Когда следует крестить ребенка после рождения. Выступление на епархиальном совещании по вопросам катехизации и религиозного образования Крещение детей до революции в 19 веке

О том, когда лучше принимать Крещение, среди христиан существуют разные мнения. Так, например, во многих течениях протестантизма детей не крестят вообще, откладывая этот важный момент до совершеннолетия – да и среди людей, формально причисляющих себя к православным, иногда встречается такое мнении: мол, принятие Крещения должно быть сознательным актом (ссылаются даже на то, что сам Иисус Христос крестился в 30-летнем возрасте). Такие люди как-то сбрасывают со счетов то обстоятельство, что не все доживают до 18 лет (конечно, не хочется об этом думать – но увы, такова суровая реальность). Протестанты-то смотрят на это проще – с их точки зрения у человека свободной воли вообще нет и поспособствовать делу Спасения (для себя или своих детей) он никоим образом не может: умер ребёнок некрещёным, отправился в Ад – значит, такова воля Божья… Но мы – православные – ответственности за происходящее с нами и нашими детьми – с себя не снимаем и потому крестим детей в младенчестве (впрочем, католики поступают точно так же).

До революции детей крестили на 8-й день после рождения, приурочивая совершение Таинства к наречению имени, совершаемому на 8-й день, но в настоящее время установилась традиция крестить на 40-й день после рождения.

Почему именно на 40-й?

Отчасти это связано с обычаем ветхозаветных времён приносить ребёнка в Иерусалимский храм на 40-й день (именно в такой день произошло Сретение Господне – встреча маленького Спасителя со святым Симеоном, человеком, который усомнился в возможности грядущего рождения Спасителя от Девы – и принуждённого жить более ста лет, ожидая встречи с ним… вот и человек «встречается» со Спасителем в таинстве Крещения на 40-й день после своего рождения).

Кроме того, в течение 40 дней после родов женщина считается нечистой и приходить в храм ей не положено. На 40-й день над ней читаются специальные молитвы – и она снова может посещать богослужения (и присутствовать на крещении собственного ребёнка, разумеется, ей тоже можно).

Не следует цепляться за эту дату фанатично: это именно традиция, а не жёсткое правило, в силу особых обстоятельств (например, если малыш болен) Крещение и можно отложить. Но не следует затягивать (не забывайте, что с 4-х месяцев ребёнок уже отличает «своих» от «чужих» и пугается незнакомых людей – так что может испугаться в процессе крещения, может кричать и цепляться за маму, отказываясь идти на руки к священнику).

Можно крестить ребёнка и раньше – но всё-таки торопиться не стоит: в первый месяц жизни малыша лучше вообще лишний раз никуда не таскать (ведь организм ещё беззащитен перед инфекциями). Но если есть опасность для жизни – конечно, можно и нужно крестить, не откладывая – можно это сделать даже в 1й день (в таких случаях это разрешается делать даже в роддоме, чтобы ребёнок не умер некрещёным).

Обычно таинство Крещения совершается каждый день, но в некоторых храмах во время многодневных постов крестят только по субботам и воскресениям (это связано с тем, что во время поста богослужения в будние дни более продолжительны, времени между ними остаётся меньше) – уточните заранее этот вопрос в храме, где собираетесь крестить. В любом случае, о дне и времени крещения следует договориться заранее.

И в заключении несколько слов о крещении взрослых. Креститься не только никогда не рано, но и никогда не поздно. Когда-то существовало поверие, что если человека не крестили до 7-летнего возраста – то позднее это делать и смысла нет, всё потеряно… так вот, это чистой воды суеверие: креститесь без всяких сомнений. Нельзя только креститься второй раз – так что для человека, крещёного в Православие, а потом крестившемуся в другую веру, крайне сложно что-то сделать (так что не следует ходить – даже из любопытства – на всякого рода сектантские сборища, где зачастую крестят всех присутствующих – целый зрительный зал или даже стадион). Если же вы точно не знаете, крестили вас в детстве или нет – креститься, несомненно, нужно. В таких случаях священник при совершении Таинства говорит: «Крещается, аще не крещён…».

Когда мои нецерковные знакомые спрашивают, как покрестить ребёнка или что нужно, чтобы стать крёстным, я интересуюсь: а зачем вам это? Их объяснения условно можно поделить на два типа: либо это обычай – так все делают, либо метафизическая защита от болезней.

Одной такой знакомой в ответ на просьбу стать крёстным её ребёнка я предложил сначала начать читать Евангелие, ходить в храм, чтобы самой понимать, какой путь она предлагает сыну. На это она посетовала, что сейчас некогда. Тогда я предложил отложить крещение ребёнка до того момента, как появится время читать Евангелие и ходить в храм, и услышал очень веский аргумент: «Ты понимаешь, он же у меня аллергик!» На моё возражение, что тогда ребёнка лучше к аллергологу, а не на крещение, последовала продолжительная обида. То же самое происходит с теми, кто собирается быть крёстным. Порой человек все понимает, но виновато смотрит и говорит, что просто не хочет портить отношения с родственниками, которые считают, что оказали ему огромную честь, попросив быть крёстным.

Все эти народные культурные шаблоны и религиозные архетипы никакого отношения к христианству не имеют, а представляют собой дремучее язычество

Все эти народные культурные шаблоны и религиозные архетипы никакого отношения к христианству не имеют, а представляют собой дремучее язычество. Самое печальное, что такому языческому подходу обычно нет никаких препятствий в церкви, более того – он активно поощряется.

Крещение детей в древней церкви

Многие воцерковленные люди тоже предпочитают крестить детей во младенческом возрасте. Причины следующие.

1) Благодатная защита, предоставляется ангел-хранитель.

2) Возможность причащаться, чтобы иметь благодатную защиту, возрастать духовно.

3) Страховка в случае непредвиденной и ранней смерти: некрещёные дети попадают в ад или в какое-то место, близкое к аду.

Есть ещё одна точка зрения на данный вопрос: откладывать крещение до сознательного возраста. Такой позиции обычно придерживаются протестанты, которые отрицают детское крещение, считая это поздним новшеством, которого не было в ранней церкви и которое противоречит Писанию. Эта радикальная позиция слишком однобока, поскольку и у взрослого, и у детского крещения есть свои непременные условия и основания в традиции. У детского таким условием является живая вера их родителей. Известны свидетельства о детском крещении уже во II веке. В христианской письменности до IV века встречаются высказывания отцов церкви как за, так и против крещения детей. В качестве косвенного довода в пользу такового современные верующие приводят крещение апостолом Павлом Лидии и «домашних ее» (Деян 16:15 ), темничного стража и «всех домашних его» (Деян 16:33 ), начальника синагоги Криспа и всего его дома (Деян 18:8 ) и крещение дома Стефанова (1Кор 1:16 ). Но эти места не имеют прямого указания на крещение детей, говорят оппоненты, поэтому также можно предположить, что под «всем домом» понимались все взрослые члены дома мужского пола, что вполне правдоподобно для патриархального сообщества.

Хотя младенческое крещение и было в церкви с самых ранних времён, но до определённого времени преобладающей была традиция взрослого крещения. Свидетельством тому институт катехумената (по-славянски «оглашаемых» – людей, готовящихся принять крещение через последовательное устное наставление и исправление жизни, которое могло длиться до 5 лет). Первая половина главного богослужения – литургии так и называется: «литургия оглашаемых». Святители Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст крестились в почти тридцатилетнем возрасте, при этом будучи из церковных семей. Что же с ними было до крещения? Они были катехуменами, или оглашаемыми – узнавали свою веру и учились жить по ней. В канонах церкви есть 46-ое правило Лаодикийского собора и 78-е правило 6-го Вселенского собора, обязующие желающих креститься «изучать веру и в пятый день Страстной седмицы давать ответ (в том, что человек на самом деле отрёкся от старой греховной жизни и готов жить по Евангелию – А.К.) епископу или пресвитеру». Которое, очевидно, подразумевает крещение уже взрослых людей, способных к такому изучению и ответу.

Вера стала как бы атрибутом гражданства и признаком лояльности власти, и в церковь хлынули массы народа, лишь формально причислявших себя к христианам

Вместе с тем уже к V веку институт катехумената переживает кризис, не в последнюю очередь связанный с тем, что христианство, легализованное императором Константином в начале IV века, становится государственной религией к концу данного века. В связи с этим вера стала как бы атрибутом гражданства и признаком лояльности власти, и в церковь хлынули массы народа, лишь формально причислявших себя к христианам. Оглашать такое количество людей было даже физически трудно, да и немногие из них всерьёз стремились к какому-то научению. Как следствие, распространяется сначала подростковое, потом детское, а потом и младенческое крещение. Современные сторонники младенческого крещения в полемике с противниками оного приводят правило поместного Карфагенского собора начала V века. «Кто отвергает нужду крещения малых и новорождённых от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия… то да будет анафема». Но, как нетрудно увидеть, это правило направлено не против собственно практики взрослого крещения, а против пелагианской ереси, согласно которой дети рождаются безгрешными, то есть не несут на себе последствия грехопадения Адама. Сама же практика раннего крещения в Карфагенской церкви, о которой свидетельствует данное правило, во многом связана с учениями блаженного Августина Аврелия, которые в Восточной церкви первоначально авторитета не имели.

Умрёт некрещёным!

Сегодня не только протестанты, но и некоторые православные стали ответственно откладывать крещение детей. Такое решение чаще всего вызывает в современном православии одинаково отрицательную реакцию как у неверующих родственников, так и у священников или других прихожан, которые об этом узнали. Одна знакомая православная испытала тяжелейший прессинг от неверующих родственников, когда не стала крестить своего ребёнка. Близкие искренне не понимали, как такая религиозная родственница вдруг отказывается крестить своё чадо, лишая его всех упомянутых степеней защиты. Священники крайне удивлялись тому, что, подходя на причастие с младенцем на руках, она просила причащать её, а не ребёнка.

Феодор Мопсуэстийский, например, учил, что некрещёные младенцы наследуют рай, так как не могли сами выбирать свою участь

Какие возражения обычно встречают воцерковленные православные родители, откладывающие крещение детей до более сознательного возраста.

1) Как вы можете, будучи православным христианином, лишать ребёнка благодати крещения, не делая его членом церкви!

2) Не даёте возможность ребёнку причащаться! Ведь до 7 лет даже на исповедь не надо – получай благодать безо всяких препон.

3) А вдруг ребёнок умрёт и умрёт некрещёным!

Последним опасением современные православные родители отчасти обязаны бл. Августину, который хотя сам будучи крещён тридцатидвухлетним, дал формальное богословское основание для детского крещения. Как отмечает в своей книге «Катехизация в ранней церкви» диакон Павел Гаврилюк, «согласно этому учению, младенцы, умершие некрещёными, принадлежат к части отверженного Богом человечества (massa damnata) и осуждены на вечные муки, так как на них лежит несмытая вина Адамова греха». Восточные отцы высказывались по вопросу о загробной судьбе катехуменов не столь однозначно. Феодор Мопсуэстийский, например, учил, что некрещёные младенцы наследуют рай, так как не могли сами выбирать свою участь.

Оглашаемые – члены церкви

В древней церкви уверовавших людей обычно сразу не крестили, а поставляли в оглашаемые, читали над ними специальную молитву. И все понимали, что оглашаемые, как верующие во Христа, уже члены церкви! Не было суеверного страха, что Человеколюбивый Бог не явит всю полноту Своей любви к любому некрещёному младенцу или взрослому. Церковь знает много некрещёных святых, например, сорок Севастийских мучеников. В древней Церкви вообще нередко в результате гонений за свою веру погибали и оглашаемые, никто не сомневался тогда в их посмертной участи, считалось, что таковые крещены кровью.

Основываясь на опыте древней церкви, по крайней мере до V века, мы можем сказать, что поставление в оглашаемые – благодатный акт, если он совершается по вере самого оглашаемого или его родителей и восприемников, поручившихся воспитать оглашаемого в вере во Христа. Поэтому нормально ребёнка не крестить, а сделать оглашаемым, понимая, что после этого он становится членом церкви и находится под покровом Божьим, главным залогом которого является христианская вера и жизнь поручителей.

Просто представьте себе младенца на Тайной вечере: апостолы держат кричащего младенца, пока Иисус пытается преподать ему хлеб и вино

Не лишаем ли мы тогда ребёнка участия в Евхаристии? Если воспринимать Евхаристию как акт индивидуального благочестия, то, пожалуй, лишаем. Но если рассматривать её как совместное благодарение всей Церкви и общение учеников Христа, то в таком случае мы не лишаем ребёнка ничего. Просто представьте себе младенца на Тайной вечере: апостолы держат кричащего младенца, пока Иисус пытается преподать ему хлеб и вино.

Фактически приходится различать два взгляда на таинство крещения: крещение как инициация (посвящение), к такой точке зрения был ближе бл. Августин и крещение как поставление на служение, как оно понималось изначально. Отец Николай Афанасьев пишет: «В крещении мы принимаем благодать для служения (latreia), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение». Если мы принимаем второй взгляд на крещение, то детское крещение будет тут явно не к месту, а вот поставление в оглашаемые вполне подойдёт. С одной стороны, мы вводим ребёнка в церковь, с другой, оставляем последнее сознательное решение за ним – и ребёнок в данном случае равен себе.

Так что делать сегодня?

Нет нужды отменять или запрещать младенческое крещение, но надо понимать его несовершенный или компромиссный характер. Лучше отговаривать родителей от такого крещения, предлагая им вместо этого поставлять ребёнка в катехумены и научать его вере во Христа. Это поставление можно очень торжественно совершить на приходе. Если же нет такой возможности соделывать младенца оглашаемым в храме в силу несогласия с этим приходского духовенства, настаивающего на обязательном крещении младенца, то прочитать молитву о начале оглашения из чинопоследования крещения над ребёнком могут сами верующие родители вместе с крестными у себя дома.

Ещё один веский аргумент в пользу крещения в сознательном возрасте – это возможность оставить в памяти важнейший момент жизни. Этого так же лишён человек, крещённый во младенчестве, как и сознательного, свободного выбора. Итак, сегодня видится три варианта достойного и ответственного крещения. Самый лучший: посвящение младенца в катехумены и дальнейшее христианское воспитание оглашаемого, пока он сам сможет принять свободное и ответственное решение креститься, лучше всего это делать после 18 лет. Возможно и крещение ребёнка в более позднем возрасте, когда он может сам приносить-произносить крещальные обеты и хотя бы отчасти понимать их смысл и содержание. Такое крещение все равно нужно будет потом восполнять взрослым оглашением. Крещение младенцев резонно только тех, у кого родители являются практикующими христианами.

Мы снова живём в языческом мире, тысячелетнее христианство, наплодившее христиан, не служащих ни Богу, ни ближнему, обессилело и теряет соль

Вопрос с крещением – один из ключевых вопросов современной церкви, если мы хотим, чтобы она состояла из служащих людей, а не номинальных членов. Он ставит нас перед необходимостью возрождения института катехумената, который не был нужен, пока христианство распространялось преимущественно среди иудеев, то есть людей, знающих истинного Бога. Когда же весть о Христе начинает распространяться среди язычников, без катехизации – научения человека жизни по вере – не обойтись. Мы снова живём в языческом мире, тысячелетнее христианство, наплодившее христиан, не служащих ни Богу, ни ближнему, обессилело и теряет соль. Крещальный конвейер, который сейчас можно наблюдать почти на каждом приходе, нужно останавливать. Так же как нельзя крестить взрослых без должной подготовки – катехизации, нельзя крестить и детей, если их родители не воцерковлены и не живут по вере. Думаю, это вопрос выживания нашей церкви в стремительно забывающем Бога и Христа мире.


Рождественская часть

К концу XVIII века территория Петербурга была разбита на 11 административных частей. Среди них была Рождественская часть. Находилась она за Литейной частью в пространстве, ограниченном излучиной Невы. Первые Рождественские улицы появились в 1780 - 1798 гг. а остальные в 1804 - 1817 годах. Также название улиц Рождественской части были объединены одной географической темой. Они носили название по городам губерний центральной России.

Дореволюционная открытка, адресованная в район "Пески"

Рождественская часть начала заселяться в 1720 году, тогда же здесь была построена первая церковь. Она была переведена из Путевого дворца, привезенного из Усть-Ижоры. Местность эта получила название Пески. В 1752 году на Песках было отведено место Канцелярии строения домов и садов. Это учреждение занимало видное место в русском искусстве XVIII века. Оно ведала строительством дворцов и придворных зданий.


Церковь Рождества
Из книги В.В.Антонов, А.В.Кобак Святыни Санкт-Петербурга Историко-церковная энциклопедия в 3 т. СПб. Издательство Чернышёва,1994. I т. с.221-222

В 1781 году для мастеровых канцелярии живших на Песках был заложен храм Рождества Христова по проекту П.Е. Егорова в стиле классицизма. Рассчитан он был на 3000 человек. Храм был расположен на углу 6-ой Рождественской улицы и Рождественского переулка. В 1777 году был освящен первый предел храма. В 1788 освятили предел в честь Рождества Богородицы, а через год главный предел Рождества Христова. На освящении присутствовал цесаревич Павел со своей семьей. В храме находилась местночтимая икона Рождества, которая считалась покровительницей Песков. Перед ней молились о помощи при родах и воспитании детей. В 1901 году после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона Свв. Гурия, Самона и Авива. (День памяти этих святых приходится на первый день Рождественского поста. Эти святые считаются покровителями семьи). В храме Рождества Христова велась широкая благотворительная деятельность.

Старое уживалось с новым. Улицы в Рожlественской части Петрограда ещё носили старое название, здесь вместе соседствовали храм Рождества Христова и райком партии, который тоже носил название «Рождественский». Но в 1923 году Рождественские улицы были переименованы в Советские, а Рождественский переулок в Красноборский. А в 1934 году церковь Рождества Христова закрыли и разобрали, а на её месте разбили сквер.

Рождественская открытка нач. XX в. из собрания автора


Святки

Все Святки народ предавался различным весельям и забавам, но также в этот период проходило много благотворительных акций. Для этой цели устраивались благотворительные балы и ёлки, на которых собирались денежные пожертвования и подарки, которые шли на нужды бедных, в приюты, больницы, другие благотворительные заведения и тюрьмы.

Христославы

Песни и игры, которыми сопровождаются Рождественские праздники назывались колядками. Особенно они широко были развиты в Малороссии и Белоруссии. На Руси был обычай славленая Рождества Христова. Христославы или просто славильщики ходили по домам и пели духовные стихи на тему праздника. В XVII веке широко были распространены духовные песни канты. Их, как правило, сочиняли в городах семинаристы и на каникулах развозили по малым городам и весям необъятной Руси.

В Малороссии каледой называется хождение с вертепом и звездой, сделанными из бумаги и пение, известное под именем каледы. Как отмечают исследователи русского быта и народных традиций, этот обычай более широко распространенный для сельской Руси и русской глубинки ещё сохранялся в конце XIX века в больших городах. И даже в Москве и Петербурге существовал обычай славления ребятишками Рождества Христова. Они целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком, ходили по домам. При этом они наряжались, изображая Евангельских свидетелей Рождества: ангелов, волхвов, Иосифа, Ирода. Заходя в дом, в начале пелся Рождественский тропарь, а вслед за тем и другие стихи, прославлявшие Рождество Христа: «Я маленький хлопчик, принёс Богу снопчик, Христа величаю, а вас поздравляю» . После этого следовало поздравление хозяину и его дому: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем ». После этого хозяин дома одаривал христославов сладостями и лакомством, которые они складывали в мешок, который они носили с собой. Не принять христославов считалось за грех и большим оскорблением.

В славлении принимали участие не только простой народ, но и царь. Со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить на Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника. Царской процессии предшествовали двое барабанщиков. За ними следовал царь с певчими и толпой князей и бояр. Они ездили на санях и посещали знатных придворных вельмож. Царь входил в дом вельможи, где вместе с певчими пел церковные праздничные песнопения. Хозяин же подносил царю подарок и угощение его свите, после чего отправлялись к другому вельможе. Эту традицию очень любил и поддерживал основатель нашего города Петр I. Им даже был издан Указ, что если кто из числа придворных был записан в славяльщики да не ездил, тому полагалось наказание кнутом.

Кроме славяльщиков по дворам ходили с вертепом. Он представлял из себя двухъярусный ящик, в котором представляли разными деревянными фигурками сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе представлялась смерть Ирода, а в нижнем пляски. При этом дьячок зажигал свечки, которыми освящался вертеп. С вертепом ходили мальчики, иногда в сопровождении гудошника или скрипача.

К сожалению после Петровской эпохи этот обычай ушёл из дворцов. И не только в столице, но и в провинции с всё больше возраставшим влиянием европейских традиций и культуры стал наполняться влиянием язычества и суеверий, которые известны под ряжеными и всевозможными гаданиями. Всё это не только довольно таки хорошо описано в исторических документах, но и знакомо нам из русской литературы. Достаточно перечитать поэму «Светлана» Жуковского или 5 главу «Евгения Онегина» Пушкина, или произведения русской прозы начала XIX века – романтические повести, которые впоследствии стали прообразом святочных рассказов конца XIX - нач. XX века. Совершено противоположную картину русского быта и духовных традиций рубежа веков описывают произведения И. Шмелёва, Б. Зайцева, Никифорова-Волгина, Зурова, Е. Поселянина.

В ряду забав царского двора нередко бывали и святочные игры. Вот как описываются такие игры в день Рождества 1765 года: императрица с придворными играла в разные игры, пели и плясали по-русски, после чего танцевали менуэты и контрдансы. Императрица во всех этих играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с графом Паниным, во время этих увеселений вышли из утренних государевых покоев семь дам: это были в женском платье граф Григорий Орлов, Строганов, Головин, Пасек, шталмейстер Нарышкин, камер-юнкеры: Баскаков, князь Белосельский. На всех были кофты, юбки, чепчики. Князь Белосельский был проще всех одет, так как представлял гувернантку и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили.

Народные гуляния

Среди святочных развлечений народа в Северной столице можно выделить: катание на лошадях, с ледяных гор и на коньках. Вот как выглядели святочные забавы, широко описанные в записках иностранцев конца XVIII: «Нет ничего более веселого и своеобразного, чем зимние сцены на Неве. Едва ли проходил день без того чтобы поутру не прогуляться и не проехаться по Неве на санях. Множество экипажей и саней и бесчисленные пешеходы, непрерывно пересекающие её, создают впечатление бесконечного потока. Лед также усеян разрозненными и собравшимися группами людей и каждый занят по вкусу кто чем. В одной части находится несколько огороженных участков для катания на коньках. В другой части толпа наблюдает за тем, что называется санными гонками. Дорожка представляет собой вытянутый участок примерно в милю длиной. На ней имеются только одни сани, в которые впряжена пара лошадей. Искусство ездока состоит в том, чтобы заставить коренную лошадь бежать скорее, а другая втягивается в галоп».

Ледяные горы устраивались ещё в первые десятилетия основания Петербурга, они и послужили прототипом для катальных горок. Первоначально находили высокую гору, которую заливали водой, затем забрасывали соломой и снова заливали до тех пор, пока не образовывался толстый слой льда. Вместо санок использовали тонкий соломенный коврик, на него один за другим садились три человека. Первый захватывал край коврика, остальные обхватывали друг друга под руками и ногами за туловище. При спуске надо было быть особенно осторожным, так как, стремительно летя вниз, можно было покалечиться, слетев с коврика, и разорвать брюки в клочья. Как только эти трое были готовы к отъезду, подавался знак их подтолкнуть, в этот момент начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся

«Ледяные горы в высшей степени распространены и представляют для населения неисчерпаемый источник развлечений. На реке возводят высокий помост с площадкой наверху, туда поднимаются по лестнице. Сверху к реке идет наклонная гладкая поверхность из досок, которую заливают водой. Каждый, имеющий санки, поднимается на лестницу и скатывается с вершины горки, летит со значительной высоты, удерживая при спуске санки в равновесии. Так благодаря набранной скорости они мчатся значительное расстояние по льду реки. Кроме этого также строили две горки напротив друг друга. Человек, скатившись с одной горы, попадал на противоположную, повторяя эту забаву сколь угодно часто.

Мальчики также постоянно катаются с этих гор. Они скользят обычно на одной ноге, а не на двух. Другой забаве предавались маленькие дети. Она состояла в том, что более низкие санки привязывают к длинному канату и при помощи колеса разгоняются по кругу.

Эти ледяные горы придают реке приятный вид, благодаря деревьям которыми они украшены и движущимися людьми, беспрерывно спускающими с гор».

А вот другое свидетельство рубежа XIX-XX веков, написанное в автобиографическом очерке «Финляндия» поэтом серебряного века Осипом Мандельштамом: «…Зимой, на Рождество, - Финляндия, Выборг. Финляндией дышал дореволюционный Петербург, от Владимира Соловьёва до Блока, пересыпая в ладонях её песок и растирая на гранитном лбу лёгкий финский снежок, в тяжёлом бреду своем, слушая бубенцы низкорослых финских лошадей. Я всегда смутно чувствовал особое значение Финляндии для петербуржца, и что сюда ездили додумать то, чего нельзя было в Петербурге, нахлобучив по самые брови низкое снежное небо, засыпая в маленьких гостиницах, где вода в кувшинах ледяная.

В Выборг ездили к тамошним старожилам, выборгским купцам – Шариковым. Волей-неволей я попал в самую гущу зимнего флирта выборгских красавиц. Где-то в кондитерской Фацера с ванильным печеньем и шоколадом, за синими окнами санный скрип и беготня бубенчиков… Встряхнувшись прямо из резвых, узких санок в тёплый пар сдобной финской кофейной. Быстрые санки, пунш, картонная шведская крепость, шведская речь, военная музыка. Гостиница Бельведер, где потом собиралась Первая Дума, славилась чистотой и прохладным, как снег, ослепительным бельём. Всё тут было иностранщина – и шведский уют. Упрямый и хитрый городок, с кофейными мельницами, качалками, гарусными шерстяными ковриками и библейскими стихами в изголовии каждой кровати.

Крещение

Одним из массовых действ, привлекавших иноземных наблюдателей своей необычностью, было водосвятие на иордани. В день Крещения был обряд водоосвящения на реке. Гвардия и весь Петербургский гарнизон выстроились на Неве, где было устроено здание арками, а в нём прорубь со ступенями до самой воды. Его Величество вышел из дворца в 11 часов и, прибыв к реке, стал перед Преображенским полком. После чего пошёл в Троицкую церковь, где обедню служили архиепископ Коломенский. Когда водосвятие совершилось, народ, мужчины и женщины, побежали к реке в великом множестве, чтоб окунуться в ней. Несмотря на стужу, некоторые женщины окунали в воду маленьких нагих детей.

В 1737 году это действо наблюдал английский врач Дж. Кук: «Во льду проделана квадратная прорубь. Около неё постлано много ковров. Сверху устроен полог. По окончании службы духовенство выходит из церкви и образует процессию, следуя друг за другом соответственно сану, и идут по четыре или по пять в ряд, всего числом в несколько сот человек. Идущие несут большую хоругвь, большой фонарь и большое изображение нашего Спасителя и святых. Они шествуют в таком порядке сопровождаемые знатными и простыми людьми, во главе процессии шествует императрица, и весь путь по реке поют молитвы. Священники вступают за ограду и совершают освящение воды. Когда находят, что вода достаточно освящена, подается сигнал 1200 гвардейцам, которые окружают всё это тремя рядами и тут же дают частые залпы, повторяемые трижды; затем стреляют большие пушки с крепости и также троекратно салютуют около 300 орудий. После освящения можно видеть, как священники крестили на Неве множество новорожденных. Другие, молодые и старые, обнаженными прыгали в ледяную воду; два стоявших над прорубью парня их сразу вытаскивали обратно. Кроме того, некоторые люди черпали из реки воду и тут же её выпивали или уносили домой, чтобы сохранить. Так заканчивается эта церемония, совершаемая почти одинаково по всей России.

Отрадно отметить то, что описанные все здесь традиции нашей духовной культуры вновь возрождаются во всём своём богатстве и многообразии, снова входят в нашу жизнь, обогащая её.

Вадим Кустов
Иллюстрации из собрания автора
Прислано автором 12 января 2012 года
Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 Зимин Игорь Викторович

Крещение детей

Крещение детей

Крещение родившегося ребенка всегда было важной частью не только религиозной обрядности, но и повседневной жизни любой православной семьи. Понятия «крестного отца» или «крестной матери» в России никогда не были пустым звуком.

Процедура крещения царственного ребенка являлась одной из самых отработанных придворных церемоний с четким, раз и навсегда определенным ритуалом. Естественно, на торжественную церемонию собиралось всё наличное семейство. И крещение было обставлено со всей возможной традиционной пышностью. Ребенка укладывали на подушку из золотой парчи и укрывали тяжелой золотой императорской мантией, подбитой горностаем. При этом крестильные рубашки – розовые у девочек и синие у мальчиков, потенциальных самодержцев, – бережно сохранялись. Так, до нас дошла рубашка цесаревича Алексея, окрещенного в Петергофе летом 1904 г.

Важность этого события прекрасно осознавалась, и саму процедуру крещения старались зафиксировать, причем не только в камер-фурьерских журналах, но и изобразительными средствами. До нас дошли акварели придворного художника Михая Зичи, на которых он запечатлел процедуру крещения будущего Николая II в мае 1868 г. В архиве хранится официальный фотоальбом, посвященный крещению первой дочери Николая II – Ольги в 1895 г.

Крестили ребенка через две недели после родов, как правило, там, где случалось рожать матерям. Процедура начиналась с торжественного шествия в храм. Если крещение происходило в домовой церкви, то это было торжественное шествие по дворцовым залам. Если же церковь находилась вне жилой резиденции – использовались парадные кареты. Золоченые кареты образовывали торжественный поезд, который сопровождали гвардейцы. Поскольку Александр II родился в Москве, то и обряд крещения над ним был совершен также в Москве, в церкви Чудова монастыря. Восприемница младенца – вдовствующая императрица Мария Федоровна, следуя примеру матери Петра Великого, положила младенца на раку, где находились нетленные мощи святого Алексия, митрополита Московского.

Родителей, безусловно, весьма волновало состояние здоровья малыша, как бы его не простудили и не уронили во время церемонии. Тем более что по традиции мать ребенка не присутствовала на крещении. Спокойствие ребенка во время процедуры воспринималось как благоприятный знак. Примечательно, что у высочайших родильниц периодически отмечались психозы, описанные сегодня в медицинской литературе. В мае 1857 г., когда крестили Сергея Александровича, императрица Мария Александровна поделилась со своей фрейлиной опасениями, что младенца «утопят или задушат во время крестин» 76 .

Матери получали подарки по случаю крещения своих детей. В апреле 1875 г. при крещении великой княжны Ксении Александровны ее мать – цесаревна Мария Федоровна получила от Александра II серьги с двумя крупными жемчужинами 77 .

Во время процедуры крещения младенца несла на руках статс-дама, которую страховали ассистенты. Некоторым статс-дамам удавалось принять участие в крещении двух императоров. Так, в 1796 г. будущего Николая I на руках несла статс-дама Шарлотта Карловна Ливен, которую сопровождали обер-шталмейстер Нарышкин и граф Н. И. Салтыков 78 . Двадцать два года спустя, когда в Москве 5 мая 1818 г. крестили маленького Александра II, та же Шарлотта Ливен внесла в храм будущего императора. Надо заметить, что статс-дамы в полной мере понимали свою ответственность. Поскольку они, как правило, были уже пожилыми женщинами, то, страхуясь, прибегали к различным ухищрениям. Например, когда в 1904 г. крестили сына Николая II, статс-дама Голицына несла подушку из золотой материи, на которой лежал ребенок, прикрепив ее к своим плечам широкой золотой лентой. Кроме того, к своим парадным туфлям она приказала приклеить каучуковые подошвы, чтобы не поскользнуться. При этом ее поддерживали под руки церемониймейстер А. С. Долгорукий и граф П. К. Бенкендорф 79 .

Немаловажной частью подготовки к крещению являлся подбор крестных матерей и отцов. Как правило, этот вопрос решался с учетом всевозможных нюансов, в том числе и высокой политики. В 1818 г. восприемниками будущего императора Александра II стали сам Александр I, вдовствующая императрица Мария Федоровна и дед по матери Фридрих-Вильгельм III, король Прусский. В 1857 г. восприемниками родившегося великого князя Сергея Александровича были старший брат цесаревич Николай Александрович, великая княгиня Екатерина Михайловна 80 , великий герцог Гессенский Людвиг III и вдовствующая королева Нидерландов Анна Павловна. В 1904 г. в числе многих крестных матерей цесаревича Алексея была его старшая сестра – девятилетняя Ольга. Поскольку Алексей был единственным сыном российского монарха, ему подобрали весьма «серьезных» крестных отцов – короля Англии Георга V, германского императора Вильгельма II, датского короля Христиана IX и великого князя Алексея Александровича.

В процедуре крещения участвовали старшие братья и сестры новорожденного. Для детей это был важный опыт участия в торжественных дворцовых церемониях, и к ним серьезно готовились, особенно девочки. Одна из дочерей Николая I вспоминала, как они готовились к крестинам Константина Николаевича, родившегося в сентябре 1827 г.: «К крестинам нам завили локоны, надели платья – декольте, белые туфли и Екатерининские ленты через плечо. Мы находили себя очень эффектными и внушающими уважение. Но – о разочарование! – когда Папа увидел нас издали, он воскликнул: «Что за обезьяны! Сейчас же снять ленты и прочие украшения!» Мы были очень опечалены» 81 .

Среди прочего в обряд крещения входило возложение на младенца «статусных» орденов. По традиции в конце церковной службы императору на золотом блюде подносился орден Святого Андрея Первозванного, который он возлагал на новорожденного. Кроме того, младенец «награждался» орденами Святого Александра Невского, Белого Орла, а также высшей степенью орденов Святых Анны и Станислава, производился в прапорщики и зачислялся в один из лейб-гвардейских полков. Девочки при крещении получали знаки ордена Святой Екатерины. Завершался обряд крещения вечерним торжественным обедом, а иногда и иллюминацией.

Когда в 1840-х гг. начали появляться дети у будущего Александра II, обряд их крещения повторился до деталей. Первая дочь Александра II родилась 19 августа 1842 г., и 30 августа состоялся обряд ее крещения в церкви Большого Екатерининского дворца Царского Села. Нести новорожденного по статусу полагалось первой придворной даме, которой тогда была статс-дама княгиня Е. В. Салтыкова. Согласно требованиям церемониала на ней было русское придворное платье, кокошник с нашитыми бриллиантами, перекрытый фатой. По традиции, новорожденную положили на парчовую подушку, которую держала в руках статс-дама, и покрыли парчовым покрывалом, прикрепленным к ее плечам и груди. Подушку и покрывало придерживали двое знатных придворных.

На процедуре крещения, хотя и за ширмами, присутствовал также соответствующий персонал на случай различных «детских неожиданностей»: англичанка-бонна, кормилица и акушерка. Как упоминала мемуаристка, акушерка была в дорогом шелковом платье и блондовом чепце, украшенная бриллиантовым фермуаром и серьгами 82 . Эта традиция сложилась довольно давно. Николай I, описывая свое крещение (правда, с чужих слов), упоминал: «Во время церемонии крещения вся женская прислуга была одета в фижмы и платья с корсетами, не исключая даже кормилицу. Представьте себе странную фигуру простой русской крестьянки из окрестностей Петербурга в фижмах, в корсете до удушия. Тем не менее это находили необходимым. Лишь только отец мой при рождении Михаила освободил этих несчастных от этой смешной пытки» 83 . Однако присутствие няни на церемонии считалось обязательным, поскольку только профессиональная няня могла нейтрализовать «неожиданности» со стороны младенца. Аристократки такой квалификацией не обладали, да и не по статусу им было…

Няня-англичанка детей Николая II описывала, как она присутствовала на крестинах двухнедельной Марии Николаевны в 1899 г. в домовой церкви Большого Петергофского дворца. По ее воспоминаниям, торжественная церемония продолжалась более двух часов. Няню провели в служебные помещения рядом с церковью, причем один из священников проконсультировался у нее, спросив, какой температуры должна быть вода в купели для великой княжны. Мемуаристка указывала, что родители на процедуре крещения не присутствовали, а Мария Николаевна была одета в крестильную рубашку, в которой в мае 1868 г. крестили самого Николая II. Интересно, что хотя процедура крещения совершалась со всей положенной помпой, но певчие в тот раз пели очень тихо, чтобы не испугать младенца 84 .

Крещение будущего Александра III состоялось 13 марта 1845 г. в Большой церкви Зимнего дворца. Поскольку гофмейстрина цесаревны, княгиня Е. В. Салтыкова, была больна, младенца несла на подушке статс-дама М. Д. Нессельроде, с двух сторон ее шли, поддерживая подушку и покрывало, два знатнейших сановника империи: генерал-фельдмаршал князь Варшавский Паскевич-Эриванский и статс-секретарь граф Нессельроде, возведенный в этот же день в звание государственного канцлера 85 .

Крещение будущего Николая II состоялось 20 мая 1868 г. в Большой церкви Зимнего дворца. Судя по акварели М. Зичи, в этой процедуре самое активное участие принимал дедушка – Александр II, который, как и все остальные, отчетливо понимал, что совершается крещение не просто его первого внука, но, возможно, будущего императора. На акварели изображены четыре сцены крещения, на двух из них Александр II держит своего внука на руках. Примечательно, что во время крещения в качестве ассистентов статс-дамы выступали император Александр II и великий князь Александр Александрович (отец младенца, будущий император Александр III). То, что отец, нарушая традиции, принимал активное участие в крещении, видимо, было связано с важностью происходящего. Два императора, действующий и потенциальный, держали на руках своего очередного преемника, укрепляя фундамент его легитимности.

В августе 1904 г. Николай II в день крещения своего сына Алексея записал в дневнике: «11 августа. Среда. Знаменательный день крещения нашего дорогого сына». Конечно, и факт рождения, и крещения первенца для любого монарха знаменателен, поскольку «перекидывал мостик» к следующему царствованию. Процедура крещения цесаревича Алексея отличалась от крещения его сестер только несколько большей пышностью. Карету с младенцем везли восемь лошадей, а не шесть, как в случае с девочками. Этим все статусные различия и ограничивались.

Как упоминалось выше, процедура крещения традиционно завершалась большим обедом, на который приглашались особы первых трех классов. В 1857 г. после крещения великого князя Сергея Александровича на «трехклассном обеде» присутствовало 800 человек.

Конечно, столь ответственная и многолюдная процедура не обходилась без суеты и накладок. Во время крещения Анастасии, четвертой дочери Николая II, при подготовке торжества «отстали от графика», и золотая карета, в которой находились княгиня Голицына с ребенком и ее ассистенты, буквально неслась по улицам. «Золотая же карета, которая обычно употребляется для этой церемонии, – старой конструкции, поэтому бока у обоих стариков были сильно помяты» 86 .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Крещение Крещение – первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества. Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Крещение Крещение (этнографич.). Совершение таинства св. Крещения сопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаются знакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенного младенца крестильной кашей или кр. сбитнем – смесью соли, перца,

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Крещение Господне Праздник Крещения имеет свою, давнюю историю.…У престарелых родителей Захарии и Елизаветы, которые долго молились о ребёнке, родился сын Иоанн. Когда он вырос, то удалился в глухую пустыню и жил там в пещере, молясь Богу. Иоанн вёл суровый образ жизни:

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

36 КОМПЕНСАЦИИ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ И КОМПЕНСАЦИИ НА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г № 829 «О приемной семье».На

Из книги Как выжить и победить в Афгане [Боевой опыт Спецназа ГРУ] автора Баленко Сергей Викторович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Крещение Киевской Руси «Четвертое же крещение бысть русские земли. Егда князь Великий Владимир киевский и всея Руси, крестися в Херсоне граде. В лето шесть тысящь 496. И наречен бысть во святом крещении Василий. И во второе лето по крещении своем прииде в Киев град, со всем

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Если Вы решили принять Крещение. Беседа огласительная автора Шугаев Илья Викторович

Крещение Руси Возникновение государственности у восточных славян проявлялось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные реформы были проведены князем Владимиром



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.