Культы и религии африки 19 век. Христианство и ислам в Африке

Африканский континент славится своим разнообразием во всех сферах, поэтому и религии Африки весьма разнообразны, тут имеются представители большинства современных направлений, устойчивое место занимают и старинные верования, привычные для здешних племён.

Большая часть населения Чёрного континента исповедует популярные по миру христианство и мусульманство, часто эти традиции адаптированы к африканским реалиям. Встречается ещё индуизм и иудаизм. Много здесь и приверженцев традиционных религий, пришедших издавна и связанных с длительным автономным историческим развитием.

Христианство пришло в Африку извне, случилось это, как гласит предание, в 42 году, тогда православную Коптскую церковь образовал Апостол Марк. А во 2-м веке новая религия стала популярной в Египте, а также в Эфиопии и Эритрее. Это движение распространилось на всё североафриканское побережье. Последующая история этой религии Африки такова:

  • 4 век - появление идеи основания африканской церкви, независимой от Европы, в частности Рима;
  • 5 век - создание монофизитской церкви на основе египетских и эфиопских христиан;
  • 7 век - вытеснение с севера христианства исламом.

Позже христианское движение снова стало набирать популярность, связано это с тогда, в 16-18 веке, миссионеры стали навязывать католичество. Впрочем, такая деятельность была мало успешной.

Были и иные периоды активизации христианской пропаганды:

  • середина 19 века - завоевание Африки западноевропейскими колонизаторами, активная работа миссионеров, создание всяческих орденов римско-католической церковью;
  • по окончанию 2 мировой войны христианство в Африке стало приспосабливаться к местным обычаям, наращивание африканского духовенства.

Результатом всех действий стало прочное положение христианства на материке, здесь его различные направления исповедуют около 400 миллионов африканцев, встречаются такие:

  • католики;
  • протестанты;
  • монофизиты;
  • православные;
  • униаты.

Наибольшее число христиан в таких частях Африки:

  • запад;
  • восток;

Афрохристианская или синкретическая религия образовалась соединением классических христианских традиций и местных верований и обычаев, это направление распространённое и важное, выделяют такие его группы:

  • адаптированные христианские секты;
  • секты мессианские;
  • секты языческо-христианского объединения;
  • эфиопские (чёрные) секты;
  • ветхозаветные секты.

Ислам в список религий Африки попал также с помощью иностранного вмешательства - его принесли арабы с Аравийского полуострова. Они завоевали североафриканское побережье в 7 веке, чтобы распространить свою религию захватчики пользовались активными экономическими и административными мерами:

  • ограничение прав для неверующих;
  • обложение их податями и прочее.

В итоге полностью установились в 12 веке. Отсюда торговцы и переселенцы стали приносить мусульманство и на восток континента, со временем тропическая часть также познакомилась с новой религией, которая стала серьёзной конкуренцией для христианства.

В современной Африке мусульмане живут в таких регионах:

  • север;
  • запад;
  • северо-восток.

Несмотря на популярность всемирно известных церквей, традиционные религии Африки всё также востребованы и используемы, как и столетия назад. Данные верования прошли длиннейшую историю в уединении от всего мира, связаны они с передаваемыми племенами из поколения в поколение. Всё это было связано с обыденной жизнью, природой, пониманием мира, поэтому отражало истинную сущность африканцев.

В связи с этим такие ритуалы настолько укрепились в сознании и жизни людей, что доныне проявляются во многих странах континента в той или иной степени. Обычно подобные религии встречаются в Чёрной Африке, причём многие африканцы могут спокойно исповедовать любую иную веру, тайно поклоняясь давним традициям.

Все традиционные религии Африки имеют общие черты, первой из которых является выраженный в глубоком почитании предков и всех умерших. Каждый, кто оставил жизнь, становится особым объектом для живых наследников, всеми семьями и родами почитали ушедших, проводили специальные ритуалы, чтобы духи помогали в жизни.

Именно так жил южноафриканский народ тхонга, для его представителей все души предков становились почитаемыми объектами. Такой культ у них семейный, жертвы и ритуалы совершают для духов двух линий - материнской и отцовской. Аналогично живёт и восточноафриканский народ джагга.

Следующей чертой африканских верований является тотемизм, который по сей день встречается некоторыми элементами в на востоке и юге, здесь тотемами являются животные. Бечуаны и сейчас имеют тотемические танцы.

Отдельно стоит культ животных, который произошёл от древнего страха перед опасными зверями. Для многих африканских народов таким почитаемым стал леопард, являющийся очень опасным хищником. Ещё встречаются культы различных змей, в имеется даже соответствующий храм.

Те народы Африки, которые занимаются земледелием, часто формируют культ божеств, покровительствующих аграрному делу, они почитают повелителей различных природных объектов (леса, холмы, ручьи и т.д.). У зулусов даже имеется богиня Номкубулвана, дающая, при поклонении ей, плодородие земель.

Именно с африканскими традиционными религиями связано понятие фетишизма, ведь это явление встречается тут у многих народов. Фетишем выбирали любые предметы, помогающие и защищающие. Однако эти самые вещи помимо пожертвований узнавали и всевозможные надругательства, это делалось преднамеренно, чтобы спровоцировать фетиш на выполнение желаемого.

Говоря о традиционных религиях Африки, нужно вспомнить и о культе жрецов, которые встречались не только в но и во многих других направлениях. Вообще, жрецы всегда считались важнейшими людьми в племенах, также были те, кто практиковал особые умения:

  • магию;
  • гадания;
  • знахарство.

Среди современных африканцев встречаются подобные личности, которые помимо перечисленных функций могут выполнять и иные, например, являются духовными лидерами для местных. К тому же часто жрецы объединяются в союзы, которые распространяют своё влияние и на иные сферы, в том числе и на административные.

Дата добавления: 24 Сентября 2012 в 15:58
Автор работы: n****************@gmail.ru
Тип работы: доклад

Скачать архив (13.42 Кб)

Файлы: 1 файл

Скачать файл

К началу 19 века африканский континент....docx

- 16.21 Кб

К началу 19 века африканский континент населяли различные народности, продолжалось переселение целых народов и их формирование. Все эти народы находились на разных уровнях культурного и экономического развития. У одних (Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судан и остров Мадагаскар) сложились крупные государственные образования, у других ещё сохранились родовые общины.

В лесах у реки Конго жили пигмеи, считавшиеся самым отсталым народом. Они не знали оседлого образа жизни и занимались охотой и собирательством в пределах строго определённых охотничьих территорий.

У многих африканских народов высокого развития достигло земледелие, особенно выращивание кофе, арахиса и какао-бобов. Африканцы экспортировали слоновую кость, золотой песок и чёрных рабов.

Некоторые африканские народы знали письменность и имели свою литературу.

Культы и религии Африки.

У африканских народов не существовало религий. Местные верования представляли собой множество культов: культ предков, культ природы и стихий и т.д. Все верования были проникнуты колдовством и магией.

Вера в богов соединялась с обожествлением живых и мертвых правителей. Существовал культ царей – жрецов, личность которых окружалась множеством табу(запретов), а их воцарение и смерть сопровождались специальными обрядами.

Так в государстве Лоанго (район Нижнего Конго) никто из жителей под страхом смерти не мог видеть, как ест король. В случае смерти короля по всей стране гасили очаги, запрещалась всякая деятельность, люди не должны были менять одежду, стричь волосы вплоть до дня вступления на трон нового короля.

В государстве Бакуба (внутренние районы Конго) король, олицетворявший силу и благополучие всего народа, не мог умереть собственной смертью – от старости или болезни: по традиции его душили.

В традиционных обществах Африки наряду с колдунами появились и жрецы, группировавшиеся вокруг храмов отдельных божеств. Храмы представляли собой простые сооружения из дерева и пальмовых листьев, но при этом они владели землями, рабами и огромными богатствами, которыми распоряжались жрецы.

В то же время в Африке распространялись мировые религии – христианство и ислам.

Раздел Африки.

В 19 веке европейские страны делят континент на сферы влияния и создают свои колонии. В последней трети 19 века усилилось завоевание глубинных территорий Африки. Борьба за полный её раздел привела к появлению французской, британской и германской Африки. Раздел завершился к 1900 году, в руках колонизаторов находилось более 90% территории Африки.

Страной, которая осталась независимой, была Эфиопия. Ей удалось не стать колонией европейских стран, однако страна была слаборазвита. Там царила феодальная раздробленность и междоусобицы. В 50е годы к власти пришел Теодорос II, объединивший эфиопские земли.

Строительство Суэйцкого канала сделало Эфиопию важным стратегическим объектом для европейских держав. В конце 1860х годов в Эфиопию вторглись английские войска и разбили армию Теодоса II. Однако Англии не удалось укрепиться в эфиопии. В 1895 году Эфиопию пыталась захватить Италия, но безуспешно. В период раздела Африканского континента Эфиопии удалось сохранить политическую самостоятельность.

Традиционные общества Африканского континента были слабо организованы и не смогли противостоять европейским колонизаторам. Процесс колонизации активно втягивал Африку в мировой рынок. Для экспорта сырья строились железные и грунтовые дороги, и создавалось это руками местного населения.


Описание работы

Производство компьютерных столов приобретает все большую актуальность, по мере того, как компьютерная техника проникает во все сферы жизни и деятельности человека. Сегодня без компьютера невозможно себе представить процесс учебы или работы, хранение информации и ее редактирование, развлечение и общение  согласно данным статистики, в 2010 году количество компьютеров в России достигло сорока миллионов, и никто не возьмется подсчитать общее количество часов, проводимых россиянами за экранами своих мониторов.

Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент. Эта статья поведает лишь некоторую информацию об африканской культуре и познакомит Вас с этим красивым континентом.

У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры.


Африка - собрание культур


Есть мнение, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде, Кении, Танзании и Южной Африке.


Народы Африки


В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре.

Афар - племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар – последователи исламской религии. Если будете двигаться в сторону высокогорного плато в Эфиопии, то встретите народ Амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки.

Республика Гана – обитель Англо-Эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: Акан (включая Ашанти и Фанти), Эве, Га и Адангбе, Гуан, Груси и Гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки Ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины – полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.

Народ Баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя Бамбара - основное племя Мали – в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя Догон – тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя Фулани, или племя Мали, известные так же, как Фульфульде или Пеул. Фуланис – самое многочисленное кочевое племя в мире.

Путешествуя по северо-восточной Замбии, Вы встретите народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди Бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы – одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжирию и Марокко. Берберы исповедуют ислам. Народ Аке живет на юге республики Кот-д’Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена - Дан, Акан, Ани, Аовин, Бауле и Сенуфо.

Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа Чева, Ньянджа, Яо, Тумбука, Ломвэ, Сена, Тонга, Нгони, Нгонде, а также азиаты и европейцы.


Традиции Африки


Как Вы уже поняли, африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Поскольку самым важным аспектом культуры в Африке является семья, расскажем о семейных обычаях поподробнее.

Согласно одному африканскому обычаю народа Лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.

Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко – это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья – самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.

С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки.

Возраст для обряда посвящения у каждого племени разный. Во многих племенах по достижении взрослого возраста мальчикам делают обрезание, а в некоторых племенах и девочкам. Обрезание или обряд очищения длится несколько месяцев и во время обряда запрещается кричать и плакать. Если обрезаемый кричит, значит он трус.


Языки Африки


В Африке говорят на сотнях диалектах и языках. Самые основные из них – арабский, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят в большинстве стран Африки, поэтому в одной стране может быть несколько официальных языков. Многие африканцы говорят на малагасийском языке, английском, испанском, французском, бамана, сесото и т.д. В Африке существует 4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно – афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.


Еда и культура Африки


Еда и напитки Африки полностью отражают разнообразие культур и племенных традиций. Национальная африканская кухня включает традиционные фрукты, овощи, мясные и молочные продукты. Рацион простого деревенского жителя состоит из молока, творога и сыворотки. Кассава и ямс – корневые овощи, которые наиболее часто используются в приготовлении блюд. Средиземноморская кухня от Марокко до Египта полностью отличается от сахарской кухни. Народы Нигерии и западной Африки любят чили, а немусульманские народы имеют в рационе даже алкогольные напитки. Тей – известное медовое вино, популярный алкогольный напиток во всей Африке.

О культуре Африки можно говорить бесконечно. Африка – это огромный континент с множеством стран, где живут разные народы, каждый со своими уникальными традициями. Африка – колыбель цивилизации – мать разнообразия культур! Традиций и обычаев. Можно немного заблудиться в африканской дикой природе, но в богатых традициях Африки заблудитесь абсолютно. И Африку никому не сломить, это единственная страна, которая несмотря на многочисленные трудности продолжает вдохновлять и очаровывать всех людей мира. Если решитесь отправиться в Африку, то будьте уверены, что едете туда с открытым умом и, самое главное, с открытым сердцем. И вы вернетесь домой с маленькой Африкой, навсегда поселившейся в уголке Вашего сердца. Эта статья лишь знакомит Вас с Африкой – живой энциклопедией для тех, кто хочет узнать больше о нашей красивой планете.

некоторыми идеями традиционных религий. Их часто называют «сепаратистскими», «пророческими», «независимыми», «мессианскими» и т.д. Первым из таких направлений, по-видимому, можно считать «антонианство» в Конго в начале XVIII в. В нем уже отчетливо были видны черты более поздних сект: христианской догматики, веры в мессию, отказа от священничества, местных ритуалов и т.д.

Все они возникли на базе христианских направлений. В отличие от собственно христианства они объединяют только африканцев и, как правило, людей одного племени или небольшой народности. Догматика и мифология их состоит из переделанных на местный лад библейских сказаний. В культе и бытовой обрядности эти направления сочетают элементы и христианства, и местных традиционных религий с преобладанием последних. Культовая практика характеризуется широким использованием коллективных плясок, барабанов, пения, но основным обрядом почти у всех остается крещение (чаще всего взрослых) с погружением в воду. Наконец, весьма характерная черта для всех - наличие строгой иерархии служителей культа. Во главе их стоят «пророки», почитаемые как «черные мессии». Помимо проповедничества, пропаганды своего нового учения, в их функции входят также утверждение заповедей, необходимых для установления «царства Божия» в Африке по завету «черного Христа», изгнание «нечистой силы», защита от колдовства и т.д.

Афрохристианские церкви получили значительное развитие в Анголе, Южной Африке (Намибии и ЮАР), в Центральной Африке (ДРК, Конго), на Гвинейском берегу (в Нигерии, Гане, Камеруне, Того, Либерии, Кот д"Ивуаре). Есть они и в Танзании, Кении, Замбии, Малави. Первые из них возникали еще в конце XIX и в первой половине ХХ столетия, и их появление было связано с сопротивлением местного населения деятельности христианских миссий, которые воспринимались как первые помощники колонизаторов.

Именно с ними были связаны первые шаги сопротивления в Намибии (в 80-е годы XIX в. у готтентотов), в ЮАР (особенно в 1920-е годы - секта израильтян), в ДРК и Конго (движение кимбангистов и матсванистов). Приверженцы этих сект призывали к неповиновению колониальным властям, выступали против расовой дискриминации, отстаивали свое полноправие, в том числе в сфере религии.

Характер сект и их роль в жизни стран Африки резко изменились после достижения независимости. Некоторые из них отказались от борьбы и были официально зарегистрированы правительствами (Церковь Иисуса Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу в Бельгийском Конго; Назаретская баптистская и Сионская христианская церкви в ЮАР и др.). Другие, продолжающие сопротивление действиям любых правительств, сохраняющие этническую замкнутость, выступают как консервативная сила и вызывают озабоченность многих правительств независимых государств.

Христианство и ислам в Африке. Тенденции развития религий

Ныне на континенте примерно равное соотношение приверженцев традиционных религий, христианства и ислама. Эта картина - результат долгого и сложного взаимодействия разных систем верований, составляющих часть общекультурного контекста.

Христианство появлялось на африканском материке трижды. Раннее христианство утвердилось на севере Африки в государствах Нубии и Аксуме (IV-VI вв. н. э.). Однако только в Эфиопии оно сохранилось (в формемонофизитства 1 ) до наших дней.

Вторично христианизация началась с появлением европейцев на континенте в конце XV в. Тогда были крещены правители Бенина (современная Нигерия), Мономотапы (на территории Зимбабве) и Конго (на землях, вошедших в современные Конго, ДРК, Анголу). Но только в Конго христианство закрепилось надолго,

1 Монофиз и тство - религиозно-богословское учение в христианстве, возникшее в V в. н.э. и признававшее наличие у Христа только одной божественной природы, отвергавшее представление о Христе-человеке.

став даже государственной религией. Однако с распадом государства на рубеже XVII - XVIII вв. оно исчезло в этих регионах, почти не оставив памяти.

Третий этап - вторая половина XIX столетия - связан с активной миссионерской

деятельностью. Христианизация проходила нелегко, так как многие положения христианского учения приходили в противоречие с нормами традиционных обществ. Усугубляло положение и то, что христианство воспринималось как религия угнетателей. Недаром у народа кикуйю в Кении появилась поговорка: «Когда пришли белые, у них была Библия, а у нас земля. Теперь у нас Библия, а у них земля».

Необходимо было приспосабливание друг к другу столь разных культур, идеологических и мировоззренческих систем. Оно шло, как правило, двумя путями. Один - возникновение, прежде всего в среде крестьянства и городского маргинального населения, сохранявшего «общинный» менталитет, своеобразных афрохристианских сект, или церквей (см. выше).

Другой путь - процесс африканизации внутри христианских конфессий. Африканизация идет, например, на высшем богословском уровне (определение понятий исхода, греха, воздаяния и т.д.). Однако она не затрагивает массу простых верующих. Для них важнее внешние, бросающиеся в глаза и каждодневные проявления этого процесса. Прежде всего это создание клира из местных уроженцев. Ныне во многих христианских районах все или почти все священнослужители - местные, есть и африканцы - католические епископы, два кардинала. Еще одно проявление этого движения - использование местных языков в богослужении, издание Библии и иной религиозной литературы на этих языках. Очень важным представляется введение отдельных черт местных ритуалов в богослужение (использование традиционных музыкальных инструментов, пение и танцы, службы на открытых площадках, введение элементов традиционной одежды в облачение священников и т.п.). Во многих районах Африки существует и представление (выражающееся и в иконографии) о природе Христа-человека как чернокожего, так же как и Девы Марии, и первых апостолов.

Правда, эти черты заметнее в католичестве. Протестанты (лютеране, адвентисты, меннониты и др.) своей социальной базой имеют в основном средние слои, как когда-то и европейские основатели этих христианских направлений, начиная с Лютера. Здесь не существует необходимости приспосабливаться к менталитету крестьянина-традиционалиста.

Ислам, по оценочным данным, исповедует около трети населения континента, из них половина - в Тропической Африке, Эта религия начала проникать сюда с VII в., но главным образом начиная с X-XII вв. с купеческими караванами (в Западную и Вос-

точную Африку). Ислам в Африке имеет заметные черты взаимодействия с доисламскими представлениями. Безусловно, он повлиял на самые разные стороны жизни местного населения: социальную структуру, законодательство, политику, обряды жизненного цикла, экономику, верования, материальную культуру, народное творчество, ремесла и т.д. В свою очередь, и местные нормы жизни были им впитаны.

Главная местная особенность ислама - восприятие элементов традиционных доисламских культов. Культ природы сохраняется в культе деревьев, дождя. По-прежнему популярен культ предков и героев, слившийся с культом святых.

Обереги-амулеты принимают форму серебряных цилиндриков на цепочке, внутрь которых закладывается бумажка с записью изречений из Корана. Церемония «буна-кала» - жевание зерен кофе, связанная с культом плодородия, начинается с произнесения благословения Аллаха. Эти примеры можно было бы продолжать бесконечно.

Можно заметить и разницу между исламом «городским», книжным, более ортодоксальным, и «деревенским», впитавшим местные традиции.

В городах концентрируются коранические школы, еще в Средневековье там складывались правовые системы, основанные на мусульманском праве; формировалась местная элита; распространялся новый, основанный на хиджре календарь; возникала собственная книжная культура хауса, канури, суахили и других исламизированных народов.

В противоположность городскому «деревенский» ислам имеет устный характер. Именно к этим формам более приложимо условное понятие «черного ислама»: в деревнях наиболее зримо выступает синкретический характер африканского мусульманства; здесь оно в большей степени, нежели в городах, пропитано традиционными представлениями.

И ислам, и христианство не вытеснили традиционные верования. Часто они сосуществуют, и часто можно услышать обычное признание и от мусульманина, и от христианина: «Все равно у каждого

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с.

5 января 2017

Одной из шести частей света является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.

Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Здесь были найдены первые останки самых древних людей. Ученые доказали, что человечество зародилось именно в этой части света.

Наряду с самыми известными мировыми религиями, такими как христианство, ислам и буддизм, в некоторых уголках континента существуют и экзотические религии народов Африки: фетишизм, древние культы и жертвоприношения. Среди самых необычных из них - поклонение звезде Сириус, которое распространено в племени догонов, одного из многочисленных племён западной части континента. А в Тунисе, например, государственной религией считается ислам. Его исповедует большая часть населения.

Интересно, что в одной из самых экзотических стран Африки - Эфиопии - не принято выражать бурные эмоции. На улицах и в общественных местах следует воздерживаться от любого проявления чувств.

Одна из самых распространенных религий - ислам

В середине 7-го века Северная Африка была завоевана арабами. Захватчики принесли с собой ислам. Применяя различные меры убеждения к коренному населению - освобождение от налогов, получение определенных прав и т. д. - арабы внедряли новую религию. Ислам очень быстро распространялся по континенту и в некоторых местах соперничал с христианством.

Религия Африки в 19 веке

Первые европейские колонии здесь появились в 15-м веке. С этого времени в Африке начинает распространяться христианство. Одна из ключевых идей этой религии - существование прекрасного, беззаботного потустороннего мира - нашла свое отражение в местных обычаях и культах. Итогом этого стало повсеместное развитие христианства. На континенте строились школы для африканских детей, в которых не только учили читать и писать, но и знакомили с новой религией. К 19-му веку христианство уже широко распространилось в Африке.

Распространенные культы и религии Африки

Но воспринимая постулаты общеизвестных религиозных верований, африканское население продолжает придерживаться и древних культов:

  • Культ вождя. Он распространен во многих африканских племенах в различных проявлениях. К вождю относятся как к колдуну или жрецу, а в некоторых местах Африки прикосновение к нему даже карается смертью. Глава племени должен уметь делать то, что не может обычный человек: вызывать дождь, общаться с духами умерших. Если же он не справляется со своими обязанностями, его могут даже убить.
  • Культ вуду. Одна из самых мистических религий, зародившаяся в Западной Африке. Она дает возможность человеку напрямую общаться с духами, но для этого необходимо принести в жертву животное. Жрецы исцеляют больных, снимают проклятия. Но известны и случаи, когда религию вуду используют для черной магии.
  • Культ предков, или духов. Занимает важное место среди традиционных религий Африки. Особенно развит в земледельческих и скотоводческих племенах. В его основе вера в то, человеческая душа после смерти продолжает существовать и может вселиться в дерево, растение или животное. Дух предков помогает в повседневной жизни, уберегает от неприятностей.
  • Культ животных, или зоолатрия. В его основе лежит страх человека перед дикими хищниками. Особым почитанием пользуются леопард и змеи.
  • Культ вещей и предметов - фетишизм. Одна из самых распространенных религий Африки. Предметом поклонения может стать любая вещь, поразившая человека: дерево, камень, статуя и другое. Если предмет помогает человеку получить то, что он просит, то ему приносят различные подношения, если нет, то заменяют другим.
  • Ибога - самая необычная религия Центральной Африки. Свое название она получила от наркотического растения, применение которого вызывает галлюцинации. Местные жители верят в то, что после применения этого средства, душа покидает тело человека и он имеет возможность общаться с духами животных и растений.

Особенности религий африканского народа

Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:

  • Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
  • Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
  • Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
  • Во многих африканских племенах устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
  • Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
  • Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
  • Жертвы богам может приносить любой человек.
  • Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
  • Близость к природе и любовь к земле.

Самые популярные традиции и обычаи Африки

Ни одна страна мира не вызывает к себе такого пристального внимания туристов. Одной из причин является большое количество интересных обычаев. Самые любопытные из них связаны со свадебными ритуалами и семейной жизнью. Вот лишь некоторые из них:

  • Невеста идет пешком к дому жениха и сама несет своё приданое.
  • У дома будущего мужа собираются женщины и кричат на девушку. Считается, что эти действия помогают обрести счастье молодоженам.
  • После свадьбы муж с женой не должны несколько дней выходить на улицу.
  • В Эфиопии проживает племя хамеров, в котором чем больше шрамов на теле женщины, тем счастливее она считается. Доказательством любви мужа служат еженедельные побои.

Информация для туристов

Африка - удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

В заключение

Религии Африки разнообразны. Самое главное, что каждый житель имеет право сам выбирать ту, которая будет ему по душе. Конечно, есть ещё такие места на континенте, в которых поклоняются различным культам и совершают обряды, не приемлемые для туристов, но в целом религии Африки направлены на сохранение мира и благополучие человека.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.