Религиозные нормы: примеры из жизни. Религиозные нормы: понятие, функции Что такое религиозные нормы

В каждой религии присутствуют свои религиозные нормы, созданные для помощи людям. Через их соблюдение можно обрести просветление и блага в загробной жизни. Все священные книги содержат одно и то же послание: человек должен становиться лучше. Следуя установленным нормам, он получит помощь высших сил, а в противном случае - наказание.

Что такое религиозные нормы

В широком смысле слова так называют правила поведения в повседневной жизни для верующих.

Происхождение понятия

Термин возник для обозначения правил, регулирующих поведение верующих. Все религии провозглашают божественное происхождение социальных институтов и природы, включая каноны, право и государство. Традиционно такие предписания передаются человечеству как священные откровения через избранных пророков (Магомет, Иисус) и формализуются в освященных источниках (Коран, Библия).

Религиозные правила базируются на вере и убеждениях людей, поэтому они не требуют каких-либо логических или рациональных обоснований. Целью предписаний является помощь человеку в выработке «смыслов», позволяющих ему освоиться в мире и найти в нем свое место, а сама религия выступает мерилом «хорошего» поведения.

Значение термина

Это правила поведения, выработанные какими-либо вероисповеданиями. Для верующих они обязательны.

Эти нормы регламентируют:

  • порядок отправления религиозных культов и обрядов;
  • организацию деятельности религиозных объединений;
  • отношение верующих к Богу, к церкви, и друг к другу;
  • отношения верующих с неверующими;
  • порядок богослужения;
  • совершение определенных действий (крещение новорожденного);
  • воздержание от ряда действий (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Основные черты и признаки

В данной группе правил сочетаются черты, присущие обычаям, моральным и корпоративным нормам. Сочетание перечисленных признаков и предопределяет необходимость выделения религиозных норм в самостоятельную группу.

Основные черты:

  1. Разновидность (социальность). Они регулируют социальные сферы, включающие в себя людей, общественные отношения и поведение людей.
  2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании.
  3. Нормативность.
  4. Обязательность.
  5. Санкционированность. Наличие механизмов обеспечения реализации предписаний.
  6. Системность.
  7. Устанавливаются различными вероисповеданиями, то есть являются результатом деятельности разных конфессий.
  8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов, то есть содержат внутренний распорядок религиозной общины.
  9. Живут в общественном сознании.
  10. Имеют локальную сферу действия.


Соотношение религии и права

Истории известны продолжительные периоды времени, когда религ. нормы имели юридическое значение. Они регулировали многие общественные отношения. В настоящее время в некоторых государствах нормы религиозного характера до сих пор координируют различные стороны жизни людей, но в большинстве стран мира церковь отделена от государства, а религ. нормы распространяются только на верующих и не приравниваются к юридическим.

Соотношение норм права и религии отображается в следующих законодательных актах:

  1. Свобода совести и вероисповедания. В частности, Конституция Российской Федерации (статья 14) устанавливает равенство религий перед законом.
  2. Запрещается деятельность религиозных организаций, направленная против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия, а так же деятельность, сопряженная с нарушением прав и свобод граждан, наносящая вред здоровью и нравственности.
  3. В некоторых случаях объединения религиозного характера приобретают статус юридических лиц. Акты, на основе которых объединения осуществляют свою деятельность, определяют их правосубъектность.
  4. Многие религиозные организации являются собственниками молитвенных домов, храмов и другого имущества. Владение, распоряжение и пользование таким имуществом предопределяют нормы права.

Религиозные запреты и дозволения представляют собой элементарные правила человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей, способствуют укреплению правового порядка, организованности и общественной дисциплины.

В России действующий Уголовный Кодекс предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:

  1. Нарушение равноправия граждан на какой-либо основе (статья 136 УК РФ «Нарушения равноправия граждан»).
  2. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием (статья 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»).
  3. Действия, направленные на возбуждение какой-либо вражды и уничтожение национального достоинства (статья 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»).
  4. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение группы людей, выделяемой по какому-либо признаку (статья 357 УК РФ «Геноцид»).

Взаимоотношения между государством и религией определяются сложившимися историческими традициями и уровнем социально-экономического развития страны. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений. В условиях демократии обычно признаются равноправие всех церквей и религий, свобода вероисповедания и совести. Церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

  1. Государство преследует по религиозным основаниям верующих и запрещает любые формы религиозных проявлений.
  2. Государство признает церковь в качестве основы государственной власти.
  3. Государство находится в прямой конфронтации с религией, церковь проводит антигосударственную кампанию.

Статус объединений религиозного характера регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека.


Виды социальных норм

Под социальными нормами понимают общие правила поведения, являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Они складываются исторически и закрепляются в актах. Существуют различные классификации, но наиболее важным является разделение в зависимости от особенностей возникновения и реализации норм.

Правовые

Формально определенные, общеобязательные правила, регулирующее общественные отношения, закрепленные в законодательных актах и обеспеченные государством. Нормы права появились в период возникновения государства.

Социальные назначения и функции:

  • учредительные (основополагающие принципы);
  • регулятивные (регулирующие общественные отношения);
  • охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

Структуре присущи нормативность (единые рамки и единый масштаб) и абстрактность (фиксация наиболее важных черт и признаков). В каждом конкретном обществе существует только одна правовая система.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

  1. Рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение).
  2. Распространяется на персонально неопределенный круг лиц.
  3. Направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений.
  4. Одинаковая обязательность для всех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.


Моральные

Правила, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе, они исполняются в силу привычки и внутренних убеждений.

Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.

Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Подходы к вопросу о происхождении:

  1. Натуралистический (дана от природы, результат биологического развития).
  2. Теологический (дарована Богом).
  3. Социологический (появляется в процессе исторического развития общества).
  4. Культурологический (регулирующий элемент культуры).

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того факта, что жизнь и интересы отдельного человека, «стыковка» общественных и личных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий»);
  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость);
  • нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм, альтруизм - эгоизм);
  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  • высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).


Религиозные

Правила поведения людей, сформулированные в текстах Священных книг либо установленные соответствующими организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм. Существует два подхода к вопросу о происхождении религиозных правил: богословско-теологический (возникли вместе с человеком) и материалистический (продукт человеческого сознания).

Основные функции:

  1. Коммуникативная (обеспечивает общение верующих с Богом и друг с другом).
  2. Регулятивная (упорядочивает деятельность людей).
  3. Интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение или разъединение индивидов).
  4. Культуротранслирующая (развитие определенных основ культуры).
  5. Легитимирующе-разлегитимирующая (узаконивает или утверждает неправомерность институтов, общественных порядков и т.д).


Корпоративные

Правила, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается самими общественными объединениями и внутренним убеждением их членов. Корпоративные нормы возникли с появлением государства.

Общий характер:

  • создаются в процессе организации деятельности людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах.

В программах имеются нормы, в которых содержатся тактика и стратегия организации, ее цели.

  • порядок и условия приобретения или утраты членства в сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организации;
  • порядок формирования и компетенция руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.


Социального этикета

Правила, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (благоприятного, располагающего к общению), складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сферах. Правила этикета возникли с появлением первобытного общества.

Общий характер норм этикета:

  1. Целью правил этикета является приобретение человеком навыков установления контактов с себе подобными.
  2. Эффективное средство «наведения мостов» между людьми.
  3. Призваны показать благожелательное и располагающее отношение. Как правило, в ответ человек получает точно такое же психологическое отношение.
  4. Воспитательное значение.
  5. Часто являются лишь внешней оболочкой отношений между людьми.
  6. У каждого народа существуют свои нормы этикета.


Обычаев

Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание, которое в дальнейшем может быть утрачено, но и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки.

Так, современный человек встречает знакомых рукопожатием. Данный обычай сложился в средневековье при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке. Рыцарей давно нет, но их манера подтверждения и заключения дружеских отношений сохранилась до сих пор.

Данный ролик поможет лучше разобраться в особенностях и разновидностях социальных норм.

Примеры религиозных норм в жизни

Молитва и пост являются основными предписаниями в большинстве верований.

В православии

Молитва является одной из основных норм, присущих православию. Верующему надлежит молиться в храме и дома. Согласно православной традиции, женщины должны покрывать голову платком как знак для ангелов. Платок на голове является символом скромности, готовности соблюдать религиозные предписания.

Пост имеет большое значение в жизни православн ых христиан. Воздержание бывает однодневным (среда и пятница) и многодневным (Великий и другие посты), при этом физический соединяется с духовным. Верующий обязан посещать богослужения, участвовать в таинствах Исповеди и Причащения, воздерживаться от всего, что может рассеять его разум и возбудить чувственность.


В мусульманстве

Обязательные моления в мусульманстве называются намазом. Мусульманин должен молиться пять раз в течение дня. Все намазы должны исполняться только на арабском языке при строгом соблюдении определенных правил. Пост также занимает важное место в жизни верующих (священный месяц Рамадан).

Желающий исполнить данное действие должен придерживаться ряда правил:

  1. Принадлежать к мусульманской религиозной традиции.
  2. Находиться в здравом уме.
  3. Достичь половой зрелости.
  4. Быть физически способным поститься (освобождаются беременные женщины, больные или пожилые люди).
  5. Необходимо воздерживаться от еды, питья, курения все время поста.

Хиджаб в мусульманской традиции символизирует достоинство и чистоту женщины, позволяет увидеть ее внутреннюю красоту. Считается, что он сберегает скромность не только девушек, но и мужчин, охраняя их от ненужных взглядов на женщин.


В буддизме

Для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума. Победив его, буддист может прийти к просветлению и не упасть в пропасть тяжкого страдания и бесконечных желаний. Работа над собой осуществляется при помощи регулярных длительных медитаций.

Основными нормами буддизма для мирян являются следующие:

  1. Вести простую и скромную жизнь.
  2. Сохранять супружескую верность.
  3. Не врать.
  4. Не убивать.
  5. Воздерживаться от употребления наркотиков.
  6. Призыв человека к активным практическим действиям.
  7. Деятельность человека должна быть гармоничной.


В иудаизме

Ярким примером является головной убор под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Постепенно празднование шаббата, ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды) и кипы стали признаками еврея.

Головной убор носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, которые еще пока не должны исполнять заповеди торы.

Женщина в иудаизме тоже покрывает голову, но по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Другое название этого головного убора - ермолка. Ее ношение в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.


Видео

В данном ролике разобраны особенности соблюдения религиозных предписаний на примере молитв в православии.

Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты по мнению верующих имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - это мировоззрение и соответствующее ему поведение, действия, основанные на вере в существование бога (богов) Философский энциклопедический словарь. / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 2004. С. 389., т.е. того священного начала, которое находится за чертой доступного пониманию человека Религия одна из древнейших нормативных систем. Еще в первобытном обществе зародились четыре основные формы религии: тотемизм (вера в сверхъестественную силу животных, очеловечивание их), анимизм (вера в одухотворенность окружающей природы), фетишизм (вера в сверхъестественную силу неживой природы и отдельных ее предметов), первобытная магия (вера в сверхъестественную силу различных ритуалов и действий). Современные религиозные нормы не являются едиными, поскольку их воздействие определяется вероисповеданием человека. Естественно, атеисты не подвержены влиянию религиозных норм.

Зафиксированы религиозные нормы современного общества, как правило, в письменных носителях. К их числу относятся: Библия, Коран, Талмуд, Веды и т. д. Нормы языческих религий, характерных для многих народов Африки и Латинской Америки, не имеют пока письменного закрепления и существуют в сознании верующих. Таким образом, нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Нормы одной религии не распространяются на лиц, исповедующих иную религию. Таким образом, христиане не должны совершать хадж, а мусульмане не обязаны праздновать Пасху, корова, являясь священным животным в Индии, не становится таковой в Китае и т.п.

Религиозные нормы достаточно консервативны, на их формирование уходят столетия и тысячелетия. Однако этот недостаток может рассматриваться и как достоинство: религиозные запреты и требования несут в себе тысячелетний опыт общения людей, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и другом случае в обществе существует особый институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения.

Наиболее опасным нарушением норм права является преступление, в то же время нарушение религиозных запретов - грех.

Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви) или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что, если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.

Религиозные нормы имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители.

Однако следует признать, что главные заповеди большинства мировых религий имеют много общего друг с другом, а также с моралью и правом (“не убий”, “не укради”), что свидетельствует об их общем исходном начале, сформировавшемся в первобытную эпоху.

В современном мире имеется ряд государств, где право и религия теснейшим образом связаны. Речь идет о мусульманском праве и индусском праве, объединяемых в религиозную правовую семью.

В европейских государствах право и религия все больше обособляются друг от друга, но в это обособление не должно приводить к противостоянию. Правовые и религиозные нормы должны дополнять друг друга. Полное разрушение основ религии не принесет пользы праву, поскольку оставшиеся без защиты формировавшиеся тысячелетиями ценности будут либо забыты, либо получат несвойственную им (а посему и малоэффективную) правовую или иную регламентацию.

1.2 Религиозные нормы: понятие, функции

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно.

Религия является регулятором публичных отношений. Устанавливаемые хоть какой религией правила поведения представляют собой особенный вид социальных норм - религиозные нормы, а не компонент нравственности, права либо каких-то других социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения - это только одна из её составных частей. Не считая того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и остальных “священных” книжек характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у почти всех из их индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в каком излагается только правило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы владеют всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, к примеру, заповеди библейского декалога, которые в разных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важная часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в одного бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и других публичных отношений. Заповеди предписывают совсем определенные деяния либо воздержание от осуждаемых религией поступков. Религиозная норма имеет общий характер, который проявляется в последующем.

Во-1-х, религиозная норма выступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другой обстановке, как идеал определенных отношений. Во-2-х, её предписания относятся не к конкретному индивидуму, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретные варианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуют на волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся прежде всего в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся вне сферы действия остальных социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужно делать вопреки требованиям всех других норм вплоть до прямого запрета следовать крайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычая кровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, просит от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, в монотеистических религиях - бог. В “священных” книжках разных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, к примеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.

Но связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не постоянно видна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таковых вариантах о наличии указанной связи свидетельствуют специальные средства обеспечения выполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание заслуги от сверхъестественных сил. Выполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями - церковное наказание. С возникновением страны и права к этому добавляется уголовное наказание за религиозные преступления, а потом и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в вариантах несоблюдения неких религиозных норм.

Функция «значения», является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социологов религии. Религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходит благодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушает надежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло.

И в этом случае жизнь также лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страшное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении.

Религиозное миропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая и способствующая самоопределению человека функция религии особенно сильно действует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религии полагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.

Сакрализуя нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств - очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.

По словам видного современного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов - Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций

Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация...

Взаимосвязь права с другими социальными регуляторами

Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей между нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем...

Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений

Религия - это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом...

Источники права

Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных норм (канонов), которым государство придает общеобязательную силу. Такое закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства с церкви...

Нормы морали и нормы права

Нормы права и религии

Организации как субъекты административного права

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ, Федеральных законах «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»...

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Под обычаями понимают правила поведения людей, которые в результате продолжительного времени входят в привычку и регулируют, таким образом, поведение членов общества, т.е являются привычными или обычным нормами...

Право в системе социального регулирования

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру...

Право в системе социальных регуляторов

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.)...

Правовые и религиозные нормы в Российской Федерации

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей...

Правовые и религиозные нормы: проблемы взаимодействия

Религия определяется как взаимоотношение человека (или группы людей) с предметом (предметами) его поклонения, которое характеризуется определенным мировоззрением и соответствующим поведением и действиями...

Проблемы современной трактовки прав человека в исламе

Для того чтобы разобраться с этой внешней противоречивостью, необходимо выделить в шариате правовую и религиозную основы. Общеизвестно, что жизнь человека в исламском праве регламентируется двумя аспектами. Во-первых, ибадат (араб...

Соотношение норм права и иных социальных регуляторов

Для того что бы в дальнейшем с уверенностью говорить о таком явлении как социальная норма, необходимо для начала разобраться в самом понятии норма. Если говорить о норме, как об общем понятии...

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве.

В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна – основа регулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).

В Республике Беларусь нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь (ст. 31), Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Беларуси на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 26 религиозных организаций. Из них 80% верующих считают себя православными. В Республике Беларусь Рождество Христово объявлено государственным праздником: у католиков – 25 декабря, у православных – 7 января, поскольку они составляют большинство верующих в республике.

Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога.

Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии. Например, предписания Корана – на исповедующих ислам, и т. д. Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет – Бога, а правовые нормы – это нормы, установленные и гарантированные государством.

Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. Они на основании нормативных актов могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.

Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, похоронами, и другие, однако юридического значения они не имеют.

По данным «Всемирной христианской энциклопедии», христианство остается в мире самой распространенной религией. За период с 1900 по 2000 г. число христиан в глобальном масштабе увеличилось с 555 млн (32,2% тогдашнего населения) до 1,9 млрд человек (31% населения). За этот же период число лиц, исповедующих ислам, увеличилось с 200 млн (12,3%) до 1,2 млрд (19,6%). Из других религий наибольшее распространение имеют индуизм – 811 млн, буддизм – 60 млн, сикхизм – 23 млн и иудаизм – 14 млн.

Многие люди верят в нечто великое и разумное, что управляет Вселенной. В разное время и в разных религиях эта высшая сила называется по-разному, однако это не меняет смысла. В христианской религии человек должен соблюдать заповеди, и тогда он может надеяться на то, что попадет в рай. В традиции мусульманства верующий должен жить правомерно, и тогда после смерти он также должен попасть к Аллаху. Что касается буддизма, то в этой религии людям необходимо постигать законы кармы, делать добро. В таком случае через множество перерождений, когда будут отданы все «долги», человек попадает в Нирвану.

Цель религий - улучшение человека

Можно привести немало примеров религиозных норм. В каждой из религий имеются свои пути, которые позволяют достичь просветления, блага в загробной жизни. С помощью этих путей человек имеет возможность прожить благочестивую жизнь, получить заступничество высших сил. Во всех священных книгах, по сути, людям предлагается одно и то же послание - «человек должен становиться лучше». Если же он будет вести себя «плохо», то будет наказан высшими силами, подобно тому, как наказываются малые дети.

Молитва в православии

Одна из основных религиозных норм, присущая, по крайней мере, двум из мировых религий, - это молитва. В мусульманстве верующий совершает намаз. В христианской традиции также обязательно обращение к богу. Молитва, по мнению многих верующих, является бесценным даром небес для человека, позволяющим обуздать беспокойный ум. Она позволяет установить тесную связь между грешными людьми и высшими силами.

При этом в православии верующий человек, которых хотел бы правильно соблюдать эту религиозную норму, должен молиться правильно. Верующий должен молиться дома, а также в храме. Святые отцы учат, что если человек не будет совершать молитвы в повседневной жизни, он не станет ходить и в храм; с другой стороны, тот, кто в стенах церкви читает священные тексты рассеянно, не сможет правильно возносить прошения высшим силам и дома. Именно поэтому выполнение данного примера религиозной нормы по канонам православия должно проводиться и дома, и в стенах храма.

Намаз

Обязательны моления и в мусульманстве. В данной традиции молитва называется намазом, и включает в себя строго определенные телодвижения, сопровождаемые чтением небольших молитвенных формул, а также сур из Корана. Намаз является одним из ярких примеров религиозной нормы. Мусульманин должен исполнять ее пятикратно в течение дня. При этом перед намазом необходимо выполнить ряд обязательных действий - омыть руки и ноги, очистить молитвенное место, привести мысли в порядок. Все молитвы должны исполняться только на арабском языке. Пятикратная молитва чтится всеми правоверными мусульманами как завет, данный человеку самим Аллахом.

Медитация в буддизме

Медитацию также можно назвать примером религиозной нормы в данной традиции. Ведь для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума, в котором и кроется первопричина страданий человека. Победив ум, буддист может прийти к просветлению, а если ему этого сделать не удастся, то он упадет в пропасть бесконечных желаний и тяжкого страдания. Работа над собой в буддийской традиции осуществляется при помощи регулярных, длительных медитаций.

Другие религиозные нормы буддизма

В буддизме есть немало правил. Считается, что, соблюдая их, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Основными нормами буддизма для мирян являются следующие: вести простую и скромную жизнь, сохранять супружескую верность, не врать, не убивать, а также воздерживаться от употребления наркотиков. Большинство из перечисленных норм можно встретить и в других религиозных традициях.

Необходимость трудиться

Буддизм призывает человека к активным практическим действиям. Считается, что если человек не желает трудиться, несмотря на силы и молодость, у него нет никаких шансов стать просветленным. Деятельность человека должна быть гармоничной, не вступать в противоречие с внешним миром. Кроме того, в буддизме существует понятие «счастье богатства». Это ощущение приходит к человеку в том случае, когда он смог ценой тяжелого и длительного труда добыть свое сокровище. Тогда его богатство приносит ему радость.

Труд является также и примером религиозной социальной нормы в православии. Трудолюбие является добродетелью в данной традиции. Считается, что в сочетании с молитвой и постом работа способна освободить верующего от скверны. Благословение на труд было дано богом еще во времена Ветхого Завета, когда Адаму было заповедано «хранить и возделывать сад».

Примером религиозной нормы является труд и в мусульманстве. Труд для любого верующего является ежедневной обязанностью, задачей, поставленной на каждый день. Работа представляет собой не только обязанность всех пророков и божьих посланников; это еще и обязательное условие поклонения высшим силам. Человек обязательно должен трудиться, ведь если он не потратит свои силы на благое дело, то обязательно израсходует свою энергию на нечто скверное.

Воздержание в пище у мусульман

Пост является одним из важнейших примеров религиозной нормы из жизни мусульман. Тот, кто хочет исполнить данное действие, должен придерживаться ряда правил. Во-первых, не принимается пост у того, кто не принадлежит к мусульманской религиозной традиции. Во-вторых, желающий поститься должен быть в здравом уме. Также он должен достичь половой зрелости. Поститься может только тот, кто физически может это сделать. К примеру, освобождается от обязанности поститься пожилой или больной человек, беременная женщина. При условии соблюдения этих условий пост для человека является необходимым. Одним из важнейших постов для мусульман является священный месяц Рамадан. Каждый мусульманин должен держать пост в это время. Необходимо воздерживаться от питья, еды, курения от рассвета и до заката.

Православный пост

В ответ на вопрос «Приведите примеры религиозных норм» можно рассказать и о важности поста в жизни православного верующего. Воздержание в православной церкви бывает однодневным и многодневным. К первой категории относится пост по средам и пятницам. К многодневным постам в первую очередь относят Великий пост. При этом физический пост должен соединяться с духовным. Верующий человек обязан воздерживаться от пустых разговоров, ненужных зрелищ, от всего, что может возбудить его чувственность и рассеять разум.

Соотношение религии и права

Религиозно-правовые нормы - это исторически сложившаяся форма правовых норм, источником которых является воля высшего создания (божества), которая выражается в священных текстах. Вся совокупность религиозно-правовых норм, базирующаяся на религиозном праве, носит название религиозно-правовой семьи. Есть немало примеров, как соотносятся религиозные и правовые нормы. Как правило, соблюдение первой категории предписаний не является принудительным. Человек исполняет законы своей религии по желанию. Однако в некоторых случаях правила, относящиеся к обеим категориям, совпадают, и являются обязательными для исполнения. Примером религиозной нормы права может быть запрещение воровства или убийства. Как светское право, так и религиозное, предусматривает наказание за эти деяния. Есть также и государства, где законы религии совпадают с законами государства. К примеру, это Саудовская Аравия, некоторые мусульманские страны.

Ношение головного убора в православии

Тем школьникам или студентам, которым нужно назвать 3 примера религиозных норм, необходимо выбрать для себя любые предписания из той или иной конфессии. Например, практически в каждой религии одной из важнейших норм является запрет на убийство, воровство. Также ярким примером подобной нормы является обязательность ношения головного убора в храме для православных женщин и ношение хиджаба для мусульманок.

Согласно православной традиции, женщины должны носить платок в знак для ангелов. Также головной убор символизирует покровительство мужчины над женщиной. Когда-то ношение платка было принято только для замужних женщин. В православной семье женщина - это образ церкви, а мужчина - это образ Христа. Смысл ношения платка заключается в том, чтобы показать духовную красоту женщины. Покрытая платком голова является символом скромности, готовности соблюдать религиозную норму.

Хиджаб

В мусульманской традиции хиджаб символизирует чистоту и достоинство женщины. В действительности, данный вид одежды зародился еще до возникновения исламской религии. Девушки и женщины в Месопотамии носили платок, чтобы подчеркнуть свои социальный статус. Так богатые и уважаемые дамы отличались от тех, кто принадлежал к среднему классу. Сейчас большая часть мусульманок начинает одеваться в хиджаб по достижении половой зрелости. Данный тип одежды символизирует приверженность мусульманской традиции, определяет статус женщины в общении, свидетельствует о почтении своей веры. Считается, что хиджаб позволяет сберечь скромность не только девушкам, но и мусульманским мужчинам, охраняя их от ненужных взглядов на женщин. Таким образом, хиджаб позволяет видеть внутреннюю красоту мусульманки, а не внешность.

Головной убор в иудаизме

Иудаизм не относится к самым крупным мировым религиям, однако в нем можно также найти немало примеров религиозных норм. Например, ношение головного убора под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Головной убор символизирует послушание высшим силам и смирение. Постепенно ношение кипы стало признаком еврея -точно также, как и празднование шаббата или ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды).

Кипу носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, который еще пока не должен исполнять заповеди торы. Ответственность за это целиком и полностью лежит на его родителях. Женщина в иудаизме также должна носить головной убор, однако по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Если же они не закрывают их, то это расценивается как нарушение скромности.

Другое название кипы - ермолка. Ношение данного головного убора в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Если в христианской традиции мужчина не должен покрывать голову, то в иудейской - наоборот. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.