Леонтий ростовский житие. Святитель леонтий ростовский - первый святой мерянской земли

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    2. Святитель Леонтий, епископ Ростовский.

    Как уже говорилось, святитель Иаков был не единственным епископом Ростова, которого жители изгнали из города. Так, за триста лет до него эта участь постигла святителя Леонтия. Изгнанный жителями, он поселился за городом практически на том месте, где впоследствии возник Яковлевский монастырь.

    Сейчас о месте подвигов святителя Леонтия напоминает скромный деревянный крест, находящийся под стенами Спасо-Яковлевского монастыря, напротив колокольни. Со времен свт. Леонтия простоял на этом месте храм, разрушенный в советское время. Когда-то святой Леонтий, епископ Ростовский, был одним из самых почитаемых русских святых, а сейчас житие его мало кому известно.

    К сожалению, сведения о нем весьма скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Святитель Леонтий почитается первым христианским миссионером в Северо-Восточной Руси, поскольку именно ему первому удалось обратить ко Христу небольшое число ростовских жителей, которые приняли крещение не по принуждению, а искренне и добровольно, став, таким образом, той закваской, из которой вера православная стала распространяться по огромной окраинной территории Руси.

    Сохранилось значительное число списков с житием свт. Леонтия - более двухсот, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти существуют в различных редакциях, сведения в которых иногда различны вплоть до полного несовпадения.

    Самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения Андрея Боголюбского. Согласно этому Житию, свт. Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком, а за великие добродетели был поставлен епископом в Ростов.

    Но имеются и другие сведения. Из послания епископа Владимирского Симона, постриженника Киево-Печерского монастыря и одного из авторов Печерского патерика, известно, что святой Леонтий также был постриженником и подвижником этой древней прославленной обители еще при жизни святых Антония и Феодосия, следовательно, был русским. Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Он первый из печерских иноков удостоился быть призванным на высокое епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из постриженников прп. Антония - Илларион, митрополит Киевский. Вот как пишет епископ Симон о свт. Леонтии: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов... Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престолъник, которого неверные много мучили и били, и он стал третьим гражданином русского мира, получив вместе с двумя варягами венец от Христа».

    Исследователи, как правило, отдают предпочтение сведениям патерика. Дело в том, что Житие святителя Леонтия было создано, как сказано выше, в период правления князя Андрея Боголюбского, и, вероятно, по его инициативе. А он в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Можно, следовательно, полагать, что автор Жития, называя святителя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева.

    Попробуем представить, в какой обстановке жил и подвизался свт. Леонтий в Ростове, оказавшись здесь епископом тогда, когда не прошло еще и ста лет со времени принятия Русью христианства. Для этого необходимо совершить небольшое путешествие в историю Ростовской земли.

    В числе немногих русских городов Ростов впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 8б2 годом, о котором говорится, что быв призван на Русь, Рюрик «раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро». Но возник Ростов на берегах озера Неро значительно раньше, что подтверждается археологическими данными.

    На этой территории издревле обитало финно-угорское племя меря. Ростов возник на месте рядового мерянского поселка в тот период, когда еще существовал на склоне своей трехвековой истории мерянский центр - Сарское городище, остатки которого находятся в 14 км от современного города.

    В IX-X веках на ростовские земли хлынула волна славянского населения из районов Новгорода, а позднее Днепра. Здесь происходил долгий и сложный процесс смешения славянского населения с местными племенами, который привел к созданию качественно нового этнического образования. Славянское поселение долгое время сосуществовало рядом с мерянским, что подтверждается археологическими материалами. Постепенно расширяясь, оно вобрало в себя поселение мери, став значительным по размерам городом. Город этот располагался на берегу судоходного озера и посредством реки Которосль имел связь с Волгой, что быстро превратило его в крупный центр ремесел и торговли.

    В 988 году князь Владимир распределил уделы среди своих двенадцати сыновей. Ростов достался Ярославу, впоследствии прозванному Мудрым. Недолго княжил здесь и брат Ярослава - св. страстотерпец Борис. Но вообще город мало привлекал князей, так как находился на окраине политической жизни того времени. После смерти Бориса Ярослав, будучи уже великим князем Киевским, до конца жизни удерживал Ростов за собой. После смерти Ярослава Ростовская земля переходит к его сыну Всеволоду, а после к внуку - Владимиру Мономаху.

    То, что связь далекой Залесской земли с Киевом долгое время оставалась слабой, послужило поводом для усиления позиций местного боярства. Своеобразие здешней жизни состояло еще и в том, что коренное население этих территорий до ассимиляции со славянскими переселенцами управлялось своими старейшинами и жрецами, а также межплеменным советом, который впоследствии превратился во всеобщее собрание горожан - вече.

    Таким образом, сильны и независимы были в Ростове позиции бояр. Да и местные племена, сосуществуя и смешиваясь с пришлыми, не привыкли к подчинению княжеской власти. Богатство и военная сила давали возможность ростовским боярам безгранично властвовать на этих землях и составлять оппозицию удельным князьям не только в X-XI веках, во времена свт. Леонтия, но и много позже.

    15 июля 989 года произошло крещение жителей Ростова. В память об этом на месте крещения - впадении речки Пижермы в озеро Неро - была поставлена «обыденная» (построенная в один день) церковь свв. Кирика и Иулиты, память которых празднуется в этот день. Через два года, в 991 году, из Киева сюда прибывает первый епископ Федор, грек по происхождению. С этого времени Ростов становится церковным центром обширнейшей территории. Она включала в себя современную Ярославскую, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Костромскую области. Не вытерпев упрямства и вражды местного населения, епископ Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город. О епископе Федоре граф Толстой в своей «Истории Русской Церкви» добавляет: «Святитель Феодор... построил в Ростове дубовый соборный храм в честь Успения Богородицы. Он вытерпел много разных оскорблений от грубых язычников и в 992 году принужден был удалиться из Ростова в Суздальский край, находившийся в пределах его епархии. Время кончины сет. Феодора неизвестно. Мощи его открыто почивают в Суздальском соборе».

    Итак, предшественники свт. Леонтия, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, покинули город. Зная сильные вечевые традиции Ростова, можно предположить, что епископов вынудили удалиться. Таким образом, святитель Леонтий первым стал утверждать христианство в этом краю и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в настоящее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при свт. Леонтии и он был ее первым епископом.

    Житие сообщает, что свт. Леонтий знал язык племени меря. Если это так, то местные племена имели возможность слышать проповедь о Христе на понятном языке, а святитель уподобился свв. Кириллу и Мефодию, которые первыми положили в основу своего миссионерства проповедь на родном для народа языке. Подтверждение тому, что труды свт. Леонтия приравниваются церковным преданием к трудам свв. Кирилла и Мефодия, находим в литургическом творчестве Церкви - в богослужебных песнопениях свт. Леонтий называется равноапостольным.

    О проповеди христианства среди язычников Житие святителя рассказывает так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

    Будучи изгнан жителями Ростова, свт. Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь св. Архистратига Михаила. Это, кстати, может служить еще одним доказательством того, что святитель был постриженником киевского монастыря - известно, что киевляне особо почитают Архангела Михаила, считая его покровителем своего города.

    Поселившись за городом, свт. Леонтий обратился к детям. Он приглашал их к себе, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе и вере в Него. Так устроил Господь, что через этих детей обратились к истинной вере и родители.

    То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ повелел находившимся с ним священникам облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе и ужасе: «И, увидев его, упали все замертво». И не могли подняться, или боялись. После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили свт. Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев к Свету еще было очень далеко, но начало было положено.

    Далее Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи более склонны доверять этому источнику. Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-1076 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Вот как в переложении на современный русский язык выглядит сообщение об этом возмущении: «Когда случился неурожай в Ростовской области, явились туда два волхва из Ярославля, говоря: "Мы знаем, кто урожай удерживает". И пошли они по Волге, и где приходили в селение, указывали на знатных женщин, говоря: "Вот эта хлеб таит, а та мед, а эта - рыбу, а эта - меха"... И убивали многих женщин, а богатства их отбирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними иных людей триста. В это время случилось Яну, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава из Чернигова. Поведали ему белозерцы, что два кудесника убили многих женщин по Волге и по Шексне, и пришли сюда. Ян же, расспросив, чьи они смерды, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были с волхвами, и сказал им: "Выдайте мне волхвов, потому что они смерды мои и моего князя"».

    Это было уже второе после Крещения Руси активное выступление волхвов в Ростовской земле, о котором упоминают летописи. Первое было в 1024 году. На основании этого можно сделать вывод, что язычество имело здесь крепкую опору. Потому и пришли возмутители именно сюда, и им легко удалось увлечь народ, и именно из ростовцев состояло их «ополчение» в триста человек, пришедших на Белоозеро.

    Точно нельзя указать дату кончины свт. Леонтия, но скончался он, во всяком случае, до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ свт. Исайя.

    Мощи святителя Леонтия, как и его преемника свт. Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. Первоначально была заложена небольшая церковь, как рассказывает Житие. «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот при копании рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. После этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи святителя были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в Ростовском Успенском соборе.

    Свт. Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

    Леонтий Ростовский

    В Ростове был ещё один епископ с именем Леонтий.

    Леонтий Ростовский

    Икона середины XVI века
    Рождение:

    не позже 1051

    Смерть:

    не позже 1077

    Почитается:
    В лике:
    День памяти:

    Епископ Леонтий (умер не позже ) - епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 - не позже 1077). Почитается Русской церковью в лике святителей , память совершается 23 мая (по юлианскому календарю).

    Происхождение и ранние годы

    Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Ростовский епископ

    Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Св. Леонтий крестит детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».

    У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживания огурцов . В былинах об Алёше Поповиче , говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

    Примечания

    Источники

    • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

    Ссылки

    • Мельник А. Г. Почитание святого Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху
    • Мельник А. Г. Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик? . Государственный музей-заповедник Ростовский кремль
    • Мельник А. Г. ИКОНА ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО ИЗ ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ . ФГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
    • Трубачева М. С. // «Уваровские чтения - III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность» / Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. - Муром, 2001. - С. 82-86.
    • Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987, с. 159-161
    • Филипповский Г. Ю. О происхождении ранней краткой редакции Жития св. Леонтия Ростовского //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2007. № 3 (29). С. 115-116.

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Святые по алфавиту
    • Персоналии:Киево-Печерская лавра
    • Главы Ростовской епархии
    • Умершие в XI веке
    • Русские православные святые
    • Святители
    • Христианские святые XI века

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Леонтий (Бондарь)
    • Масянов

    Смотреть что такое "Леонтий Ростовский" в других словарях:

      ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ - епископ, священномученик (ск. 1073), родился в н. XI в. в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель Ростовской земли принял монашеский постриг в Киево Печерском монастыре, где проходил послушание под духовным руководством прпп. отцов … Русская история

      Леонтий - древнегреческий язык Производ. формы: Лёня Иноязычные аналоги: укр. Леонтій Связанные статьи: начинающиеся с «Леонтий» … Википедия

      Леонтий (епископ Ростовский) - Леонтий Леонтий I, известный как Леонтий Ростовский (не позже 1051 не позже 1077) Леонтий II (1172 1185) … Википедия

      Леонтий (епископ Ростовский) - Леонтий епископ Ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Печерского монастыря. В Ростове в это время преобладало еще язычество. Леонтий обратил особенное внимание на детей; сам наставлял их в истинах веры, сам и крестил, хотя родители… … Биографический словарь

      Леонтий, епископ Ростовский - Леонтий (ум. в 1080 х гг.) – епископ Ростовский, предполагаемый автор «Поучения к попом». Сведения о Л. крайне скудны: в Летописи Лаврентьевской, в статье 1231 г., летописец, говоря о поставлении Кирилла (ум. 1262 г.) епископом Ростовским,… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

      Леонтий, епископ Ростовский - святой епископ Ростовский. Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в известном послании своем к Киево Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево Печерского монастыря и именуя в… … Большая биографическая энциклопедия

      Леонтий (Гудимов) - В этой биографической статье не указана дата рождения. Вы можете помочь проекту, добавив дату рождения в текст статьи … Википедия

      Леонтий епископ ростовский - епископ ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Печерского монастыря, вероятно, не позже 1051 г. В Ростове в это время преобладало еще язычество. Л. обратил особенное внимание на детей; сам наставлял их в истинах веры, сам и крестил,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Середина 11 столетия. С того дня как крестился князь Владимир Святославич прошло больше полувека. В Киеве и Новгороде стоят величественные храмы во имя Софии – Премудрости Божией. В пещерах на берегу Днепра трудится монашеское братство под руководством преподобного Антония. Вдоль древнего пути из варяг в греки подобно сигнальным кострам зажигаются очаги христианского просвещения. Но этот свет почти не проникает через дремучий Дебрянский лес – туда, где сегодня находится Центральная Россия, на берега Волги и Оки.

    Здесь живут разные народы. Финские племена меря, мурома и весь. Балтское племя голядь. Славяне – вятичи. И все они остаются язычниками. Первым христианским миссионером в этом краю лесов, рек и озёр стал святой Леонтий, в 1051 году назначенный епископом в город Ростов.

    О ранней жизни Леонтия мы знаем немного. Известно, что он был уроженцем Константинополя и человеком учёным. До своего назначения был монахом Киево-Печерского монастыря. Ростовскую кафедру, куда он отправился, основали еще при князе Владимире, но вера Христова столкнулась здесь сильным сопротивлением язычества. Никто из предшественников Леонтия не мог удержаться в городе.

    Чтобы проповедовать язычникам Евангелие святитель Леонтий выучил мерянский язык, на котором говорило большинство жителей Ростова. На родном языке, он призывал их отказаться от идолослужения и поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу. Но вначале его дело потерпело неудачу.

    Ростовцы, а особенно представители старших поколений, не собирались отказываться от старой религии. Леонтия изгнали из города, и он поселился неподалёку, на берегу ручья впадающего в озеро Неро. Здесь изгнанный епископ поставил деревянную церковь во имя Архистратига Михаила и смиренно готовился продолжать своё служение.

    В этой ситуации поверить в успех будущей проповеди было невозможно, но Леонтий верил.

    Дьякон: Владыко святый, пожалей себя! Настрадался ты уже от этих ростовцев. Двух владык Фёдора и Илариона выжили они из города, и тебя выживут. Поедем в Киев. Поклонишься князю Изяславу и митрополиту – дадут тебе другую кафедру, поближе и получше этой.

    Леонтий: Нет, я останусь здесь, где мне выпал жребий послужить Богу.

    Дьякон: Так все старшие и уважаемые люди города против тебя! Не дадут они тебе послужить!

    Леонтий: А что Господь в Евангелии сказал? «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Молодое вино – это Слово Божие. Ветхие мехи – люди, закосневшие в старых привычках и заблуждениях. Новые мехи – это молодые люди, готовые узнавать всё новое. К ним я и буду обращаться теперь.

    В своём новом жительстве за чертой города, святитель стал собирать ростовскую молодёжь и проповедовал ей Слово Божие. Так православие постепенно пустило корни на Северо-востоке Руси.

    Впрочем, до спокойных времён молодой Ростовской церкви было еще очень далеко. Язычество не собиралось сдаваться. Из летописи известно, что в 1071 году в тех местах вспыхнуло восстание, вызванное голодом и неурожаем. Возглавили восстание языческие волхвы из Ярославля, считавшие виновницами голода знатных женщин, которые якобы при помощи колдовства спрятали всю еду. Множество невинных жен и девиц было убито во время этой «охоты на ведьм». Подверглись нападениям и христиане.

    В житии святителя Леонтия рассказывается, как он единственный сохранял спокойствие перед толпой вооруженных язычников, готовых растерзать немногочисленных правосланых. «Не бойтесь чада, не могут нам ничего сделать без Божьего повеления» – успокаивал Леонтий свою паству. Вместо того чтобы бежать, благословил священников облачиться, взять в руки кресты и иконы, и выйти навстречу погромщикам. Тогда Господь сотворил чудо. Нападавшие были поражены невидимой силой, пали на землю или были ослеплены. После этого Леонтий исцелил их, привёл к вере.

    Созидание церковной жизни в языческом крае стало делом всей жизни святителя Леонтия, над которым он трудился до последних дней. Даже умирая в 1077 году, святитель не переставал думать и молиться о будущем своей паствы. Когда через столетие при строительстве нового собора была открыта гробница с мощами святителя, в руке своей Леонтий держал свиток. На свитке были написаны имена каждого из множества священников и дьяконов, которых он рукоположил для открывающихся приходов. Так сильна была его отеческая любовь.

    Труды святителя Леонтия дали обильные всходы. Ростов Великий сделался одним из главных центров православия на Руси. Наш самый почитаемый святой Сергий Радонежский – тоже уроженец Ростовской земли, живший спустя триста лет после Леонтия. Междуречье Волги и Оки из языческой окраины превратилось в центр православной России.

    Сегодня комплекс Ростовского кремля, Успенский собор Ростова Великого, где под спудом покоятся мощи святого Леонтия – являют собой архитектурный образ Святой Руси. Ежедневно сюда приезжают сотни паломников и туристов, чтобы приобщиться к этому наследию.

    Свя-ти-тель Леон-тий, епи-скоп Ро-стов-ский - один из вы-да-ю-щих-ся ар-хи-пас-ты-рей XI ве-ка зем-ли Рус-ской. По сло-вам свя-ти-те-ля Си-мо-на, епи-ско-па Вла-ди-мир-ско-го, ко-то-рые мож-но счи-тать до-ста-точ-но до-сто-вер-ны-ми, свя-той Леон-тий был по-стри-же-ни-ком Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря и по про-ис-хож-де-нию рус-ский, а не грек, хо-тя ро-дил-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле. Про-мыс-лом Бо-жи-им бу-ду-щий про-све-ти-тель и апо-стол Ро-стов-ской зем-ли про-хо-дил по-слу-ша-ние под ду-хов-ным ру-ко-водст-вом ос-но-ва-те-лей рус-ско-го мо-на-ше-ства пре-по-доб-ных Ан-то-ния († 1073; па-мять 28 сен-тяб-ря/11 ок-тяб-ря и 10/23 июля) и Фе-о-до-сия († 1074; па-мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав-гу-ста/10 сен-тяб-ря) Пе-чер-ских. Он был пер-вым епи-ско-пом, вы-шед-шим из мо-на-сты-ря в Ки-ев-ских пе-ще-рах, вос-пи-тав-ше-го мно-го-чис-лен-ных свя-ти-те-лей Рус-ской зем-ли. «От то-го Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря Пре-чи-стыя Бо-го-ро-ди-цы, - пи-шет свя-той Си-мон, - мно-зи епи-ско-пы по-став-ле-ны бы-ша и яко све-ти-ла свет-лая осве-тив-ша всю Рус-скую зем-лю Свя-тым Кре-ще-ни-ем; пер-вый Леон-тий, епи-скоп Ро-стов-ский, свя-щен-но-му-че-ник, его-же Бог про-сла-ви нетле-ни-ем и бысть пер-во-пре-столь-ник, его-же невер-нии, мно-го му-чив-ше, уби-ша».

    Свой рав-ноап-о-столь-ный по-двиг свя-щен-но-му-че-ник Леон-тий на-чал по воз-ве-де-нии его в сан епи-ско-па в со-ро-ко-вых го-дах XI ве-ка и на-зна-че-нии на Ро-стов-скую ка-фед-ру.

    В Ро-стов-ской зем-ле, на-се-лен-ной в то вре-мя чуд-ски-ми пле-ме-на-ми, свя-ти-тель встре-тил же-сто-кое со-про-тив-ле-ние языч-ни-ков, из-гнав-ших двух его пред-ше-ствен-ни-ков - епи-ско-пов Фе-о-до-ра и Ила-ри-о-на. За-ко-ре-не-лые языч-ни-ки и слу-шать его не хо-те-ли, но свя-той Леон-тий, как доб-рый пас-тырь, ре-шил-ся по-ло-жить и ду-шу свою за спа-се-ние вру-чен-ной ему Бо-гом паст-вы. Невзи-рая на по-сто-ян-ную опас-ность, свя-ти-тель Леон-тий рев-ност-но об-ра-щал ко Хри-сту мест-ное на-се-ле-ние, твер-до сле-дуя апо-столь-ским за-по-ве-дям. Од-на-жды он был из-бит языч-ни-ка-ми и из-гнан из го-ро-да, од-на-ко не оста-вил вве-рен-ной ему ду-хов-ной паст-вы и по-се-лил-ся неда-ле-ко от Ро-сто-ва, у ру-чья Бру-тов-щи-ны, где по-стро-ил неболь-шой храм в честь Ар-хи-стра-ти-га Ми-ха-и-ла. Свя-ти-тель все пре-тер-пел и рев-ност-но про-дол-жал про-по-ве-до-вать ве-ру, под-твер-ждая ис-тин-ность ее чу-де-са-ми. К свя-ти-те-лю ста-ли при-хо-дить де-ти мест-ных жи-те-лей, при-вле-чен-ные его ду-хов-ной доб-ро-той. Угод-ник Бо-жий обу-чал де-тей на-ча-лам Хри-сто-вой ве-ры и по-том кре-стил. Вско-ре и взрос-лое на-се-ле-ние по-тя-ну-лось к бла-го-дат-но-му ар-хи-пас-ты-рю и так-же при-ни-ма-ло Свя-тое Кре-ще-ние.

    За-ко-ре-не-лые языч-ни-ки взвол-но-ва-лись, их непри-язнь к про-све-ти-те-лю рос-ла, и, на-ко-нец, со-брав-шись огром-ной тол-пой, од-ни с ду-бин-ка-ми, дру-гие с ору-жи-ем в ру-ках, от-пра-ви-лись они к со-бо-ру, чтобы убить или вы-гнать Леон-тия. При-чт со-бор-ный ис-пу-гал-ся, но свя-ти-тель был по-ко-ен и укреп-лял быв-ших с ним, го-во-ря: «Не бой-тесь, де-ти, без Бо-жи-ей во-ли ни-че-го они не сде-ла-ют нам». Свя-той епи-скоп Леон-тий об-ла-чил-ся в свя-ти-тель-ские одеж-ды и при-ка-зал то же сде-лать кли-ри-кам хра-ма. С кре-стом в ру-ках он вы-шел на-встре-чу языч-ни-кам. Апо-столь-ская твер-дость и спо-кой-ствие свя-ти-те-ля Леон-тия пе-ред гро-зив-шей смер-тью оста-но-ви-ли воз-буж-ден-ную тол-пу, а ис-пол-нен-ное бла-го-да-ти его сло-во про-из-ве-ло на лю-дей еще боль-шее воз-дей-ствие, и мно-гие из них при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. С то-го мо-мен-та свя-ти-тель Леон-тий стал бо-лее успеш-но утвер-ждать свет Хри-сто-вой ве-ры в зем-ле Ро-стов-ской. «То-гда на-чал от-хо-дить от нас мрак идоль-ский и вос-си-ял свет бла-го-ве-рия», - го-во-рит древ-нее ро-стов-ское сло-во в па-мять Леон-тия. С про-по-ве-дью о Хри-сте Спа-си-те-ле он об-хо-дил окрест-ную зем-лю, и путь его от-ме-чал-ся утвер-жде-ни-ем пра-вос-ла-вия в ме-стах преж-не-го идо-ло-слу-же-ния.

    Апо-столь-ский по-двиг свя-ти-те-ля Леон-тия увен-чал-ся му-че-ни-че-ской кон-чи-ной. В 1073 го-ду он был убит за-ко-ре-не-лы-ми языч-ни-ка-ми по ука-за-нию волх-вов.

    Те-ло свя-ти-те-ля бы-ло по-гре-бе-но в Ро-сто-ве Ве-ли-ком в церк-ви Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Во вре-мя по-жа-ра в 1160 го-ду этот храм сго-рел, и по по-ве-ле-нию бла-го-вер-но-го кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го († 1174; па-мять 4/17 июля) в 1162 го-ду на ме-сте преж-не-го был за-ло-жен ка-мен-ный со-бор. «23 мая 1164 го-да при ко-па-нии рвов на-шли гроб, - ска-за-но в его жи-тии Ни-ко-ном ле-то-пис-цем, - по-кры-тый дву-мя дос-ка-ми, в недо-уме-нии от-кры-ли и уви-де-ли ли-це (Леон-тия), све-тя-ще-го-ся сла-вою: ри-зы на нем бы-ли как бы вче-ра на-де-тые, сколь-ко лет ми-ну-ло, и не из-ме-ни-лось свя-щен-ное те-ло его». В ру-ках у него ле-жал сви-ток с име-на-ми про-све-щен-ных им иере-ев и диа-ко-нов. Об-ре-тен-ные мо-щи пе-ре-ло-жи-ли в ка-мен-ный гроб и по-ме-сти-ли в церк-ви во имя свя-то-го апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва на ар-хи-ерей-ском дво-ре.

    В 1170 го-ду, ко-гда бы-ло за-кон-че-но стро-и-тель-ство ка-мен-ной церк-ви в честь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, гроб свя-ти-те-ля Леон-тия пе-ре-нес-ли в этот храм и по-ста-ви-ли в ни-ше юж-ной сте-ны.

    Свя-той Леон-тий, по-чти неиз-вест-ный при жиз-ни, по-сле смер-ти сде-лал-ся та-ким слав-ным и по-пуляр-ным, что ка-фед-ра Ро-стов-ская на-зы-ва-лась «ка-фед-рою Леон-тия чу-до-твор-ца»; при из-бра-нии но-вых епи-ско-пов Ро-сто-ву ле-то-пис-цы за-ме-ча-ют, что «по-став-лен мо-лит-ва-ми св. чу-до-твор-ца Леон-тия» та-кой-то епи-скоп. С мо-лит-вой ро-стов-цы при-бе-га-ли к св. Леон-тию. У гро-ба про-све-ти-те-ля Ро-стов-ской зем-ли со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные бла-го-дат-ные чу-до-тво-ре-ния. Сви-де-тель-ства о свя-то-сти жиз-ни епи-ско-па Леон-тия, чу-дес-ных ис-це-ле-ни-ях и зна-ме-ни-ях по его мо-лит-вам бы-ли со-бра-ны епи-ско-пом Ро-стов-ским Иоан-ном (1190-1214). По бла-го-сло-ве-нию мит-ро-по-ли-та Фе-одо-ра бы-ло уста-нов-ле-но со-вер-шать празд-но-ва-ние па-мя-ти свя-ти-те-ля Леон-тия 23 мая/ 5 июня, в день об-ре-те-ния мо-щей. Епи-скоп Иоанн на-пи-сал и ка-нон свя-ти-те-лю Леон-тию. До 1609 го-да мо-щи свя-ти-те-ля Леон-тия от-кры-то на-хо-ди-лись в Успен-ском со-бо-ре, но по-сле то-го, как в смут-ное вре-мя по-ля-ки по-хи-ти-ли гроб-ни-цу свя-ти-те-ля, они бы-ли по-ло-же-ны под спу-дом в том же хра-ме у юж-ной сте-ны при-де-ла во имя свя-ти-те-ля Леон-тия, где на-хо-дят-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни.

    Свя-той Леон-тий - один из са-мых ве-ли-ких свя-ти-те-лей зем-ли Ро-стов-ской. Он ве-лик по дей-стви-ям зем-ной жиз-ни, как рав-ноап-о-столь-ный про-све-ти-тель Ро-стов-ско-го края; он ве-лик и на небе, как силь-ный мо-лит-вен-ник за зем-лю Рус-скую. Свя-ти-тель Леон-тий сто-ит в ря-ду пер-вых пре-ем-ни-ков апо-столь-ско-го слу-же-ния Рус-ской Церк-ви вслед за свя-той рав-ноап-о-столь-ной кня-ги-ней Оль-гой († 969; па-мять 11/24 июля) и ве-ли-ким рав-ноап-о-столь-ным кня-зем Вла-ди-ми-ром († 1015; па-мять 15/28 июля).

    Молитвы

    Тропарь святителю Леонтию, епископу Ростовскому

    Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Тем ны́не со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши Престо́лу сла́вы всех Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.

    Перевод: и верный молитвенник к Богу, ты поднялся на высоту Небесную, и любовь посвятил Любящему тебя, и неверующих людей обратил ты в веру. Потому сейчас, радуясь вместе с ангелами, предстоишь всех Царя Христа Бога. Молись, святитель Леонтий, да спасет души наши.

    Тропарь святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

    Апо́стольским преда́нием, истинней ве́ре пропове́дницы,/ и от тьмы к све́ту Богоразу́мия челове́ком наста́вницы,/ и за ны к Бо́гу моле́бницы,/ на Небе́сная любо́вь возложи́сте к Лю́бящему вы./ И ны́не на Небеси́ со А́нгелы и со все́ми святы́ми ликовству́юще/ у Престо́ла сла́вы всех Царя́, Христа́ Бо́га на́шего,/ святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие,/ моли́те дарова́ти стране́ на́шей мир,/ на враги́ одоле́ние,/ Це́ркви единомы́слие// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

    Перевод: Проповедники истинной веры, согласной с апостольским преданием, и от тьмы к свету разумения Бога наставники людям, и за нас к Богу молитвенники, для Небесной любви вверившие себя Любящему вас. И сейчас на Небесах с Ангелами и со всеми святыми радуясь у Царя всех, Христа Бога нашего, святые чудотворцы Леонтий, Исаия и Игнатий, молите даровать стране нашей мир, победу над врагами, единомыслие Церкви и душам нашим великую милость.

    Тропарь святителям Ростовским

    Святи́телие прему́дрии,/ па́ствы ва́шея учи́телие богопросвеще́ннии,/ ве́ру ева́нгельскую в лю́дех преумно́жившии,/ любве́ Небе́сныя на земли́ достоподража́тельнии о́брази,/ лю́ди страны́ Росто́вския и Яросла́вския приобща́вшии спасе́нию,/ служи́телие вои́стинну Бо́жии/ и соприча́стницы апо́столов досто́йнии яви́лися есте́,/ Лео́нтие священному́чениче, Иса́ие, Игна́тие, Иа́кове, Фео́доре/ и златослове́сниче Росси́йский Дими́трие,/ Христа́ Бо́га моли́те/ о архиере́ех, на престо́ле ва́шем прее́мницех,/ о лю́дех, благоче́стно вас почита́ющих,/ о стране́ на́шей правосла́вней// и о всей Христо́вей Це́ркви.

    Перевод: Святители премудрые, вашей просвещенные Богом учителя, преумножившие в людях Евангельскую веру, достойные подражания примеры Небесной любви на земле, приобщавшие людей Ростовской и Ярославской земли ко спасению, истинные служители Божии и верные последователи , священномученик Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков, Феодор и златоуст российский Димитрий, Христа Бога молите об архиереях, преемниках ваших на престоле, о людях, благочестиво вас почитающих, о стране нашей Православной и о всей Церкви Христовой.

    Кондак святителю Леонтию, епископу Ростовскому

    Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь,/ свет Свой насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.

    Перевод: По причине чистоты твоей жизни, Всевидящий Господь даровал свет Свой душе твоей, чтобы многих вразумлять учением твоим, Леонтий .

    Кондак святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

    Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие,/ бы́сте вы благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву/ и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте/ и ве́чный поко́й насле́довасте./ Мо́лим вас, святи́и чудотво́рцы,/ пода́ти доброде́телем исправле́ние,/ и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние,/ и душа́м спасе́ние, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.

    Перевод: Как , вы были наставники в и Ростову и, с благой верой приняв , упасли стадо Христово и наследовали вечный покой. Молим вас, святые чудотворцы, подать нам достижение добродетелей, исцеление наших болезней, избавление от и спасение душам, да взываем к вам: «Радуйтесь, города нашего Ростова сила и честь».

    Кондак святителям Ростовским

    Но́ваго Заве́та Бо́га с челове́ки храни́телие,/ ева́нгельских за́поведей исполни́телие,/ в до́брых де́лех соверше́ннии,/ святи́телие му́дрии, преподо́бнии и пра́веднии Богоно́снии,/ зе́млю Росто́вскую и Яросла́вскую/ облагоуха́вшии моли́твами,/ имену́емии вси и неимену́емии,/ явле́ннии и сокрове́ннии,/ предстоя́ще Живонача́льней Тро́ице,/ не отступа́йте от нас ду́хом/ и Боже́ственное милосе́рдие преклони́те к нам,/ да с дерзнове́нием сла́ву Вы́шних Бо́гу вси прино́сим,/ да пребу́дет на земли́ мир неруши́мый,/ любо́вь же и благоволе́ние// посреде́ всех челове́к.

    Перевод: Хранители Нового Завета людей с Богом, исполнители Евангельских заповедей, совершенные в добрых делах, святители мудрые, и , землю Ростовскую и Ярославскую облагоухавшие молитвами, названные все и неназванные, явленные и сокрытые, предстоящие , не отступайте духовно от нас и расположите к нам Божественное милосердие, чтобы мы все с славили в Вышних Бога, да пребудет на земле нерушимый мир, любовь и доброжелательство среди всех людей.

    Молитва святителю Леонтию, епископу Ростовскому

    О, свяще́нная главо́, пресла́вный чудотво́рче, первопа́стырю святы́я Росто́вския Це́ркве, святи́телю о́тче Лео́нтие! К тебе́ припа́даем и мо́лимся мы, смире́ннии и гре́шнии, и я́ко отца́ чадолюби́ваго про́сим: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь твою́, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м, при жи́зни твое́й преиспо́лнен был еси́, я́ко и ду́шу свою́ за па́ству твою́ положи́л еси́, му́ченически пострада́в от идолослужи́телей: научи́ нас, о́тче, тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жних на́ших люби́ти и́скренно, и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно: да бу́дем и мы ча́да твоя́, не по и́мени то́кмо, но са́мым де́лом и всем житие́м на́шим. Моли́ся, уго́дниче Бо́жий, ко Христу́ Бо́гу, о святе́й правосла́вней Це́ркви и держа́ве Росси́йской: да пребу́дут в ми́ре и благостоя́нии и процвета́ют в благоче́стии христиа́нстем непоколеби́мы. Соблюди́ ца́рствующия гра́ды, град твой Росто́в и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския невреди́мы от вся́каго зла. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу христиа́нскую, ми́лости и по́мощи от тебе́ и́щущую: всем нам, в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех изба́витель, в беда́х помо́щник, в час сме́ртный покрови́тель: да при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́чное получи́ти и ца́рство Христо́во унасле́довати. Ей, святи́телю Христо́в! Не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе и Пресвяте́й Богоро́дице на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние: да хва́лим, сла́вим и велича́ем вели́кое человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, - пишет святой Симон, - мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

    Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.

    В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников - епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

    Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был спокоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», - говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спа¬сителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Правосла¬вия в местах прежнего идолослужения.

    Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.

    Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, - сказано в его житии Никоном летописцем, - покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.

    В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

    Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотвор¬ца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.

    Святой Леонтий - один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).

    

    Copyright © 2024 Наш непознанный мир.