Почему не нужно крестить ребенка. Приветствую христиан и всех, кому интересна эта тема

Каждый батюшка знает, как сложно священнику выйти из храма после воскресной литургии. Множество лиц, встреч, вопросов, а с ними – слёз, улыбок, объятий и благословений. Приходится идти «сквозь строй», но это – обычный и очень важный труд пастыря.

Однажды, пройдя «сквозь строй», вырвавшись на улицу, я пережил настоящее потрясение от встречи с одним маленьким человеком. Из-за яблони мне навстречу выбежал пятилетний Алёша, сын нашего водителя, добрый и нежный мальчик. Он увидел меня и побежал, крича во всё горло: «Отец!». Дети не стесняются восклицать и восхищаться. У них еще слишком много сил жить и нерастраченная способность удивляться, особенно если они живут в любви и безопасности.

Конечно же, я – отец. Меня так все зовут – «отец Савва». Но когда я услышал это имя от малыша, бросившегося обниматься, у меня оборвалось сердце. Ведь я просто монах, и у меня не может быть детей, и только иноки знают, что это – самая большая жертва, которую мы приносим. Но на какой-то миг я, кажется, пережил то сложное чувство ужаса и благоговения, которое испытывают настоящие родители, ведь появление ребенка – это величайшее чудо, и быть родителем того, кого еще никогда на свете не было, и быть к этому причастным – как не возликовать перед лицом Божиим, не возблагодарить Его за этот дар!

Это чувство благоговения перед новой жизнью доступно каждому человеку: и верующему, и неверующему. Но человек – существо религиозное, а это значит, что в любом из нас лежит неустранимая потребность каждый по-настоящему глубокий человеческий опыт религиозно или ритуально оформить. Поэтому в любой культуре вы обязательно найдёте обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием, инициацией, погребением. Там, где человеческий опыт «выплёскивается» за границы этого мира, человек погружается в стихию символа и обряда.

Мой дедушка родился в 1924 году в глухой сибирской деревне. Там даже до революции не было церкви, а в советское время тем более ребёнка невозможно было покрестить. Вместо этого моего дедушку «октябрили»: новорожденного носили по деревне с красными флагами под пение пролетарских гимнов. Родился ребёнок – это надо было как-то пережить, принять, избыть, отметить, означить.

Люди не могут без религии, без культовой оформленности своего подлинно человеческого опыта. Конечно, это не тезис в защиту крещения маленьких детей. Но заставляет задуматься. Да, большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, – люди нецерковные. Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо». Мы – люди церковные – знаем, зачем крестим. Вернее – думаем, что знаем. Мы прочли в «Законе Божием», в «Катехизисе» или «Догматическом богословии», в самом лучшем случае, – в Писании. Это очень хорошо. Читаем, изучаем, штудируем. Без такого богословского усилия нам, христианам, никак нельзя. Это род духовного упражнения.

Но я на своем священническом веку довольно часто встречал людей, которые «кожей чувствовали», что им нужно, очень нужно покреститься. Как я могу отказать этим людям? То, что они чувствовали и переживали, было больше того, что они знали и постигали рационально.

Есть чудесный итальянский фильм «Маленький мир Дона Камилло». Главный герой – простой итальянский батюшка. Он всеми силами старается бороться с местным мэром-коммунистом, но когда тот приходит крестить своего малыша, Дон Камилло не отказывает ему. Жизнь сложнее, чем написано в книгах, и очень часто люди неверующие, даже настроенные антицерковно, всё же где-то в глубине догадываются, что они – дети Божии, и о своем настоящем Отце они могут вспомнить, только встретив утешающий и ободряющей взгляд священника.

Итак, почему же мы крестим детей? На самом начальном уровне нашего естественно-религиозного мироощущения нам необходима ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка. На этом примитивном уровне человеку не важно, какой религии или идеологии он принадлежит. Однако я призываю даже к этому примитивному подходу отнестись с уважением и пониманием.

Позволю себе напомнить, что христианину всегда следует исходить из презумпции доброты и усилия понимания. Даже в таком взгляде на религию нам следует учиться усматривать зерна добра, семена веры, которые могут неожиданно прорасти в большое цветущее дерево христианской веры.

Следующий уровень – страх. Во-первых, за здоровье ребенка, во-вторых, и это уже почти церковный опыт – за его спасение. Мой дедушка-атеист категорически запрещал крестить мою маму, которая девочкой несколько раз переболела воспалением лёгких. Прабабушка, бессильно глядя на всё это безобразие, похитила мою маленькую и больную маму, тайно отнесла ее в церковь и окрестила, «как положено». Мама исцелилась в этот же день. Совпадение? А разве в совпадениях отсутствует смысл?

Прабабушка была простой женщиной. Она думала, что девочка болеет из-за того, что не крещена. Вообще, нам бывает очень сложно понять, что же на самом деле думают простые люди, какие у них мотивы, но уж, что точно мы можем себе позволить, так это обуздание собственного богословского снобизма. Снова аскетическое усилие – попытаться и здесь усмотреть зерна добра, постараться понять, при этом ясно себе представляя, что на самом деле есть церковная норма.

Другой вид страха – а вдруг дитя помрёт некрещеным, и – и все! – поминать нельзя, значит – ад! Но разве мы добрее Бога? Если во мне живёт жалость даже к зверюшкам, доброта и любовь ко всему живому – это всё заёмные вещи. Я добр и жалостлив только добротой, жалостью и любовью Божией, и если доброта во мне волнуется и возмущается – это Сам Бог возвышает Свой голос в моей доброте, и неужели Творец детей отправляет некрещеных в ад? Глупости всё это. Но в этой мотивации крещения мы уже слышим отголосок церковного опыта и евангельского учения.

Крещение детей появляется тогда, когда жизнь христианской общины входит в спокойное русло. Перед нами уже третье или четвертое поколение христиан, живущих единой семьей – евхаристической общиной, и для такой общины совершенно естественно приобщать к мистической жизни в Теле Христовом своих детей.

Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?

Святитель Григорий Богослов считает, что крестить лучше в три года, но ведь это самый вредный детский возраст, и детей у святителя своих не было, поэтому может и не мог наблюдать эти «маленькие чудовища». Святитель пишет, что в этом возрасте они что-то уже понимают. А понимают ли? И какая-то ложь есть во всем этом: если я, христианин, точно знаю и верю, что истина во Христе, чего мне ждать, пока ребенок что-то там начнет соображать, искать. Это вещи естественные – сомневаться и идти своим путем веры, но почему мне не следует сразу ставить его на этот путь?

Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители? Следует уважать свободу ребёнка? А кто научит его быть свободным? Если родители – христиане, они, конечно же, будут учить его делать выбор по-христиански, руководствуясь Евангелием, и это, на самом деле, – насилие над ребёнком. Такое же насилие, как навязывать ему наш родной язык, такое же принуждение, как давать ему образование, прививать правила поведения, нормы приличия, уважения к старшим, ответственность за родителей и Родину.

Откуда вообще появилась эта проблема – крестить или не крестить детей? Говорят, у нее протестантские корни. Может быть. Могу только предположить, что протестантские корни у самого процесса эмансипации детей от родителей, который мы сейчас наблюдаем. Незаметно произошел некий культурный переворот: мы начали мыслить детей отдельно от родителей. Этого взгляда не знала традиционная культура.

Посмотрите на икону Божией Матери. Нас, православных, часто укоряют, что иконы Христа в наших домах найти нельзя – вокруг только образы Богоматери. Но для наших предков икона Божией Матери – это и есть икона Христа. Древние христиане – абсолютно нормальные люди – не могли мыслить ребенка в отрыве от его родителей. Если мы изображаем Младенца Христа, мы не можем обойтись без фигуры Его Матери.

Ребенка невозможно мыслить без его родителя, ребенок без мамы и отца – абстракция. Как только мы помыслили ребенка, на мысленном горизонте должен проявиться отец или мать, иначе перед нами не ребенок. Дети непременно должны отбрасывать «родительскую тень». Как учит нас Голливуд, только вампиры не отбрасывают тени, и если вы мыслите ребёнка без «родительской тени», – у вас проблемы со зрением.

Писатели так любят героев-сирот именно потому, что с ними легче работать: они не тянут за собой шлейф родителей. Оливер Твист очень удобный персонаж, и чтобы как следует ребенка раскрыть и рассмотреть, следует убрать родителей. Но в таком случае и ребенок исчезает, остается симпатичный и очень несчастный человечек, вызывающий у всех нормальных людей сочувствие именно своей органической неполнотой. Мне даже кажется, что такое распространение, простите, педофилии как-то связано с этой культурной трансформацией естественно-родового сознания – за ребёнком не видят его родителей, он один.

«Нехорошо человеку быть одному» – это очень глубокая истина, относительно же детей она требует большего усиления: ребенок вообще не может быть один, он долго рождается, долго появляется на свет, минимум двенадцать лет он «выходит из утробы». Связь между мамочкой и ребенком более органическая, чем между мужем и женой, и мужчины не напрасно чувствуют себя оставленными и брошенными после рождения малыша. Дитя не просто продолжение родителей и носитель родовых свойств. До определенного возраста он их органическая часть. Было бы глупо говорить о моей левой части, совершенно игнорируя правую. А потому – крестить или не крестить – это решать родителям.

Если я родил ребенка, содержу его и воспитываю, я хочу очень простых и корыстных вещей: ребенок должен вырасти человеком, как я это понимаю, и это важно для меня, потому что с каждым годом я – старше и слабее, а он – сильнее, ему досматривать мою старость, ему закрывать мои глаза, а мне не всё равно, кому доверить свою ослабевшую жизнь.

Это очень понятные мысли, и я намеренно не хочу пускаться в обстоятельный богословский разговор – очень много на эту тему написано. Но для христианина крещение ребёнка – это жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать этого нового человека. И пусть перед священником стоит совершенно нецерковный человек, неверующий родитель, мы всё равно не должны отказывать этим Божиим детям пусть так неуклюже, неумело, но отблагодарить Детоподателя.

Меня крестили в младенчестве, я приняла это как должное - всех так крестили. Своего ребенка я тоже крестила в младенчестве, но в 16 лет при разговоре о вере и Крещении мой ребёнок сказал, что его крестили невольно, а он хотел бы сам дойти до этого, чтобы принять крещение. (И, как я понимаю, принять эту радость крещения). Конечно, я возражала как могла, мол, это вера наших предков и тебе дается ангел, который тебя с младенчества хранит. Но потом мне самой стало интересно все это, и я начала читать и искать ответ. Люди верующие отвечали однозначно - крестить после 40 дня. Но если я правильно понимаю Крещение - это еще и снятие грехов? А какие грехи у младенца? И вот только в проповеди одного священника я нашла ответ - человек может креститься только тогда, когда принимает и понимает Символ веры. Так ли это? Если нет, то как действительно надо креститься, если это в младенчестве, то может от этого у нас столько неверующих верующих?

Светлана

Уважаемая Светлана, во-первых, радуюсь о Вашем ребенке, пришедшем к осознанному желанию ответственно подойти к Таинствам Церковным. Однако, должен напомнить Вам о том, что мы веруем «во едино Крещение во оставление грехов ». Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз в жизни (равно как человек только один раз рождается на свет). Повторное совершение Таинства было бы кощунством по отношению к вере Церкви. Так что заново креститься в сознательном возрасте Ваш ребенок уже не может. В Крещении человеку действительно даётся ангел-хранитель и святой покровитель, имя которого он носит.

Что касается Вашего вопроса, нужно ли крестить младенцев, тут надо сказать следующее: да, конечно, младенец личных грехов не имеет, однако, как Вам, должно быть, известно, после грехопадения первых людей в их жизнь и в жизнь их потомков вошли болезнь, смерть, поврежденность. Грехом первородным все мы поражены и ослаблены и без воплощения Сына Божия возвращение к благобытию в Боге для человека невозможно, Он приносит нам спасение, только став причастниками которого мы и можем надеяться наследовать жизнь вечную. Мы уже не расплачиваемся за этот грех Адама и Евы — за него расплатился на Кресте Господь наш Иисус Христос. Но плоды этого искупления мы разделяем именно в Таинстве Крещения. В Крещении человек очищается от всех прежде совершенных личных грехов (если это человек сознательного возраста) и от первородного греха. В Православии нет догматизированного учения, да и никто здесь на земле не даст Вам окончательного ответа об участи младенцев, умерших некрещеными. Мы знаем о душах таковых, что они на Волю Божию оставляются. Но помним мы и слова, сказанные Господом: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

Мы не лишаем младенцев Таинства Крещения, так как веруем в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать. И эта ответственность перед Богом чрезвычайно велика: на крестных лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. Вовсе ведь не потому так много у нас сейчас «неверующих верующих», что мы допускаем младенцев к Таинствам Церковным, а скорее потому, что взрослые, крестив ребёнка «на всякий случай» не заботятся о том, чтобы этот свой долг выполнять.

Вы правы в том отношении, что взрослый человек, безусловно, не может подойти к Таинству Крещения, не веря в Бога, не желая стать христианином, не понимая Символа веры. То есть, может-то он может, но только какой в этом смысл? Бога-то не обманешь. В духовном смысле этот человек покушается на свою духовную жизнь: он, как самоубийца, которого врачи спасли после попытки вскрыть себе вены, а он ищет окошко, чтобы из него выпрыгнуть. Примерно то же самое получается, если человек крестится с твердым намерением не быть христианином и лучше предостеречь его от этого, также как и предостеречь человека, собирающегося стать крестным, но не имеющим намерения воспитать ребенка христианином. Такие люди возьмут на себя обязательства, которых не думают исполнять, но за которые отвечать придется.

Не можем мы лишить наших детей и соединения с Господом в Таинстве Причастия, к которому они допускаются после Крещения. Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь со Христом. Укрепляться же в вере ребенку будет проще, если он будет действительно жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Какого-то церковного установления Крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, ХХ века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея. Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.

Всё сказанное выше не означает, однако, что человек, крещенный в младенчестве, воспитывавшийся вне ограды Церковный и по достижении сознательного возраста стремящийся стать воцерковленным Православным Христианином не может ощутить радость вхождения в Церковь. Этим вхождением должно для него стать первое участие в таинствах Исповеди и Причастия. Ведь взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, — на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство. А затем будет также и радость от посещения богослужений и от первой Пасхальной ночи.

Как некий обязательный обряд. Раз малыш живет в православной стране, то он должен быть крещен сразу после рождения. При этом они не задумываются, для чего нужно крещение ребенка на самом деле.

Немного истории

Крещение, то есть погружение желающего в воду - очень древний ритуал. Он известен еще с дохристианских времен. Иоанн Креститель проповедовал и крестил на берегу Иордана, и жители Израиля этому совершенно не удивлялись. Они приходили и исповедовали свои грехи, каялись, хотели стать лучше и в знак этого омывались в водах Иордана. При этом погружение в воду было лишь символом. После Воскресения Христова и основания христианской Церкви в праздник Пятидесятницы все изменилось. Теперь это не просто формальность, а таинство, во время которого происходит вступление нового христианина в Церковь. В древности всем было совершенно понятно, для чего нужно крещение ребенка. Ведь все общество было религиозным, все ходили в храм, молились, участвовали в таинствах. Можно сказать, что церковная жизнь, ритм религиозных праздников были стержнем всей жизни общества. После революции к любым церковным таинствам стали относиться совершенно по-другому.

Теперь, совершая таинство и обряд крещения младенца, родители сильно рисковали своим общественным положением и даже свободой. Церкви закрывали, а детей в школе активно учили безбожию. Сейчас ходить в храм не опасно, но не все понимают, зачем это нужно. Большинству не ясно, для чего нужно крещение ребенка, для чего приходить в Воскресенье на службу, зачем молиться, нужно ли венчаться.

Есть ли дети, которых лучше не крестить?

(мнение диакона Андрея Кураева, прот. Дмитрия Смирнова и некоторых других священников)

Оказывается, такие дети есть. Младенец - существо безгрешное, но по мере роста грех будет к ребенку все ближе. Верующие папа и мама научат своего ребенка, что такое грех и как его победить. А неверующие родители этого сделать не смогут и не захотят. Они не будут водить его в храм, в воскресную школу (скорее предпочтут бассейн), не объяснят, кто такой Бог и как Ему надо молиться. После крещения малышу предоставляются огромные возможности духовного роста, но он не может их использовать самостоятельно, без помощи взрослых. Если же родители не понимают, для чего нужно крещение ребенка, вообще не знакомы с основами веры, если у крохи нет православных крестных, которые готовы взять на себя его воспитание, эти возможности останутся неиспользованными. Поэтому детей атеистов лучше не крестить. Не все священники придерживаются такого мнения, но оно достаточно распространено.

Так ли все серьезно?

Во время крещения человек напрямую взаимодействует с ангелами и бесами. От бесов он отрекается, к ангелам присоединяется в своем желании служить Богу. Молитвы для крещения, в которых происходит отречение от дьявола, священник читает от лица крещаемого, в данном случае ребенка. Любой православный понимает, что малыш, который отрекся от бесов, должен регулярно причащаться, за него должны молиться родители и крестные. На ребенке должен быть крест, а в комнате, где он живет, необходимо иметь иконы. Все это защитит малыша. Но люди, которые не понимают, для чего нужно крещение ребенка и что происходит во время него, оставляют малыша без защиты. Он крещен, но убежденным христианином, возможно, так никогда и не станет, а за все грехи, которые совершит, он будет давать отчет. Поэтому, возможно, родителям стоит осторожней подходить к вопросу крещения своих детей. Может быть, разумным и честным станет решение не крестить?

Эта ветка на сайте появилась совсем недавно. Крещение - одно из семи таинств церкви. Надеюсь 🙏 когда-нибудь и про другие таинства можно будет отзыв здесь оставить. Особенно хочется видеть про венчание (но до него ещё нам надо дожить и пережить:) А пока крещение...

Пишу тут в основном на детские темы. И эта тема будет не исключением. Т.к. речь пойдёт именно о крещении детей в православной церкви ⛪

Была 4 раза на крестинах.

1️⃣ Первый раз. В начале 90х годов прошлого века. Очень-очень смутно, но помню. Мне тогда было года 4-5. На собственных крестинах. Крестить решила бабушка:) Она была у нас в авторитете в семье. Не смотря на то, что маме в универе преподавали «Научный атеизм» (да! Было такое в советское время, мозг 🧠 промывали так хорошенько). А маму тоже в детстве крестили. Говорит, когда красит яйца: любит сказки и относит себя к «сочувствующим». Мама с папой самостоятельно не покрестила бы меня. Со мною крестили тогда мою сестру, брата, а также много-много ребятишек, возможно, и взрослых. Начало 90х - как раз время массовых крещений. Крестную тоже почти не помню, разок за всю жизнь к ней в гости заходила с мамой. С крещения остались пластмассовые белые крестики. Носили их не долго. Все 3 перепутались - где чей. Парочка лежит у меня. Один из них. к сожалению, треснул (а потом и совсем отломался, склеила). Лет 7 назад купила серебряный крестик. С тех пор ношу его почти постоянно.

2️⃣ Второй раз. 3 года назад. На крестинах племянницы. Ее крестили летом в возрасте 2х месяцев. Она мирно лежала на руках у крестной, возможно даже поспала во время процесса. Обычно в этом возрасте спокойно все проходит, удобно - что ребёнок ещё лёгенький. Особенно для девочек, т.к. их держать крестным мамам - девушкам обычно сложнее держать тяжелого ребёнка. А также вместе с ней крестили 7 разновозрастных малышей. Это была цепная реакция по плачу. Т.к. ребятишек много, то процесс затянулся. Вероятно, много народа было, т.к. лето, июль, многие откладывают крестины на самое тёплое время года.

Один из ребятишек в возрасте около 2х лет очень протестовал. С крестным он не был знаком и был против стоять с незнакомым ему дядькой. Мама малыша еле как выдержала окончания крестин, порывалась забрать малыша до следующего раза, но все-таки покрестили. Так что озаботьтесь подружить своего малыша с будущим крестным, если ваш малыш уже различает своих/чужих.

3️⃣ Третий раз. 2 года назад. На крестинах своего первенца.

Ему также было всего 2 месяца. Были индивидуальные крестины. В небольшом храме при детской больнице, не далеко от которой работает бабушка моего мальчика, которая и взяла на себя все хлопоты по организации крестин. Дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни.

Нам оставалось только найти крестных. Крестные у моего первенца - подруга моя и друг мужа. Беседа крестных со священником проходила перед крестинами. Наш крестный вступил в полемику со священником о важности заучивания молитв/регулярного посещения церкви. Я уже думала нас развернут учить молитвы, но нет. Только дал наставления, поучил уму-разуму. Далее прочитал над мной разрешительную молитву, чтоб мне можно было спокойно присутствовать.

Ну я как обычно в то время разнервничалась и с трудом унимала слезки.

Все необходимые молитвы крестный читал:)

Окунали в воду полностью. Батюшка просил меня вставать рядом, чтоб ребёнку было спокойнее, даже в какой-то момент брала на руки, чтоб не плакал. До крестин я думала, что мальчиков держит только крестный папа, но на крещении и крёстной пришлось тоже не мало подержать малыша.

4️⃣ Четвёртый раз. В июне этого года. Крестины моего младшенького сынульки.

Крестили в той же церкви, что и племянницу (см. пункт #2). К моменту крестин ему уже исполнился 1 годик. Нас все подгоняла крестная/родственница мужа, которая регулярно ходит в церковь и постоянно передает записки на литургии за здравие родных (за некрещёного нельзя). А мы все никак не могли найти крестных. Для моей подруги мой первенец первый и, похоже, последний крестный сыночек, слишком это большая ответственность. С крестным подобная история. Я уже готова была попросить, чтоб какого-либо священника в церкви назначили крестным (да, такое возможно). Но меня вдруг осенило:) вспомнила - мой двоюродный брат как-то носил крестик на груди и, по идее, должен согласиться. Да) Сперва он согласился, но потом сказал, что крестик давно не носит, да и вообще мало посещает церковь. На что я ответила - сходишь на предварительную беседу со священником, а там посмотрим.

Вот инфо с сайта храма:

Таинство Крещения совершается со среды по воскресение в 10.00. По желанию прихожан, оно может быть совершено в другое время, по предварительной договоренности со священником.

Желающие принять Крещение обязаны пройти беседу со священником в любую субботу в 16.00.

На самом деле, беседу может пройти один человек - кто-то из родителей (не важно - крестных или фактических). Но это в той церкви, где мы крестили.

Итак, будущий крестный приехал к нам в гости, подружился с малышом, съездил с мужем на беседу. К сожалению, жена крестного не может быть крестной тому же ребёнку, что муж. Также (я узнавала, спросила у батюшки в той церкви) не может назначаться крестная заочно. Очень хотела быть крестной сыну дочка крестной моего мужа (ага, сложно написала) . Но она живет далеко, не может приехать. Хотя, эта дочка крестной мужа называет своей крестной маму моего мужа, которой также не было на самих крестинах. Как так получилось - подробностей не знаю.

Со слов мужа, что слышали на беседе:

Батюшка сказал, что крещение - это спасение души. Потому-что жизнь коротка, а душа бессмертна, и не крещеная будет мучиться. Все мы умрем. Раз 10 сказал, что все умрем.

В церковной лавке узнал - «добровольное» пожертвование = 2т.руб. с копейками.

Получили анкету, которую дома заполнила (ФИО крещаемого, ФИО родителей и наше вероисповедание, ФИО крестного, естественно, только православной веры).

Еще заодно купили в церковной лавке крестик для крещения.

Наступает день крестин. По условиям - за час до крестин нужно в церковной лавке оплатить, оформить все, отдать анкетку. Мы послали гонца- мужа. Он там на месте все сделал. Выдали ему икону с изображением Иисуса

пару брошюрок:

Молитвослов:

Азы православия:


православный календарик

Дело в том, что у нас сдвинут режим дня. Малыши вставали только часов в 10. Ну в тот день подняла их пораньше, я рассчитывала малышей быстренько покормить и к приезду за нами крестного с женой, уже быть готовыми к выходу. Но я как всегда капуша, все носилась - собиралась, будущий крестный папа докормил своего будущего крестного сыночка и мы, провозившись ещё с ремнями и автокреслами, благополучно опоздали минут на 10-15. Опять я думала, что нас уже не допустят. Каюсь! Каюсь! Когда же я уже начну правильно рассчитывать своё время на сборы:,(Из родственников были ещё родители мужа. Как же было стыдно! И ещё с нашим крестили 3х мальчишек (два помладше нашего, один старше). Одного звали также. И крестили, наверно, тем же святым мучеником. Да и старшего моего малыша тоже святым мучеником. Страшные пытки испытывали эти святые. Как когда про них рассказывать детям? Много вопросов. В общем надо ещё все изучать и изучать.

Еще при рождении человеку даётся ангел-хранитель👼

Многие ошибочно думают, что Ангель-хранитель это святой, имя которого дается человеку при Крещении, но это - заблуждение. Что подтверждает утреннее молитвенное правило - для Ангела-хранителя там есть отдельная молитва.

Также подзывали матерей и прочитали над нами молитву, чтоб мы спокойно присутствовали. Вообще для обряда крещения здесь в церкви отдельное просторное помещение, находящееся в цоколе здания. Посередине стоит купель в форме креста ✝️ . Все родственники проходят налево, а справа проводят обряд.

На этот раз в этой церкви детишки вели себя тихо-мирно. Почти не плакали. Мы своему по случаю даже пустышку в качестве исключения взяли с собой (обычно она живет всегда в кроватке) . Самый маленький после погружения в воду возмущался громко. Нашему голову только мочили. Можно было сразу кофточку поменять, сильно намочилась. Поменяли уже, когда завершили. Ещё была заминка, после омовения. Вот тут как раз и кстати помощь второго крестного (крестной) - удобно полотенце подавать.

И как в прошлый раз (после крещения племянницы) священник сказал:

«Будьте прихожанами, а не захожанами».

Что ещё запомнилось :

Аромат! После крещения малыш ТАК пах, хотелось дышать этим святым маслом (им обмазывают тело в определенных местах) не отрываясь. У старшего уже не помню, чтоб так пахло.

Про крестильную одежду:

  • для первого нам на тот возраст подошёл прелестный белый комплектик, который потом вернули назад (у нас в семье круговорот малышовой одежды).
  • второму малышу одевали белый бодик, потом переодели в белую кофточку - носили потом несколько раз и стирали.

Есть традиция хранить крестильную одежду, не стирать после крещения. Мы этим не заморачивались.

Про крестильное полотенце:

Также существует традиция хранить и не стирать полотенце после крещения. Особенно, если им вытирали святое масло. Есть поверье, что такое полотенце обладает целебной силой. И что для каждого ребёнка должно быть своё.

Как получилось у нас. На крестины бабушка старшему подарила белое полотенце с вышивкой. Мы после омовения не успели одеть подгузник, малыш полотенце «оросил». Я его все-таки решила постирать. И его же взяла на крестины младшему. Теперь лежит хранится.

Что ещё важно:

  • Если даже в повседневной жизни не носите нательный крестик (а стоит) в церковь надеть его очень желательно.
  • Девушкам не забыть - в храме находимся с покрытой головой и юбке ниже колена. И лучше заранее все, что нужно подготовить. Ещё накануне (а не так, как я) . Я на крестинах младшего малыша была в штанах и длинной тунике-рубашке чуть выше колена.Тоже норм вариант.

Все каюсь, но не могу сходить на исповедь. За жизнь так и не сходила. Как набраться силы духа, к кому подойти не знаю, но чувствую скоро дойду) можно лс - кто это прошёл, дайте, пожалуйста, напутственное слово. Хочу быть добрым примером своим малышам и начать ходить с ними в церковь.

Дабы избежать лишней демогогии и разобраться в возникших вопросах. Инфо с православных сайтов:

Зачем нужны крестные:

крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу.

Крестные - это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры.

Нужно ли 2 крестных?

По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников - мужчину и женщину.

Зачем вообще крестить детей?

Что будет, если не крестить ребёнка Последствия такого решения, с точки зрения православия, способны отразиться только на духовной жизни ребёнка. Он:

  1. Не станет полноценным членом христианского общества.
  2. Не сможет принимать участия в таинствах.
  3. Столкнётся со сложностями в молитвах.
  4. С меньшей вероятностью будет спасён, так как крещение - одно из важных условий.

Некрещёный человек ещё не родился для духовной жизни и не очищен от греховной природы.

С другой стороны, ничто не мешает ему в удобное время покреститься осознанно, если возникнет такое желание. Бог готов принять нас в любое время.

Спасибо за внимание! Всем любви и благодати Божией.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.