению значительных несоответствий в календаре, что доставило немало хлопот несчастным смертным.

Игра сенет, вошедшая в моду в Новом царстве, напоминала одновременно шашки и нарды. Партия разыгрывалась на доске с тридцатью клетками, по которой передвигали шашки, бросая по очереди кости.

Мудрый зануда!

Несомненно, Тот был очень мудрым богом. Но его интеллектуальное превосходство вскоре стало раздражать всех богов пантеона. Своими торжественными речами и высокопарным стилем Тот ужасно надоедал слушателям. И хотя боги очень уважал и помощника Ра за обширные знания, порой они не могли удержаться от замечаний. Так, однажды Исиду обеспокоило состояние здоровья ее сына, Гора. Она обратилась за советом к Тоту, а он, вместо того, чтобы ответить прямо, пустился в нескончаемые отвлеченные рассуждения. Раздосадованная Исида прервала его: «Тот, до чего мудро твое сердце, но до чего медленны твои решения!» 

Несовершенный календарь

Чтобы определить начало года, египтяне сверялись с главным событием в их жизни: разливом Нила, который каждый год начинался примерно в одно и то же время - около 20 июля. Почти одновременно с подъемом воды на небе ранним утром восходила звезда Сотис (которая в течение долгих недель оставалась за горизонтом), и этот легко определяющийся день становился началом года, продолжительность которого составляла триста шестьдесят пять дней. Но египтяне не учитывали, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за 365,24 дня. Довольно быстро расхождение между официальным и природным годом стало очень велико, и каждые четыре года оно увеличивалось на один день, так что через сто двадцать лет достигло одного месяца! И только спустя тысячу четыреста пятьдесят шесть лет ожидания фактический год снова совпал бы с исчисляемым! Проблему решили римляне, придумавшие високосный год.

Тот, Гор и око уаджет

Вот что происходит, когда математики вмешиваются в мифы! После того, как Сет убил своего брата Осириса, юный Гор восстал против него, чтобы отомстить за отца. Но Сет тут же вырвал у него глаз, который разделил на шесть частей. Бог Тот, покровитель врачевателей, пришел на помощь Гору и исцелил поврежденный глаз, но как! Он просто плюнул на него! Изображение шести частей глаза Гора (ока уаджет) древние египтяне традиционно использовали для написания шести дробей от 1/2 до 1/64.

Родственные связи Тота

У Тота, как у любого демиурга, не было родителей, как утверждала гермопольская космогония. Однако в других местах считалось, что его произвел на свет Сет. И это было удивительное событие! Тот родился в самый разгар противостояния Сета и Гора. Сет очень любил салат. Зная о его слабости, Гор подмешал свое семя в любимое кушанье Сета, и последний мигом его проглотил. От этого гомосексуального оплодотворения родился Тот, выйдя изо лба Сета.

Супругой Тота иногда считалась богиня Нехметауи, а сыном - юный Хорнефер (часто упоминавшийся в Поздний период). Однако прежде всего Тот был «главой восьмерых» (Хнуму) - четырех пар первородных божеств, воплощающих неупорядоченную материю до акта творения (первородный океан, небытие, пустоту и т. п.). И наконец, в Новом царстве Тот считался сыном Ра и богини Нейт.

Культ Тота

Культ бога Тота проявлялся в самых разных действиях, как повседневных, так и исключительных. Они упорядочивали жизнь всех египтян, от самых бедных до самых зажиточных.

Праздники и храмы, основание зданий, некрополи священных животных, различные амулеты, меры, которые постоянно использовали даже самые скромные ремесленники - все это являлось частью культа бога Тота, покровителя писцов.

Вездесущий Тот и его чествование

Тот был богом, для которого египтяне возводили персональные, только ему одному посвященные святилища. Подобные храмы располагались, разумеется, в Гермополе Великом (в Верхнем Египте) и в Гермополе Малом (в Нижнем Египте), а также и в Гелиополе, Мемфисе и даже Фивах - городе Амона. Его культ постепенно распространился и далеко за пределы страны, до территории современного Судана, и был особенно силен в Нубии. Там, где не имелось посвященных Тоту храмов, он присутствовал в других святилищах в качестве «приглашенного бога». С наступлением месяца тота (июль-август) гермопольского бога чествовал весь Египет. Завершались эти торжества в девятнадцатый день того же месяца большим пиршеством. Столы ломились от мяса, инжира и меда.

Оракулы от имени Тота

Культ этого бога проявлялся также в более частных, но не менее зрелищных обрядах предсказаний. Слова бога, исходившие из уст человека, оказывали сильное воздействие на людей. Одним из самых примечательных был оракул Каср-эль-Агуза. В этом маленьком храме Тота называли «тем, кто внемлет». Но прежде всего он был «тем, кто знает, кто предвещает завтрашний день, кто видит будущее, не ошибаясь». Когда говорит оракул, через него высказывается Тот. Распространенный в Древнем Египте обряд неизменно впечатлял простой народ!

Око Уаджет

Среди множества амулетов, распространенных в Древнем Египте, было «здоровое око», глаз Гора, который Сет вырвал у своего племянника в сражении и рассек на шесть частей. Врачеватель Тот взялся за столь непростой случай и успешно восстановил зрение Гора. С тех пор в память об этом событии изображение каждой из шести частей ока Гора традиционно использовалось для записи дробей - мер зерна. Око уаджет символизировало также безупречный солнечный диск.

Некрополи священных животных

Тот говорил устами своего оракула, но египтяне постоянно встречались с ним и в повседневной жизни: ибис (древнеегип. хеби), птица, в те времена в изобилии встречавшаяся на берегах Нила, считалась воплощением бога. И потому это ничего не ведающее создание удостаивалось, подобно человеку, пышных похорон. Забальзамированные и мумифицировавшиеся ибисы могли занимать целые некрополи: на одном из самых знаменитых, расположенном на севере Саккары, археологи нашли тысячи мумий этих птиц! К павианам, хотя и менее многочисленным, относились с не меньшим вниманием. Это лишний раз доказывает силу повседневного культа Тота.

Поклонение врачей и землемеров

Тота, сумевшего исцелить глаз бога Гора, вырванный Сетом, глубоко почитали лекари (как самые скромные - сину, так и самые зажиточные - уабу), а также жрецы, бывшие врачевателями при храмах. Бог помогал врачам, так же, как и писцам, которые были обязаны Тоту умением писать и пользовались его покровительством.

Создание алгебраических дробей, в свою очередь, снискало Тоту уважение представителей всех профессий и ремесел, которые были так или иначе связаны с различными измерениями, в том числе, математиков и землемеров. Надо сказать, что в Древнем Египте измеряли и отмеряли многое: зерно, земли и прочее. Тот, как бог (и создатель) всех мер неизменно присутствовал в повседневной жизни большинства египтян. Вместе с богиней Сешат Тот был самой подходящей кандидатурой для того, чтобы следить за обрядами основания храмов, которые строил фараон.

Архивариус фараона

В силу своих выдающихся умственных способностей Тот был очень близок к фараону. Этот бог даже иногда заменял Сета в обряде сематауи, празднике в память об объединении Обеих Земель Верхнего и Нижнего Египта.

Тот участвовал и в церемонии коронации правителя. Более того, этот бог был его архивариусом: египтяне верили, что он собственноручно записывает тронное имя фараона, объявляющееся писцом из Дома Жизни, на листьях священного дерева ишед. И Тот говорил: «Я сделал так, что твое право на трон будет длиться миллионы лет и сотни миллионов юбилеев». По этому случаю на все четыре стороны света отпускали птиц, среди которых был, конечно же, и ибис, священная птица Тота. Так разве не по праву будет назвать этого бога первым хронистом в истории?

Запись имени фараона

Запись тронного имени фараона на священном дереве ишед была главной частью церемонии коронации. Одно из самых примечательных сохранившихся изображений этого Момента, дошедшее до нас, происходит из гипостильного зала храма Амона, расположенного в Карнаке. Оно посвящено Сети I, фараону из XIX династии (1306-1290 гг. до н. э.). Сцена разворачивается во дворе храма Солнца в Гелиополе. Фараон, увенчанный хепрешем, держит жезл хека, который вручили ему жрецы. Он стоит, преклонив колени, под деревом ишед. Позади него Тот, с телом человека и головой ибиса, записывает длинным заостренным каламом имя нового правителя на одном из листьев дерева.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.