Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович). Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский: биография Митрополит Крутицкий и Коломенский

Поиск по "митрополит ювеналий ". Результатов: митрополит - 138 , ювеналий - 16 .

Результаты с 1 по 16 из 16 .

Результаты поиска:

1. Пять претендентов на престол Патриарха. «Красный директор» Митрополит Ювеналий . За него встанет горой подмосковное духовенство Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) вот уже 28 лет управляет самой большой в России епархией - 1013 приходов.
Дата: 27.09.2005 2. Табачный митрополит В 1992 году митрополит Кирилл устранился от разрешения конфликта с митрополитом Филаретом (Денисенко). Эту задачу взялся разрешить его старший друг - митрополит Ювеналий . Финал известен - под поручительство митрополита Ювеналия Филарет был отпущен на Украину и там учинил раскол, унесший более половины православных приходов. В 1996 году возникает раскол в Эстонии. Митрополит Кирилл вкупе с митрополитом Ювеналием берется за разрешение этого конфликта. 3. Минский кандидат Филарет. ... митрополита Кирилла (его активно поддерживает нынешний патриарх Алексий II); главу историко-правовой комиссии РПЦ, митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцов); митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Поярков). По мнению людей, близко знакомых с внутрицерковными интригами, наибольшие шансы стать патриархом имеют именно Филарет и Ювеналий . И вопрос этот для Русской православной церкви принципиален. Дело в том, что оба кандидата - представители различных духовных школ. Ювеналий ...
Дата: 19.06.2003 4. Потемкинский приход. Он прекрасно знал и митрополита Ювеналия , и его задушевного друга игумена Лазаря Солнышко.
Дата: 19.10.2000 5. Церковный офшор. Патриарх Алексий (Ридигер) и правящий архиерей Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) обратились к губернатору Борису Громову со слезным письмом.
Дата: 22.03.2004 6. "Почти все вновь назначенные иерархи РПЦ - нетрадиционной ориентации." Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий протолкнул в викарии наместника Давидовой пустыни Романа. Он сменил на этом посту недавно убитого архимандрита Германа (Хапугина). В Иваново отправится викарный епископ рязанской епархии Иосиф (Македонов). Появился новый викарий и у патриарха - им стал епископ Прокопьевский Амвросий, воспитанник московского Сретенского монастыря. Теперь он станет Бронницким епископом. Еще одного викария - Петергофского Маркелла - получил и митрополит ...
Дата: 24.07.2006 7. Слив от Святейшего Патриарха. Ну, как выражается отец Андрей, с тех пор узнали многие - кому-то нравится, кому-то нет. В листке содержались абсолютно точные сведения о том, что митрополиты Питирим Нечаев, Филарет Денисенко и Ювеналий Поярков очень радовались ГКЧП и публично эту радость выражали. Эту информацию я успел проверить - тогда шел в Москве слет эмигрантов, и радостные восклицания Нечаева и Пояркова многих поразили. К этим трем точным фактам был прицеплен один выдуманный: якобы митрополит Кирилл Гундяев тоже...
Дата: 23.08.2001 8. Мефодий добивает Кирилла. Нельзя исключать, что в «сливе» компромата заинтересованы круги, близкие к митрополиту Воронежскому и Липецкому Мефодию, который считается одним из вероятных преемников Патриарха Алексея II. Объектом же нападок сторонников Мефодия является глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и его основной союзник в Священном Синоде – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Митрополит Мефодий в настоящее время стал одним из самых влиятельных иерархов РПЦ. Он весьма тесно связан с рядом...
Дата: 08.06.2001 9. Карьера Владимира Гундяева. Примечательно, что агент "Адамант", сиречь митрополит Ювеналий , согласно обнаруженным документам КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями других конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР "за многолетнее сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности", 1985 г., л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента "Адаманта".
Дата: 02.08.2012 10. "Примерный семьянин". Там до сих пор живет, например, митрополит Ювеналий - который когда-то описывал в своем официальном журнале, как на лестничной клетке около его квартиры на него нападали какие-то преступники с ножом и сильно его поранили…
Дата: 26.03.2012 11. Адольф Шаевич: "Да, я сотрудничал с КГБ". Руководителем делегации был, допустим, митрополит Филарет или Ювеналий . Собирались и вместе писали отчет для совета - с кем встречались, о чем нас спрашивали, что отвечали. Я бы очень хотел, чтобы эти отчеты прочитали и опубликовали. Меня спрашивали, почему сидит Щаранский, что с Сахаровым, почему евреев не выпускают, почему корейский самолет сбили. За все это мы были ответственными! Нас с митрополитом Ювеналием однажды чуть не побили украинцы-униаты за то, что их братьев здесь преследовали...
Дата: 21.08.2002 12. Тюремного священника заподозрили в педофилии. По его словам, чтобы получать информацию о Мене, ему удалось добиться расположения секретаря митрополита Ювеналия игумена Лазаря.
Дата: 19.10.2000 13. Тайные активы Наталии Стениной на 1 млрд руб. Спасский храм в селе Уборы Летом 2017 года храм торжественно освятил митрополит Ювеналий и вручил Мишустину патриарший знак храмостроителя.
Дата: 24.01.2020 14. Замужем за патриархом. Не сложился брак у архиепископа Тамбовского Евгения (Ждана) и митрополита Курского Ювеналия (Тарасова), последний сам воспитывал двух своих детей. Из вдовых протоиереев вышел даже один новомученик - митрополит Казанский и местоблюститель Патриаршего престола, недавно канонизированный Кирилл (Смирнов).
Дата: 23.05.2001 15. Хроника событий 14.00. Руцкой встретился в БД с митрополитом Ювеналием.
Дата: 03.10.2003 16. Отчеты КГБ по работе с РПЦ л. 111. В целях упреждения акции зарубежных средств массовой информации по передаче сообщений о пресс-конференции религиозного экстремиста Якунина и его единомышленников в Москве по поводу их "обращения" в инстанции с "требованиями либерализации религиозной жизни в СССР" нами через оперативные возможности 5 Управления и ПГУ КГБ СССР осуществлена пресс-конференция митрополитов Ювеналия и Филарета для советских и иностранных корреспондентов.

Которую окончил по 1-му разряду.

Монашество, священство

4 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона в Князь-Владимирском соборе города Ленинграда митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) .

16 июля того же года был назначен настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie » (Голос Православия).

От епископства до митрополитства

Митрополит Крутицкий и Коломенский

11 июня года был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским . С этой должностью митрополит Ювеналий воспринял управление Московской епархией за пределами города Москвы .

2 декабря того же года был назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления патриаршества на Руси.

С 24 по 28 августа того года находился с рабочим визитом в Риме , Италия .

10 ноября того же года был направлен в Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики .

С 31 марта по 4 апреля того же года участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле , Турция . С 21 по 28 января года во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Епископальной Церкви США в Америке.

С 7 по 9 декабря 2001 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в торжествах, посвященных 50-летию дарования автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Праге , Чехия .

6 декабря того же года, на следующий день после кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия II , согласно пункту 15 главы IV Устава Русской Православной Церкви , вступил в самостоятельное управление Московской епархией , и управлял ею до 1 февраля года.

В разное время владыка Ювеналий являлся членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства; Советского комитета защиты мира; Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир; Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество; Совета Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами; Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки; Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии; комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству; Российского Палестинского общества при АН СССР; Правления Фонда культуры РСФСР; комиссии СССР по делам ЮНЕСКО; вице-президентом Общества СССР-США и Общества дружбы СССР-ФРГ; заместителем председателя Правления Общества СССР-Кипр.

Награды

Церковные:

Светские:

Учёные степени, звания

  • кандидат богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви с 1944 по 1970 годы» по кафедре История Русской Православной Церкви (Ученым Советом Московской духовной академии, 4 июня 1961)
  • почетный член Ленинградской духовной академии (с 9 октября 1973)
  • почетный член Московской духовной академии (с 13 февраля 1974)
  • доктор богословия «Honoris causa» православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18-20 ноября 1979)
  • профессор Российской международной академии туризма (2010)

Труды

  • "Третья Христианская Мирная Конференция в Праге", ЖМП , 1960, № 10, 27-32.
  • "Христианская Мирная Конференция молодежи в Праге", ЖМП , 1960, № 11, 35-40.
  • "Встреча молодых христиан Европы в Лозанне", ЖМП , 1960, № 10, 63-70.
  • "Доклад на Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге 13-18 июня 1961 г.", ЖМП , 1961, № 8, 55-58.
  • "Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи", ЖМП , 1961, № 9, 27-28.
  • "Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме", ЖМП , 1964, № 2, 20-22; № 6, 15-20.
  • "Речь при наречении во епископа Зарайского 25 декабря 1965 г.", ЖМП , 1966, № 2, 12-14.
  • "Речь при открытии Консультации представителей Церквей - членов ХМК, Христианских и Экуменических советов и Региональных комитетов ХМК, апрель 1966 г.", ЖМП , 1966, № 5, 34-39.
  • "Речь на приеме в честь участников Консультации", ЖМП , 1966, № 5, 39-40.
  • "О завершении стадии Второго Ватиканского Собора", ЖМП , 1966, № 3, 62-70.
  • "Роль Кипрской Православной Церкви в национально-освободительном движении киприотов до провозглашения Республики", ЖМП , 1969, № 3, 39-46.
  • "Проповедь на экуменическом богослужении в Севилье, 16 июня 1971 г.", ЖМП , 1971, № 8, 58.
  • "Речь на открытии сессии Рабочего комитета ХМК в Москве 20-23 марта 1973 года", ЖМП , 1973, № 5, 35-36.
  • "Доклад на сессии Комитета по продолжению работы ХМК в Загорске 25-28 мая 1973 года", ЖМП , 1973, № 8, 38-43.
  • "Доклад на открытии III Богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Загорске 4 июня 1973 года", ЖМП , 1973, № 8, 60-62.
  • "Речь на заседании Рабочего Комитета ХМК в Москве", ЖМП , 1973, № 5, 35-36.
  • "Доклад, произнесенный на сессии Комитета по продолжению работы ХМК", ЖМП , 1973, № 8, 38-43.
  • "Письмо, направленное госпоже Ноуэлл Джонсон, в связи с 100-летием дня рождения Х. Джонсона", ЖМП , 1974, № 3, 40.
  • "Выступление на встрече религиозных участников Второй Ассамблеи за безопасность и сотрудничество в Льеже (Бельгия) 29 апреля 1975 года", ЖМП , 1975, № 7, 32.
  • "Обращение к участникам заседаний Комиссии ВСЦ по участию Церквей в развитии", ЖМП , 1975, № 8, 72.
  • "Доклад на торжественном заседании, посвященном 30-летию ОВЦС МП в Троице-Сергиевой Лавре 6 мая 1976 года", ЖМП , 1976, № 7, 17-21.
  • "Доклад на расширенном заседании Подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве в марте 1976 года", ЖМП , 1976, № 6, 42-46.
  • "Интервью корреспонденту ТАСС об итогах V Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Найроби 23 ноября-10 декабря 1976 года", ЖМП , 1976, № 2, 55.
  • "Приветственное послание юбилейному Конгрессу общества «Кипр - СССР», посвященному 60-й годовщине Великого Октября", ЖМП , 1977, № 7, 5.
  • "Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 28 сентября 1976 года", ЖМП , 1977, № 1, 44-48.
  • "Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 15-17 марта 1977 года", ЖМП , 1977, № 5, 39-42.
  • "Выступление на открытии Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 6 июля 1977 года", ЖМП , 1977, № 8, 28-29.
  • "Слово на отпевании Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде 10 сентября 1978 года", ЖМП , 1979, № 4, 33-34.
  • "Доклад на заседании представителей Церквей из СССР и США по разоружению в Женеве 27-29 марта 1979 года", ЖМП , 1979, № 6, 33-40.
  • "Слово, произнесенное на заупокойном богослужении в Успенском храме Новодевичьего монастыря в связи с годовщиной кончины Митрополита Никодима", ЖМП , 1979, № 12, 25-26.
  • "Доклад, произнесенный на консультации представителей Церквей из СССР и США по разоружению", ЖМП , 1979, № 6, 33-40.
  • "Речь при вручении диплома доктора богословия Православного богословского факультета в Прешове", ЖМП , 1980, № 3, 43-47.
  • "Слово в пасхальную ночь после заутрени", ЖМП , 1980, № 6, 28-30.
  • "Слово, произнесенное в Богоявленском соборе города Коломны по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы", ЖМП , 1980, № 12, 12-13.
  • "Слово, произнесенное в Успенском храме города Богородицка, Тульской епархии, по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы", ЖМП , 1980, № 12, 13-14.
  • "Выступление на IV Всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами", ЖМП , 1981, № 6, 49-50.
  • "Мир можно обеспечить только общими усилиями", ЖМП , 1983, № 1, 50-51; № 2, 65-67.
  • "К образованию новой Комиссии Советского комитета защиты мира", ЖМП, 1984, № 3, 47-49.
  • "Доклад: «Межрелигиозный вклад в решение ближневосточных проблем», произнесенный на заседании Российского Палестинского общества при Академии наук СССР", ЖМП , 1985, № 4, 59-60; № 5, 51-54.
  • Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы , Москва, Московская епархия, 1988 (2-е изд. Москва, Московская епархия, 1999).
  • От сердца к сердцу. К 25-летию управления Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Из архипастырского проповеднического опыта , Москва, «Раритет», 2002.
  • «Канонизация святых в XX веке». Сборник материалов и докладов митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых , Москва, издательство Сретенского монастыря, 1999.
  • «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», выступление митрополита Ювеналия на XII Международных Рождественских Образовательных чтениях по теме «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». 25 января 2004 года Москва, Государственный Кремлевский дворец , Москва, Московская епархия, 2004.
  • Доклад по канонизации святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года в Храме Христа Спасителя.
  • Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции "Россия - Афон: тысячелетие духовного единства" на тему: Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в ХХ веке. 4 октября 2006 г. в храме Христа Спасителя.
  • "Общество, школа, семья: традиции и современность", выступление митрополита Ювеналия на XV Международных Рождественских образовательных чтениях. 29 января 2007 года Москва, Государственный Кремлевский дворец.
  • Выступление на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях "Православные ценности как основа воспитания". 28 января 2008 года Москва, Государственный Кремлевский дворец.
  • Выступление на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях: "Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области". 26 января 2010 г.
Избрание: 25 декабря Предшественник: викариатство учреждено Преемник: Хризостом (Мартишкин) Имя при рождении: Владимир Кириллович Поярков Рождение: 22 сентября (1935-09-22 ) (84 года)
Ярославль , РСФСР , СССР Принятие священного сана: 1 января 1960 года Принятие монашества: 10 октября 1959 года Епископская хиротония: 26 декабря 1965 года Награды:

Митрополи́т Ювена́лий (в миру - Влади́мир Кири́ллович Поя́рков ; 22 сентября , Ярославль) - епископ Русской Православной Церкви . Митрополит Крутицкий и Коломенский с 1977 года , патриарший наместник Московской епархии , постоянный член Священного Синода РПЦ с 1972 года .

В настоящее время является старейшим (по возведению в сан 27.04.1972) митрополитом Русской Православной Церкви и старейшим по дате хиротонии (26.12.1965) действующим архиереем Русской Православной Церкви.

Детство и образование

Родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Родственники со стороны отца были старообрядцами .

Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем , перевел иеромонаха Ювеналия в Москву, в связи с чем тот окончил Московскую духовную академию (1961).

Архиерейство

25 ноября решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений .

30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений , постоянным членом Священного Синода по должности.

В настоящее время является старейшим (по возведению в сан) митрополитом и старейшим по дате хиротонии действующим иерархом Русской Православной Церкви.

Награды

Церковные

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени
  • Орден святителя Алексия, митрополита Московского I степени
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
  • Орден преподобного Серафима Саровского I степени
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден свт. Иннокентия I и II степени
  • Орден Святого Апостола и Евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви)
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийской Православной Церкви)
  • Великим Крестом ордена Гроба Господня (Иерусалимской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Нины I степени (Грузинской Православной Церкви)
  • Двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святого преподобного Иоанна Рыльского (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (Польской Православной Церкви)
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкой Православной Церкви)
  • Орден Святого Агнца (Финской Православной Церкви)
  • Орден святой великомученицы Екатерины (Синайской Православной Церкви)
  • Медаль святого апостола Павла (Элладской Православной Церкви)
  • Патриарший знак "700-летие преподобного Сергия Радонежского" (18 июля 2014 года)
  • Медаль святителя Марка Ефесского І степени (Отдел внешних церковных связей Московского патриархата , 19 мая 2016 года)
  • Право ношения двух панагий ()
  • Право преднесения креста ()

Светские

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (15 февраля 2016 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных связей, активную просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 сентября 2010 года) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 апреля 2006 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Орден Дружбы народов (1985 год)
  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (Минюст России , 2002 год)
  • Орден «За заслуги» III степени (Украина , 27 июля 2013 года) - за значительный личный вклад в развитие духовности, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1988 год)
  • Знак отличия «За заслуги перед Московской областью» (24 мая 2007 года)
  • Знак «За заслуги перед Московской областью» I степени (1 октября 2015 года)
  • Орден «Вифлеемская звезда» (Императорское православное палестинское общество , 2015 год)
  • Почётный гражданин Зарайска и Зарайского муниципального района (2013)
  • Почётный гражданин города Подольска (2000 год)
  • Почётный гражданин Московской области (2002 год)
  • Почётный гражданин города Коломны (2002 год)
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2004 год)
  • Почётный гражданин Подольского района (2004 год)
  • Почётный гражданин города Видное (2007 год)
  • Почётный гражданин города Егорьевска (2013 год)

Книги

  • М.: изд. Раритет, 1999
  • М.: изд. Раритет, 2002
  • М.: изд. Сретенского монастыря, 2008
  • М.: изд. Сретенского монастыря, 2015

Напишите отзыв о статье "Ювеналий (Поярков)"

Примечания

  1. Интервью митрополита Ювеналия НГ Религии 20 февраля 2008 г.
  2. На официальном сайте МП 6 декабря 2008.
  3. NEWSru 6 декабря 2008.
  4. // Патриархия.Ru
  5. // Патриархия.Ru
  6. Указ Президента Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 348
  7. . // Официальный сайт Президента России. Проверено 4 августа 2016.
  8. / сайт Министерства финансов Московской области

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ювеналий (Поярков)

На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l"Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.

С 3 мая 1990 года в связи с кончиной Патриарха Пимена по 10 июня 1990 года и с 5 декабря 2008 года по 1 февраля 2009 года в связи с кончиной правящего епископа города Москвы Патриарха Алексия II управлял Московской (городской) епархией.

Детство и образование

Родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Родственники со стороны отца были старообрядцами.

С 1946 состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

Окончил среднюю школу в Ярославле.

Религиозное воспитание осуществляла мать, бывшая духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), которого она даже посещала в ссылке, затем священника Владимира Градусова (впоследствии архиепископ Ярославский).

После епископа Угличского Исаии (Ковалёва) его «постоянным духовным руководителем <…> до дня своей блаженной кончины» был, начиная со времени иеродиаконства Никодим (Ротов). Митрополиту Никодиму же он относит своё назначение в 1972 году председателем ОВЦС: «Думаю, что и он был уверен в последующие годы в моей преданности Церкви, ибо после перенесенного им первого инфаркта в 1972 году рекомендовал меня в качестве своего преемника на пост председателя Отдела внешних церковных сношений.»

В 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.

В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.

Монашество и хиротония

10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) рукоположен во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплёвым) рукоположен во иеромонаха.

Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем Отдела внешних церковных сношений, перевел иеромонаха Ювеналия в Москву, в связи с чем тот окончил Московскую духовную академию (1961).

7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля - правом ношения палицы.

Архиерейство

25 ноября 1965 решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры - архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.

20 марта 1969 - назначен епископом Тульским и Белёвским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

30 мая 1972 решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.

16 апреля 1976, в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений, удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.

11 июня 1977 назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, Управляющим Московской епархии, её правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы), постоянным членом Священного Синода.

25 апреля 2007 вместе с митрополитами Смоленским и Калининградским Кириллом и Калужским и Боровским Климентом совершил чин отпевания первого президента России Б. Н. Ельцина.

3 августа 2007 возглавил делегацию Русской Православной Церкви на похоронах Патриарха Румынского Феоктиста, а 21 марта 2008 - на похоронах Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.

По кончине 3 мая 1990 года Патриарха Пимена управлял Московской епархией до интронизации Алексия II, а также по кончине 5 декабря 2008 года Патриарха Алексия II, согласно Уставу РПЦ, управлял Московской епархией до интронизации Патриарха Кирилла.

С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества..

10 октября 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения удостоен высшей иерархической награды - права преднесения креста за богослужениями в пределах Московской областной епархии.

Награды

Церковные

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени,
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени,
  • Орден Святого Апостола и Евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви)
  • Орден свт. Иннокентия I и II степени
  • Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (Польской Православной Церкви)
  • Двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден святой равноапостольной Нины I степени (Грузинской Православной Церкви)
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийской Православной Церкви)
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкой Православной Церкви)
  • Орден святой великомученицы Екатерины (Синайской Православной Церкви)
  • Медаль святого апостола Павла (Элладской Православной Церкви)
  • Великим Крестом ордена Гроба Господня (Иерусалимской Православной Церкви)
  • Орден святого преподобного Иоанна Рыльского (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден преподобного Серафима Саровского I степени,
  • Орден Святого Агнца (Финской Православной Церкви)

Светские

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 сентября 2010 года) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность
  • Почётный гражданин Подольского района (2004 год)
  • Орден Дружбы народов (1985 год)
  • Почётный гражданин Московской области (2002 год)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1988 год)
  • Почётный гражданин города Коломны (2002 год)
  • Почётный гражданин города Видное (2007 год)
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2004 год)
  • Знак отличия «За заслуги перед Московской областью» (24 мая 2007 года)
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Почётный гражданин города Подольска (2000 год)
  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (Минюст России, 2002 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 апреля 2006 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций

Реквизиты

Митрополит Ювеналий (Поярков)

Митрополит Ювеналий (Поярков) - в миру - Владимир Кириллович Поярков родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Русский. Родственники со стороны отца были старообрядцами.

  • Религиозное воспитание осуществляла мать, бывшая духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), которого она посещала в ссылке, затем священника Владимира Градусова (впоследствии архиепископ Ярославский).
    С 1946 состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.
  • Окончил среднюю школу в Ярославле.
  • После епископа Угличского Исаии (Ковалёва) его «постоянным духовным руководителем <…> до дня своей блаженной кончины» был, начиная со времени иеродиаконства, Никодим (Ротов). Митрополиту Никодиму же он относит своё назначение в 1972 году председателем ОВЦС: «Думаю, что и он был уверен в последующие годы в моей преданности Церкви, ибо после перенесенного им первого инфаркта в 1972 году рекомендовал меня в качестве своего преемника на пост председателя Отдела внешних церковных сношений».
  • В 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.
  • В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.
  • 10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.
  • 4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) рукоположён во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплёвым) рукоположён во иеромонаха.
  • Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем Отдела внешних церковных сношений, перевел иеромонаха Ювеналия в Москву
  • 1961 г. - окончил Московскую духовную академию (1961).
  • 7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля правом ношения палицы.
  • С 21 февраля 1963 по 22 декабря 1964 года - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (в период Апельсиновой сделки).
  • 25 ноября 1965 решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
  • 25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры - архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.
    20 марта 1969 - назначен епископом Тульским и Белёвским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
    18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.
    27 апреля 1972 года удостоен сана митрополита.
    30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.
    16 апреля 1976 года, в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений, удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.
  • 11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, Управляющим Московской епархии, её правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы), постоянным членом Священного Синода. С тех пор секретариат митрополита Ювеналия находится в Новодевичьем монастыре в Москве, где с 1964 года находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.
  • 14 апреля 1981 году решением Святейшего Патриарха и Священного Синода отстранён от руководства Отделом внешних церковных сношений.
  • 25 апреля 2007 вместе с митрополитами Смоленским и Калининградским Кириллом и Калужским и Боровским Климентом совершил чин отпевания президента России Б. Ельцина.
  • 3 августа 2007 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на похоронах Патриарха Румынского Феоктиста, а 21 марта 2008 года - на похоронах Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.
  • По кончине 3 мая 1990 года Патриарха Пимена управлял Московской епархией до интронизации Алексия II, а также по кончине 5 декабря 2008 года Патриарха Алексия II, согласно Уставу РПЦ, управлял Московской епархией до интронизации Патриарха Кирилла.
  • С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества.
  • С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре
  • 10 октября 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения удостоен высшей иерархической награды - права преднесения креста за богослужениями в пределах Московской областной епархии.
  • В настоящее время является старейшим (по возведению в сан) митрополитом Русской Православной Церкви.
  • С 11 апреля 1989 года по 22 марта 2011 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

Награды Русской Православной Церкви:

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского I степени
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден свт. Иннокентия I и II степени

Награды поместных церквей:

  • Орден Святого Апостола и Евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви)
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийской Православной Церкви)
  • Великий Крест ордена Гроба Господня (Иерусалимской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Нины I степени (Грузинской Православной Церкви)
  • Два ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святого преподобного Иоанна Рыльского (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (Польской Православной Церкви)
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкой Православной Церкви)
  • Орден Святого Агнца (Финской Православной Церкви)
  • Орден святой великомученицы Екатерины (Синайской Православной Церкви)
  • Медаль святого апостола Павла (Элладской Православной Церкви)

Государственные награды:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 сентября 2010 года) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 апреля 2006 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Орден Дружбы народов (1985 год)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1988 год)

Ведомственные награды:

  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (Минюст России, 2002 год)

Региональные награды:

  • Знак отличия «За заслуги перед Московской областью» (24 мая 2007 года)
  • Почётный гражданин города Подольска (2000 год)
  • Почётный гражданин Московской области (2002 год)
  • Почётный гражданин города Коломны (2002 год)
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2004 год)
  • Почётный гражданин Подольского района Московской области (2004 год)
  • Почётный гражданин Ленинского района Московской области (2007 год)

Сочинения:

  • Человек Церкви. М.: изд. Раритет, 1999
  • От сердца к сердцу. Из архипастырского проповеднического опыта. М.: изд. Раритет, 2002
Ответить Подписаться Скрыть


Copyright © 2024 Наш непознанный мир.