Службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. Поминовение усопших домашняя лития молитва Чем отличается лития от панихиды

Данное слово происходит от греческого паннихис (всеночная) и представляет собой последовательное сочетание молитв и действий, составляющих богослужение в память об усопшем

Для многих из нас слово панихида является чем-то до боли знакомым: мы часто слышим это слово применительно к умершим и церкви, однако немногие могут точно сформулировать его значение. Между тем оно довольно простое. Панихида по усопшим - это церковное богослужение, представляющее собой заупокойные молитвы и песнопения, произносимые в определенной последовательности, т.е. заупокойное чинопоследование.

Слово чин в данном случае означает изложенный в Требнике строгий порядок, в котором читаются молитвы. Также согласно Требнику, панихида должна проводиться в церкви, однако это необязательное правило часто нарушается, и молитвы читаются в доме усопшего или на его могиле.

Перечень и порядок молитв представляет собой последование панихиды. Первой в ней идет начальная молитва, которую продолжают Псалом 90, Великая ектения и остальные молитвы.

Панихиду по усопшим нередко путают с отпеванием , которое также представляет собой заупокойное чинопоследование. Различие состоит в том, что из панихиды исключены некоторые молитвы отпевания, а проводится оно не однократно, а в различные дни - на первый, девятый и сороковой день смерти, а также в любую памятную дату, связанную с усопшим. Это может быть не только день смерти, но и, например, день рождения усопшего.

Кстати, еще одним необязательным правилом является использование колива (кутьи). Панихида в церкви обязательно включает в себя эту церемонию. Коливо вместе с другими съедобными приношениями устанавливается на канун, а после панихиды священник читает над ним Отче наш и благословляет его.

Заупокойная лития - это укороченный вариант панихиды, которая, согласно церковным канонам, может совершаться вне храма - в доме усопшего или на кладбище. Кроме моления об умершем лития может совершаться во время стихийных бедствий или катастроф, а также в память о пострадавших в них.

Вселенская панихида - это богослужение, совершаемое в особые дни, Вселенские родительские субботы. Согласно церковным уставам, их всего две - Мясопустная и Троицкая. Отмечают их перед Мясопустной неделей и перед праздником Святой Троицы. Вселенская в данном контексте означает общецерковная, а под словом родительская подразумеваются не только родители, но и все усопшие предки. Наконец, суббота - это день покоя, как нельзя лучше подходящий для поминовений.

Кстати, Родительские субботы могут быть не только вселенскими. Существуют Родительские субботы, отмечаемые во вторую, третью и четверную субботы Великого Поста, а также три Частные Родительские дни: Радоница , День памяти православных воинов и Дмитриевская суббота.

Согласно христианским заповедям, смерть человека и его погребение не прекращает отношений между живыми и мертвыми. Эти отношения продолжают молитвенные поминовения усопших. За гробом жизнь не прекращается, а умершие продолжают иметь общение с живыми через Бога.

В подтверждение хотелось бы привести известную цитату из Библии:

«… Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»
Лк. 20, 38

Так сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.

В заключение хотелось бы привести ответы на несколько самых типичных вопросов относительно панихиды:

Что такое гражданская панихида и чем она отличается от церковной?

Строго говоря, такого понятия, как гражданская панихида, не существует. Произошло своего рода заимствование, при котором церемония светского прощания с усопшим - возможно, для краткости - получила такое странное название. С христианской же точки зрения, понятие гражданская панихида лишено всякого смысла.

В чем отличие панихиды от литии и отпевания?

Заупокойная лития - это краткое моление, совершаемое на могиле или в жилище усопшего или его близких. По составу молитв лития представляет собой финальную часть панихиды.

Отпевание, как чинопоследование, совершается однократно, в день погребения или на третий день после смерти. Панихида по усопшим может проводиться многократно, как до, так и после погребения.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

Неусыпаемая псалтирь

Сорокоуст о упокоении

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

Молитва об упокоении

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Свеча о упокоении

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Сорокоуст о упокоении

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида - это не самое главное.

Лития́ (от греч, λιτή, усердное моление) – в православном в современной практике:

  • часть накануне праздников, следующая за , начинающейся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Содержание молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.
  • краткий чин панихиды, установленный для моления об умершем при выносе его из дома, а также при церковном поминовении о нем во всякое другое время.

«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».

***

Сущность и значение Литии

Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ , усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.

Святитель говорит:

«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение - удалением из храма - нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Наконец, в литии исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир - в собственном смысле - или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.

Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынешние литии перед литургией - остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени - прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.

Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.

Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».

Выход этот - настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.

Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время:

«Тем же Христе Боже преставльшагося раба Твоего Евгения упокой яко человеколюбец…»
«Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
«Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшему рабу твоему ……. и сотвори ему вечную память!»


Слово «лития» (от греч. lite – моление, просьба) обозначает в православном церковном богослужении:

  1. часть всенощного бдения
  2. особый род моления об усопших православных христианах. Она совершаться в храме или в другом месте.

Из истории нам известно, что по случаю общественных бедствий, постигавших Византию, совершалось усердное моление, которое получает название лития. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен » (см. Новая скрижаль, ч. II, гл.1).


По мнению Михаила Скабаллановича (составителя Толкового Типико́на – Богослужебного устава), Церкви известно 4 вида литии:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;

в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

Все эти виды литии объединяет то, что они совершаются с исходом либо в притворе, либо вне храма. Это необязательная и неосновная (как например полиелей ) часть Богослужения.


Литии на всенощном бдении в нашем храме совершаются по великим праздникам. По старинным Богослужебным уставам исхождение на литию совершалось по правилам входа с кадилом с добавлением особых молитв. Позже в Служебнике Петра Могилы мы находим, что после прошений священник поминает, если хочет, живых и усопших.

Главной целью является выражение молитвы не только словами, но и движением - удалением из храма - нашего недостоинства молиться в нем – «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну » - говорит святитель Симеон. Потому и несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных », то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы ». Отсюда и ещё одна цель – общая молитва не могущих стоять за богослужением в храме людей и духовенства. Таким образом, для стоящих в притворе лития символизирует то же, что вход с кадилом для стоящих в самой церкви, то есть, что Господь наш Иисус Христос «Свете Тихий» сошел к нам долу, что и недостойные молиться вместе с остальными верующими могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их; так как раньше с духовенством в притвор исходили все верные, то с другой стороны, такое исхождение в место для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. Стоит вспомнить, что в древности в притворах храма хоронили благочестивых людей, потому духовенство и исходило в притвор во время праздничного Богослужения на литию, дабы и усопшие верные христиане были соучастниками торжества.

Особый вид литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе тела, на кладбище, также по желанию родных, но такое моление не соединяется с литией, совершаемой на праздничной службе.

Подготовил Михаил Шестопалов

С возрождением духовности и веры в социуме всё больше вопросов возникает у вновь обращённого христианина по поводу правильной молитвы, порядка проведения богослужения. Посещая храм по воскресеньям и праздникам, прихожанин обращает внимание на чтение священником молитв, задумывается над смыслом и содержанием. Часто, находясь возле Храма в праздничные дни, можно услышать от беседующих вновь обращённых прихожан: «Сегодня батюшка какую-то литию читал. Лития - что это такое?»

Наследие Святой Земли

Святая Земля, по которой ходил Иисус, положила начало многим традициям православной церкви. Иерусалим донёс до современного христианина достаточное количество возможностей для спасения души, так как является тем место в мире, где был распят Христос, положен во гроб… Именно из этого места и пошла традиция верующих идти шествием. Изначально это было хождение в Иерусалиме по тем самым местам, где события, происходившие более 2000 лет назад, в корне изменили мировосприятие человечества и наложили отпечаток на новые поколения. Так как по святым местам шли, как правило, искренне верующие христиане, то сопровождали своё шествие они молитвенным пением, что и названо было впоследствии «литией». Причин для совершения таких литий было две: во время бедствий, эпидемий или войн совершались шествия верующих, вторая причина - большие во время которых посещаются святые места и верующие поклоняются им.

Современное исполнение шествия - литии

В современном православии также присутствует лития. Что это такое, становится понятно православному уже из перевода этого слова с древнегреческого - «усиленное моление». Лития - это всегда шествие, как правило, «исхождение» из Храма. В современных традициях православной Церкви лития выглядит следующим образом: в момент совершения ее священники «исходят» из алтаря, отходя от него как можно дальше. В храмах Иерусалима выходили вообще за пределы, но в современном исполнении это сделать нелегко, поэтому и ограничиваются просто отхождением от алтаря. По времени лития совершается только на великой вечерне. Содержание этого моления - усердная молитва, неизменяемые тексты, поэтому произносится священником.

Отличия литий, произносимых в разных храмах

Иногда верующие, не являющиеся прихожанами одного конкретного храма, обращают внимание на то, что в текстах литий слышны разные слова. Происходит это потому, что первой поемой на литии является стихира самого храма, следовательно, в храме Успенском, первой будет стихира, взятая из службы Успения, в храме Покровском - из службы Покрова. В зависимости от того, какой храм посетил верующий, такую стихиру первой он и будет слышать. Особенное внимание уделяется литийным прошениям, произносимым на части службы под названием «лития». Что это такое, становится понятно православному человеку по произносимым многократным воззваниям «Господи, помилуй». Третьим этапом литии священник произносит молитву главопреклонения, после чего происходит возвращение в храм.

Место усиленной молитвы в принятии Православия

Усиленная молитва - лития, совершаемая на великой вечерне, - имеет необыкновенную силу. Всенощное бдение, сопровождающее проведение чина литии, подразумевает отказ от отдыха, неутомимое бодрствование ради молитвы. Любое отречение от своих нужд и желаний во имя Господне приближает верующего к Богу, поэтому литийные прошения имеют особый смысл в содержании праздничного богослужения. прихожан в этот момент достигает небывалой объединяются единой идеей, одним духом, ибо истинно сказано: «Там где двое или трое во имя Моё, там и я среди них…». Коллективная просьба о помиловании подразумевает прошение не столько о личных нуждах, сколько о мировых. Во время Пасхальной праздничной литии проводится благословение хлебов, обычное воскресное всенощное бдение не предполагает этого.

Самостоятельная молитва-лития мирянина

Литию православный христианин может слышать не только в храме, Церковь подразумевает также произнесение чина литии дома и на кладбище. Читается лития самим верующим по усопшим родственникам. После отхождения души после смерти она особенно нуждается в молитвах христианина. Церковь говорит о том, что вместо спиртными напитками необходимо читать молитвы, в том числе и чин литии. По просьбам живых, умершему человеку будет легче проходить мытарства, по молитвам родственников облегчено будет пребывание души на том свете. Лития, совершаемая мирянином, читается дома и на кладбище, является упрощённым, более коротким вариантом существующего православного чтения в храме во время богослужения. Считается, что умерший человек уже не может сам себе помогать, так как не в состоянии делать добрые дела и молиться, он может только желать наших молитв за своё спасение. Живущие родственники могут помочь душе умилостивить Господа по молитвам их. Несложный текст «домашней» литии доступен для чтения, но это всё равно делает такую литию «усиленным молением». Лития на кладбище, как и лития дома, читается из требника, также все тексты для этого чина есть в православном молитвослове.

Мощное оружие верующего христианина

Самым действенным оружием в борьбе с силами зла у верующего христианина является молитва. Святые старцы говорили, что когда православный человек читает молитву.ю «лукавый» отбегает от него на несколько метров и боится приблизиться. Помощь усопшим предкам также в силе молитвы, действенным оружием для души является лития. Что это такое для живых и усопших, понятно из того, какое значение уделяется литии на праздничных богослужениях и молениях за умерших предков: «..душа его во благих водворится, и память его в род и род». Старец Николай Сербский утешал родственников умерших людей тем, что молитва - это общение с Господом, а молитва за умерших - это и общение с усопшими, просьба за них, что приближает нас к дорогим людям. Поэтому лития, совершаемая за усопших, имеет особый смысл и не только христианский, но и психологический подтекст.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.