Вопросы философской антропологии.

1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле - уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

Солнце - звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

планеты Солнечной системы - имеет средние размеры и уме-

ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца - 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 - 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в выжженную пустыню, а если бы на 10 - 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

Земля имеет атмосферу - особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот - вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие;

Земля имеет воду - также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:

Литосфера;

Атмосфера;

Гидросфера;

Биосфера.

Литосфера - (с греч. - каменная оболочка) - верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Литосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

Создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится расплавленная масса - магма и в центре - железное ядро);

Содержит в себе полезные ископаемые;

Имеет особый органический слой - почву, создающую условия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера - газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

Защищает Землю от влияния открытого космоса;

Предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

Содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) - вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды - другого обязательного для жизни природного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше - так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие всего 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океанов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

Благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

Вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма человека составляет вода);

Вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой обитания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

Существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океанов перешла на сушу.

Биосфера - сфера существования живых организмов ("оболочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

всю литосферу и гидросферу;

Нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

Подземные слои - до 10 км вглубь, включая 0,5 - 1 км под дном океана.

Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосфера - целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов растений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных - морские.

4. Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей общества современные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

Антропосферу;

Социосферу;

Биотехносферу.

Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.

Социосфера - область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера) - область распространения технического влияния человека и человечества.

5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потреб-

ностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим возникает экологическая проблема - проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

Истощение недр - на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

Уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

Вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

6. В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии - охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("философов жизни человека") - Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

Современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

Растет урбанизация - большинство людей в настоящее время проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень боль-

больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

Человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства - мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

Задача социальной экологии - максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения, которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

Рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

При росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической массе", "пороге" населенности, то есть каково максимальное количество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

Проблема качества населения - хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазвитых странах, где наблюдается высокая рождаемость - 8 - 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону - в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

Высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

Граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Пакистан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населения заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазвитости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 - 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

На момент начала нового летосчисления от рождества Христова - 230 млн.;

1000 год - примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось - возросло меньше чем в 1,5 раза);

1850 г. - 1 миллиард;

1930 г. - 2 миллиарда;

1976 г. - 4 миллиарда;

1987 г. - 5 миллиардов;

2000 г. - 6 миллиардов;

2025 г. - 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время

наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося увеличения населения со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог может быть достигнут уже к 2150 - 2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

Заняться решением экологических проблем;

Уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

Из видеоурока «Общество и природа» вы узнаете о том, что такое ноосфера, какие природные факторы влияют на природу, почему есть материалисты и какие взгляды они имеют. Преподаватель объяснит термин «экология», расскажет о его истории. Также вы поймете, каким образом общество влияет на природу.

Тема: Общество

Урок: Общество и природа

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – «Общество и природа». Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.

Давайте для начала определим, что мы называем природой. Так же, как и в случае с обществом, есть два определения природы – в широком и в узком понимании.

В широком смысле природа – это Вселенная, весь материальный мир. В узком природой называется та часть объективного мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни. В узком смысле слова природой называют биосферу. Этот термин в 1875 году ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс.

Точно так же, как общество, природа является саморазвивающейся системой. Ее частями являются литосфера, гидросфера и тропосфера (рис. 1). Природа постоянно развивается.

Рис. 1. Структура биосферы

Отношение к природе в истории общественной мысли неоднократно менялось. Для античной философии характерна идея гармонии человека и природы как живого, одушевленного и упорядоченного Космоса.

В средневековой Европе господствует концепция ущербности природы как результата грехопадения человека. Бог и природа противопоставлены. Природа – последнее, низшее звено лестницы.

Мыслители эпохи Возрождения вновь отождествляли бога и природу. Такая концепция называется «пантеизм».

В раннее Новое время был выдвинут лозунг «Назад к природе», который был популярен по политическим и этическим причинам. Французский философ Жан-Жак Руссо (рис. 2) считал, что наиболее естественен природный человек. В XX веке эту идею восприняло движение «зеленых».

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время появилось так называемое преобразовательное понимание природы, выраженное во фразе «Природа – не храм, а мастерская». Но с этим были согласны не все.

В XVIII веке шведский биолог Карл Линней (рис. 3) в своем труде «Система природы» вводит человека как особый вид homo sapiens. Американский физик и социолог Бенджамин Франклин (рис. 4) дает определение человека как «животного, делающего орудия» (toolmaking animal), а Чарлз Дарвин создает теорию эволюции, согласно которой человек является неотъемлемой частью природы.

Рис. 3. Карл Линней

Рис. 4. Бенджамин Франклин

В XX веке появилась концепция «ноосферы» – «царства разума». Термин ввел в 1927 году французский ученый Эжен Леруа, а его популяризатором и самым известным сторонником теории ноосферы стал В. И. Вернадский.

Кстати, нередко теорию ноосферы поддерживали философы, взгляды которых трудно назвать материалистическими. В середине XX века одним из активных сторонников этой теории был теософ Пьер Тейяр де Шарден.

Как бы мы ни воспринимали человека – как часть природы или как ее антитезу, – все равно мы признаём, что природа и общество влияют друг на друга. Существует специальная научная дисциплина экология. Так называют сложное объединение научных дисциплин, исследующих взаимодействие живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой.

Этот термин был введен в 1866 году одним из последователей Ч. Дарвина, немецким зоологом Эрнстом Геккелем (рис. 5), который определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде. Мы с вами, конечно, говорим в первую очередь не просто об экологии, а о социальной экология – дисциплине, лежащей на стыке естественных, технических, гуманитарных и общественных наук.

Рис. 5. Э. Геккель

Как общество влияет на природу? Оно:

Изучает и использует природу, постоянно расширяя объем и пределы ее использования;

Влияет на структуру окружающей среды;

Влияет на восстановление природы.

Природа, в свою очередь:

Дает средства к существованию;

Влияет на размещение производительных сил;

Влияет на развитие общества;

Может уничтожать результаты человеческой деятельности.

Конечно, степень зависимости общества от природы в процессе развития сокращается. Первые попытки преобразования природы в виде строительства каналов древние египтяне и жители Месопотамии предпринимали еще в IV тысячелетии до нашей эры.

Однако следует учитывать, что природа остается важнейшим фактором общественного развития. Об этом и других факторах социального развития мы поговорим в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Премия Дарвина

Как известно, Чарлз Дарвин считал, что человек и обезьяна имели общих предков. Некоторые наши современники совершают столь идиотские поступки, что иногда кажется, что животные умнее человека.

Таким людям, которые совершили самые идиотские поступки с летальным исходом для себя, присуждается Дарвиновская премия. Среди лауреатов – человек, который попытался распилить гранату; преступник, который спрятался от полиции, перебравшись через стену тюрьмы. В 1982 году премию присудили пожилому американцу, который решил полетать на 50 метеорологических шарах, правда, остался жив.

Владимир Иванович Вернадский

Говорят, время энциклопедистов прошло. Но был в истории нашей страны в ХХ веке ученый, которого часто называют последним энциклопедистом.

Это Владимир Иванович Вернадский (рис. 6). Философ, ученый-геохимик, он был одним из создателей и лидеров партии кадетов, входил во временное правительство Керенского в должности заместителя министра. Организатор и первый президент АН Украины, основатель и ректор Таврического университета.

Рис. 6. В. И. Вернадский

Условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу: всеобщее равенство, демократия, выход в космос, открытие новых источников энергии, прекращение войн.

Природа мстит человеку?

Нередко кажется, что природа как бы мстит человеку. Катастрофы следуют одна за другой. Но подобные катастрофы бывали и раньше.

В 1883 году произошло извержение вулкана Кракатау (рис. 7), которое практически уничтожило остров. Если до извержения это была гора высотой в несколько сотен метров, то теперь это три острова, разделенные морем (рис. 8).

Рис. 7. Вулкан Кракатау

Рис. 8. Кракатау после извержения

Но это не означает, что люди никак не влияют на подобные катастрофы. В 1980-е годы в СССР была предотвращена возможная катастрофа, вызванная предполагаемым поворотом сибирских рек в Среднюю Азию. Сегодня аналогичный проект реализуется в Китае.

Литература к уроку:

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

В двух основных смыслах. В широком смысле - это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле - это совокупность материальных систем, которая относительно противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять.

Общество - это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является.

Во-первых, человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции.

Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой.

В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы.

В-четвертых, как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития.

В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком.

Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда». При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь.

Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье , Г. Бокль , Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом». Согласно им именно географические условия (климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов) оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни.


Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых, не является определяющей и, во-вторых, исторически меняется.

Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая характеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. При этом культура включает в себя как вещественно предметные и духовные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные способности и возможности, являясь показателем развития творческих сил общества и человека.

Во многих современных определениях культуры высказывается мысль, что культура - спееифический способ развития социальной жизнедеятельности человека, представленный в продуктах материальной и духовной деятельности. Однако культура включает в свое содержание не только деятельность и ее результаты, но также их оценку человеком, как и оценку собственных творческих способностей сквозь призму своих идеалов, целей, установок. Таким образом, ценностная ориентация является важным компонентом культуры.

Культура - сущностное, родовое качество человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим базисом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой жизнедеятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни. При этом, используя свой потенциал, человек не только производит культурно-предметный мир, но одновременно созидает и развивает самого себя, выступая тем самым как творцом культуры, так и ее творением.

В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальную и духовную. Первая связана с предметно-практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает формы, способы и результаты деятельности по созданию духовных ценностей, проявляя себя в науке, образовании, искусстве, нравственности, различных формах художественной деятельности и т.д.

Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность науки, системы образования, других видов духовно-творческой деятельности). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными, нравственными и художественными характеристиками производителей.

Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями,ставят между ними знак равенства. Однако такое отождествление вряд ли можно считать правомерным, ибо в этом случае полностью из культуры исключается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством.

Общества нет там, где нет культуры (как, впрочем, и наоборот). Как культура, так и общество - целостности надбиоогические, их основа - единство культурных норм. В культуре аккумулируется накопленный человечеством опыт жизнедеятельности. Благодаря приобщению к ней происходит усвоение данного опыта. Так люди включаются в систему общественных отношений.

Опыт человеческой жизнедеятельности осваивается каждым новым поколением людей в упорядоченной и организованной форме, как определенная программа. Однако деятельность человека не является автоматическим, бессмысленным воспроизведением уже имеющегося опыта. Культура не навязывается индивиду, а усваивается им, а будучи усвоена, служит основой его будущей деятельности, в том числе и по производству новых форм культуры.

Осмысление культурного опыта находит выражение в определенных идеях. Они составляют смысловой пласт культуры, ту ее часть, которая содержит ответы на вопрос «для чего» осуществляется деятельность. Они выступают в форме общественного и личного идеалов, становятся внутренними мотивами деятельности людей.

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

1. О природе и сущности человека

Человека изучают много областей современной науки: антропология, анатомия, физиология, психология, педагогика, юриспруденция и др. Философия в этом цикле человековедческих дисциплин играет особую роль, давая синтетическую картину человека и выделяя понятия природы человека и его сущности, являющиеся центральным для философской антропологии, т.е. области философии, направленной на постижение феномена человека. Эти два понятия, на первый взгляд, близки между собой, однако различаются в философской антропологии .

Говоря о природе человека, мы прежде всего стремимся постичь отличия человека от естественного бытия и, прежде всего, от животных. При этом и бросается в глаза двойственность человеческой природы, в связи с чем она характеризуется в современной философии как биосоциальная. Ведь будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. Он принадлежит к разным мирам одновременно - природе и обществу, телесному и духовному.

Двойственность человека, его принадлежность одновременно и к миру природы, и к миру общества, осознавалась уже на ранних этапах человеческой истории в понятиях «тело» и «дух». Каждая эпоха по-своему понимала их специфику. Это имело огромное значение для осмысления таких явлений в жизни человека Жизнь, Смерть, Болезнь, Страх, Вера, Эрос, Эти понятия относятся к экзистенциальным сущностям человеческой жизни.

Строго говоря, в человеке можно выделить три автономных пласта: биологический, психический и социальный. Биологический выражается в физиологических, генетических, нервно-мозговых и некоторых других процессах, идущих в организме человека. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Социальное основание человека выделяет тип его взаимосвязей в обществе, исторические типы личности, межличностные контакты. Ясно, что ни один из этих аспектов по отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности..

Как биологическая единица человек представляет собой организм. Однако человек есть не только организм. Он субъект разнообразных социальных отношений! Но исследуя его лишь как социальную единицу, мы потеряем его связи с природой, Космосом, Универсумом. Организм и личность - две нераздельные стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к истории человечества, к культуре.

Понятие же сущности человека выражает то, что определяет его основное качественное отличие по отношению к этой действительности. В истории философии в качестве таковой рассматривались и разум, и речь, и мораль, и целый ряд других особенностей человека как рода. Однако все они не даны человеку с рождения, а являются, результатом общественной жизни человека, его «вхождения» в систему общественных отношений, появление и развитие которых связано с переходом наших животных предков от приспособительного к практической, преобразовательной деятельности и ее дальнейшим историческим развитием. Это и нашло свое отражение в Марксовом определении сущности человека как совокупности (ансамбле) всех общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи.

Преобразуя окружающую его действительность, человек создает «вторую», очеловеченную природу - мир культуры. При этом он проявляет себя как разумный и свободный, ибо способен действовать «по меркам любого вида» и творить не только по законам целесообразности, но и по законам красоты.

Разумеется, в каких-то частных исследованиях может быть допущено известное смещение акцентов анализа в сторону либо биологического, ибо социального начал в человеке, но в целостном философском анализе его природы и особенно сущности следует исходить именно из единой основы человека. В противном случае наблюдается явный крен в сторону абсолютизации биологической составляющей человека (биологизаторские концепции) или социальной его составляющей (социологизаторские концепции).

Примером тенденции к биологизаторству могут служить работы австрийского психотерапевта Зигмунда Фрейда , который выделил три основных пласта структуры личности и психики человека: первый, самый мощный (ОНО) находится за пределами сознания, сохраняя прошлый опыт, биологические влечения и страсти, неосознанные эмоции (бессознательное). Здесь доминирует половой инстинкт (Эрос), как созидающее начало, и неосознанное влечение к смерти (Танатос) - разрушающее начало.

На этот базис надстраивается слой ЭГО (Я), включающий сознание конкретного человека. Третий пласт - СУПЕРЭГО (сверх-Я) - выработанные в обществе идеалы, социальные нормы, правила и запреты. В ответ на греховные неосознанные побуждения ОНО терзает Яупреками, чувством вины. Как видно, идеи З.Фрейда не лишены смысла, они верно затрагивают малоисследованные слои человеческой психики, мотивации поведения, однако сама мысль о первичности и управляющей роли бессознательного в человеческом поведении является малообоснованной.

Другая крайность - социологизаторство - в немалой степени была представлена в учениях французских просветителей XVIII в., рассматривавших человека как продукт общественных обстоятельств и воспитания. На практике (и это хорошо было видно в нашем недавнем историческом прошлом) такое понимание закономерно приводило к излишнему увлечению процессами воспитания человека в определенном направлении, преувеличению роли общественного воздействия на него при явно недостаточном внимании к проблемам нормального биологического и психологического развития людей.

Некоторые философы приписывают такой подход и марксистской концепции человека, Однако К. Маркс сам подверг резкой критике его за непонимание активной роли самого человека в своей самореализации. Он отмечал при этом, что его представители не понимают или забывают, что обстоятельства изменяются самими людьми, а воспитатель сам должен быть воспитан.

Обосновывая марксистскую диалектико-материалистическую концепцию социальной сущности человека, следует обратить внимание на то, что, признавая действительную сущность человека в его общественной жизнедеятельности, не надо забывать, что «бытие людей есть результат того предшествующего процесса, через который прошла органическая жизнь» (Маркс).

В современной философии нет существенных разногласий по этому Марксову положению. Большинство ученых согласны и с тем, что развитие, как общества, так и человека в нем идет главным образом по законам не природным, а социальным, Поэтому сущность, как, впрочем, и природа человека, несомненно, социальны. Однако при этом нужно обязательно подчеркнуть, что социальное ни в коем случае нельзя понимать как нечто, хотя и вышедшее из природного, но в дальнейшем обособившееся от него, самодовлеющее и мистифицированное.

Иначе говоря, как какие-то, существующие вне деятельности реальных людей и господствующие над ними общественные отношения. Такое понимание действительно требует особого учета биологического фактора при анализе природы и сущности человека, поскольку в нем явно просматривается социологизаторский подход. Но дело состоит в том, что сами общественные отношения есть и результат, и форма деятельности живых людей, преследующих свои цели и удовлетворяющих свои многообразные потребности. В числе этих потребностей генетически первичную и содержательно далеко не последнюю роль играют потребности человеческого организма.

Социальное, таким образом, следует понимать как высший из известных на сегодняшний день уровень развития материи, в котором «снимаются» все низшие, в том числе и биологический, выступающий необходимой предпосылкой и важнейшим условием существования и развития социального.

2. Предназначение человека, его ценности и смысл жизни

По этой проблеме существует два принципиально различных решения. Первое - объективистское. В его основе лежит представление о изначально непоколебимом Миропорядке, в котором уже заранее предначертаны все акты любой общественной и личной судьбы. Миром управляет Бог, Дух, Разум, законы Природы и т.д., а человек должен лишь осознавать это и найти «зазор» для относительной своей самостоятельности, которую он и будет считать свободой. Второе решение - субъективистское. Оно во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество.

В «чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции. В реальной же жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром субъективных творческих потенций. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект и как субъект, как уникальное и неповторимое создание и природы, и общества.

И.Кант сформулировал три основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?

Человек не имеет заранее определенной жесткой программы своей жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными, правовыми и другими запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе ответственности и совести. Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, создает мир идеалов и ценностей.

Ценности - это значимые для людей объекты. Ценностное отношение формируется в процессе производственной деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей, идей. Основной ценностью при этом выступает сам человек при всем многообразии его жизни и деятельности. Вещи являются вторым феноменом мира ценностей. Но сами по себе, в ценностном отношении они нейтральны, ибо ценностное отношение к возникает всегда в том или ином социальном контексте. Идеи относятся к сфере духовных ценностей, составляя ее основу.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Моральные и эстетические ценности считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей: гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Система наивысших для человека ценностей, определяющих его отношение к миру, реализующееся в поступках, и составляет смысл жизни . Содержание смысла жизни человека не остается неизменным, оно не может не меняться с возрастом, с ростом опыта и знаний и даже общественного положения. Оно не остается стабильным и с позиции общественной его оценки, в том числе и в истории. В разных типах культур давался разный ответ на вопрос: в чем смысл жизни человека?. Для одних, это постижение Бога и таинств, для других - общественное служение, для третьих - забота о ближних...

На первый взгляд, весьма привлекательной является позиция, согласно которой смысл жизни человека состоит, прежде всего, в труде на благо общества. Тем более, что в советский период развития нашей страны такой подход усиленно проводился всеми пропагандистскими средствами. Однако при этом как бы забывается собственно развитие самого человека как самостоятельной и целостной личности. Его пытались превращать в послушный винтик общественного целого, манипулировать им в каких-то произвольно заданных «социально-значимых» целях.

В современных условиях многие мыслящие люди так или иначе приходят к идее о том, что смысл жизни - в полноте творческой самореализации человека. А именно, в деятельности продуктивной, сознательной, утверждающей в человеке чувство хозяина своей судьбы, порождающей в нем уверенность в полноте бытия, в осмысленности и оправданности своего существования.

Таким образом, при всех зигзагах исторического развития человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Конкретные смыслы жизни могут меняться в ходе развития человека, главное - творить, реализовываться, развиваться, не стоять на месте.

3. Личность: свобода и ответственность

Рассмотрение проблемы логично начать с уяснения самого понятия «личность», для чего следует соотнести его с такими на первый взгляд близкими к нему понятиями «человек», «индивид» и «индивидуальность». С помощью данных понятий человек характеризуется сначала как особь, затем как уникальность (проявляющуюся во всем богатстве его особенностей), в последней своей ипостаси, выступая в качестве личности, человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений.

Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но реально влияет на поведение человека. Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества.

Человек учится выполнять особые социальные роли, которые имеют ярко выраженный культурный контекст и сильно зависят от стереотипов мышления. В европейской традиции становление личности шло через этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности, корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

Однако процесс становления и развития личности происходит не только за счет социализации, но и путем индивидуализации. Об этом долгое время очень мало писалось в нашей философской литературе. Вместе с тем сегодня вполне понятно, что без полноценной индивидуализации просто невозможно становление нормальной развивающейся личности. Ведь личность ценна не только как социальное существо, но и как индивидуально-самобытное, уникальное.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно. Однако подлинный смысл человеческой уникальности связан более с внутренним духовным миром человека, чем с его внешними биологическими характеристиками. Уникальные черты личности связаны как с наследственными особенностями (дарования, тип характера), так и с неповторимыми условиями микросреды, в которых формируется личность.

Все это создает неповторимый личностный опыт. Индивидуальность есть не простая механическая сумма всех особых характеристик личности, но их сплав, устойчивая система. Она не имеет завершенного характера, ибо в течение своей жизни человек постоянно развивается, совершенствуется. Сегодня вполне ясно, что разнообразие человеческих индивидуальностей - принципиальное условие успешного развития современного общества.

В структуре личности можно выделить:

1) физическую личность или «физическое «Я» как телесную организацию человека, основывающуюся на телесных свойствах и самоощущениях;

2) социальную личность, складывающуюся в общении людей и вырастающую из системы социальных ролей;

3) духовную личность - внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение, образуя определенные социальные типы личностей.

Можно выделить также определенные социальные типы личности:

Деятели, для которых характерны активные действия, выражающиеся в изменении мира, других людей и самого себя;

Мыслители, мудрецы, которые приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять;

Люди чувств и эмоций, гениальные прозрения которых зачастую опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов;

Люди, сделавшие делом своей жизни милосердие, они характеризуются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека и желанием служить людям.

Естественно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поля его деятельности - это результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом, соотношение свободы и ответственности в ее социальной деятельности.

Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями.Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: этическом, политическом, экономическом и др. Философский аспект связан с решением вопроса о том, насколько детерминирована и самоопределяема личность в своих поступках. В ответе на данный вопрос сталкиваются две противоположные концепции - социального детерминизма и индетерминизма. Жаркие споры между представителями этих концепции не утихают еще со времен античности.

Первая из указанных концепций исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь полностью определяет как мысли, так и поступки личности. Такая позиция фактически ведет к фатализму, т.е. вере в судьбу. Вторая же концепция полностью или частично отвергает такую детерминацию, считая, что действия личности зависят прежде всего от его свободной воли, что ведет фактически к волюнтаризму, т.е. к оправданию своеволия, доходящего до произвола.

Пытаясь преодолеть сложившееся противоречие, Спиноза в свое время определял свободу как познание необходимости: чем полнее и глубже познает личность закономерности окружающей его действительности, тем более свободна она в выборе своих действий. Гегель с диалектических позиций преодолел метафизическое противопоставление необходимости и случайности, показав, что случайность - не продукт нашего незнания, а существует объективно и является формой выражения необходимости, ее дополнением.

Используя эти положения классиков философии, диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает ее строго детерминированной системой реальных объективных возможностей. В границах этих возможностей личность свободна делать свой выбор. Иногда это ведет к диаметрально противоположным последствиям. Но это всегда выбор самой личности, которая должна нести за него ответственность (политическую, экономическую, правовую или нравственную) перед обществом и перед собой. Мера такой ответственности может оказаться чрезвычайно большой.

Провозглашая высшей ценностью права и свободы человека, правовое государство обязуется их соблюдать и защищать. В свою очередь каждый гражданин имеет обязанности перед другими людьми, обществом, государством, поскольку как без прав нет и не может быть обязанностей, так и без обязанностей нет и не может быть прав в нормальном обществе.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов:

Это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой;

Это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в свой мир;

Человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы;

Отношения совпадения интересов личности и общества в обретении свободы.

От гр.: a - не и gnosis - знание

От лат. transcendere - выходящий за пределы чувственного опыта.

От гр. apologias - оправдание, защита

От лат. pater - отец

От гр. teos - бог и logos - учение, т.е. богословие.

От лат. schole - школа

От лат. realis - действительный.

От лат. nomina - имя, название.

От гр. theos - Бог, kratos - власть

От лат/ humanus - человеческий.

От гр. рan - все, theos - Бог

От гр. empeiria - опыт.

От лат. induktia - наведение.

От лат. ratio - ум, разум.

От лат. deduktio - выведение.

От лат. sensus - ощущение.

От лат. apriori - до опыта, изначально

Название происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, умеющего истолковывать волю богов.

От лат. verus - истинный и facio - делать

От лат. falsus - ложный и facio -делать

От гр. paradeigma - пример, образец

От гр. nous - разум и sphaira - сфера

От гр. «антропос» - человек, лат. «социум» - общество, гр. - «генезис» - происхождение, развитие. - триединый взаимосвязанный процесс возникновения человека и общества.

От лат. «скепсис» - сомнение

Общество и природа находятся в постоянном взаимодействии. Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных. Узнаем, в чем заключается взаимосвязь общества и природы, что такое экология и какие варианты защиты Земли существуют.

Природа

Существует два определения данного понятия:

  • в широком смысле: мир во всех его формах и проявлениях;
  • в узком смысле: естественные условия жизни человека, или биосфера.

Рассматривая этапы развития человечества, можно проследить, какими были отношения общества и природы.

  • первобытность: человек уважительно относился к природе, обожествляя ее, и не мог наносить ей серьезный вред;
  • с развитием науки и техники человек все больше вторгался в окружающую его природу, используя ее ресурсы;
  • сложился новый общественный уклад, в котором природные ресурсы стало выгодно добывать – для продажи и получения средств.

Сейчас можно говорить о настоящем экологическом кризисе. Наступила дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, возникновение озоновых дыр – эти и многие другие проблемы отражают новую обстановку.

Экология

Загрязнение окружающей среды затрагивает все сферы жизни и заставляет общество разрабатывать способы ее защиты. Существует целая наука - экология, изучающая взаимодействие общества и природы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экологические проблемы современности:

  • климатические изменения
  • исчерпание полезных ископаемых;
  • загрязнение пресной воды;
  • загрязнение земли и воздуха;
  • уменьшение озонового слоя;
  • радиационное загрязнение;
  • исчезновение многих видов растений и животных и многие другие;
  • распространение опасных вирусов.

“Чумой” 20 века стал СПИД, лекарство от которого до сих пор не изобретено. Современная медицина, несмотря на имеющиеся технологии, способные продлить жизнь человека. не способна уменьшить количество больных, число которых постоянно растет.

Причины экологических проблем:

  • бурная хозяйственная деятельность человека;
  • техногенные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году);
  • истребление растений и животных с целью получения выгоды (морская корова, голубая антилопа и другие).

Научно-технический прогресс способствует исчезновению 50 тысяч видов растений и животных в год. Сжигаемое заводами топливо загрязняет почву и воздух вредными веществами: серой, золой и пылью.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде , ее защите и охране:

  • разработка безотходных технологий, очистных сооружений;
  • составление Красных книг;
  • уменьшение использования ядохимикатов;
  • разработка экологических программ.

В мире создаются специальные организации по защите окружающей среды:

  • 1948 г. Международный союз охраны природы;
  • 1971 г. международная организация “Гринпис”;
  • Всемирный фонд дикой природы.

Эти организации занимаются созданием национальных парков, защищают от истребления редких животных, проводят пропаганду защиты живой природы от отходов фабрик, заводов.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему по обществознанию «Общество и природа», мы узнали, что общество неразрывно связано с природой и его существование напрямую от нее зависит. Но человек, развивая хозяйственную деятельность, осваивая природные ресурсы, загрязняя землю, воздух и воду подвергает большой опасности свою жизнь, создавая тем самым глобальные экологические проблемы. Решение этих проблем – одна из главных задач современных государств.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 311.

Из видеоурока «Общество и природа» вы узнаете о том, что такое ноосфера, какие природные факторы влияют на природу, почему есть материалисты и какие взгляды они имеют. Преподаватель объяснит термин «экология», расскажет о его истории. Также вы поймете, каким образом общество влияет на природу.

Тема: Общество

Урок: Общество и природа

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – «Общество и природа». Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.

Давайте для начала определим, что мы называем природой. Так же, как и в случае с обществом, есть два определения природы – в широком и в узком понимании.

В широком смысле природа – это Вселенная, весь материальный мир. В узком природой называется та часть объективного мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни. В узком смысле слова природой называют биосферу. Этот термин в 1875 году ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс.

Точно так же, как общество, природа является саморазвивающейся системой. Ее частями являются литосфера, гидросфера и тропосфера (рис. 1). Природа постоянно развивается.

Рис. 1. Структура биосферы

Отношение к природе в истории общественной мысли неоднократно менялось. Для античной философии характерна идея гармонии человека и природы как живого, одушевленного и упорядоченного Космоса.

В средневековой Европе господствует концепция ущербности природы как результата грехопадения человека. Бог и природа противопоставлены. Природа – последнее, низшее звено лестницы.

Мыслители эпохи Возрождения вновь отождествляли бога и природу. Такая концепция называется «пантеизм».

В раннее Новое время был выдвинут лозунг «Назад к природе», который был популярен по политическим и этическим причинам. Французский философ Жан-Жак Руссо (рис. 2) считал, что наиболее естественен природный человек. В XX веке эту идею восприняло движение «зеленых».

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время появилось так называемое преобразовательное понимание природы, выраженное во фразе «Природа – не храм, а мастерская». Но с этим были согласны не все.

В XVIII веке шведский биолог Карл Линней (рис. 3) в своем труде «Система природы» вводит человека как особый вид homo sapiens. Американский физик и социолог Бенджамин Франклин (рис. 4) дает определение человека как «животного, делающего орудия» (toolmaking animal), а Чарлз Дарвин создает теорию эволюции, согласно которой человек является неотъемлемой частью природы.

Рис. 3. Карл Линней

Рис. 4. Бенджамин Франклин

В XX веке появилась концепция «ноосферы» – «царства разума». Термин ввел в 1927 году французский ученый Эжен Леруа, а его популяризатором и самым известным сторонником теории ноосферы стал В. И. Вернадский.

Кстати, нередко теорию ноосферы поддерживали философы, взгляды которых трудно назвать материалистическими. В середине XX века одним из активных сторонников этой теории был теософ Пьер Тейяр де Шарден.

Как бы мы ни воспринимали человека – как часть природы или как ее антитезу, – все равно мы признаём, что природа и общество влияют друг на друга. Существует специальная научная дисциплина экология. Так называют сложное объединение научных дисциплин, исследующих взаимодействие живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой.

Этот термин был введен в 1866 году одним из последователей Ч. Дарвина, немецким зоологом Эрнстом Геккелем (рис. 5), который определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде. Мы с вами, конечно, говорим в первую очередь не просто об экологии, а о социальной экология – дисциплине, лежащей на стыке естественных, технических, гуманитарных и общественных наук.

Рис. 5. Э. Геккель

Как общество влияет на природу? Оно:

Изучает и использует природу, постоянно расширяя объем и пределы ее использования;

Влияет на структуру окружающей среды;

Влияет на восстановление природы.

Природа, в свою очередь:

Дает средства к существованию;

Влияет на размещение производительных сил;

Влияет на развитие общества;

Может уничтожать результаты человеческой деятельности.

Конечно, степень зависимости общества от природы в процессе развития сокращается. Первые попытки преобразования природы в виде строительства каналов древние египтяне и жители Месопотамии предпринимали еще в IV тысячелетии до нашей эры.

Однако следует учитывать, что природа остается важнейшим фактором общественного развития. Об этом и других факторах социального развития мы поговорим в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Премия Дарвина

Как известно, Чарлз Дарвин считал, что человек и обезьяна имели общих предков. Некоторые наши современники совершают столь идиотские поступки, что иногда кажется, что животные умнее человека.

Таким людям, которые совершили самые идиотские поступки с летальным исходом для себя, присуждается Дарвиновская премия. Среди лауреатов – человек, который попытался распилить гранату; преступник, который спрятался от полиции, перебравшись через стену тюрьмы. В 1982 году премию присудили пожилому американцу, который решил полетать на 50 метеорологических шарах, правда, остался жив.

Владимир Иванович Вернадский

Говорят, время энциклопедистов прошло. Но был в истории нашей страны в ХХ веке ученый, которого часто называют последним энциклопедистом.

Это Владимир Иванович Вернадский (рис. 6). Философ, ученый-геохимик, он был одним из создателей и лидеров партии кадетов, входил во временное правительство Керенского в должности заместителя министра. Организатор и первый президент АН Украины, основатель и ректор Таврического университета.

Рис. 6. В. И. Вернадский

Условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу: всеобщее равенство, демократия, выход в космос, открытие новых источников энергии, прекращение войн.

Природа мстит человеку?

Нередко кажется, что природа как бы мстит человеку. Катастрофы следуют одна за другой. Но подобные катастрофы бывали и раньше.

В 1883 году произошло извержение вулкана Кракатау (рис. 7), которое практически уничтожило остров. Если до извержения это была гора высотой в несколько сотен метров, то теперь это три острова, разделенные морем (рис. 8).

Рис. 7. Вулкан Кракатау

Рис. 8. Кракатау после извержения

Но это не означает, что люди никак не влияют на подобные катастрофы. В 1980-е годы в СССР была предотвращена возможная катастрофа, вызванная предполагаемым поворотом сибирских рек в Среднюю Азию. Сегодня аналогичный проект реализуется в Китае.

Литература к уроку:

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.



Copyright © 2024 Наш непознанный мир.