Розарий

20.1

Святой Розарий

Издавна во время богослужений народ приветствовал Богородицу различными воззваниями, в особенности словами Ангельского приветствия, многократно их повторяя. В IX веке на латинский язык был переведён акафист Благовещению, и это послужило ещё большему распространению на Западе таких форм приветствия Девы Марии.

Сущность молитвы Розария – в созерцании 20 тайн из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Помощью в размышлениях является многократное повторение основных христианских молитв.

Классические чётки Розария

Классические чётки Розария

Розарий можно читать не полностью, а по одному виду тайн в день. По традиции, Радостные тайны читаются в понедельник и субботу, Скорбные – во вторник и пятницу, Славные – в среду и воскресенье, светлые – в четверг. Розарию посвящён весь октябрь, в котором тайны читаются последовательно.

История появления молитвы

Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Первоначально по 150 бусинам розария читались 150 псалмов Псалтиря, и лишь впоследствии круг был разбит на десятки, разделённые большими бусинами, и вместо псалмов по нему читались уже «Молитва Господня» и «Ангельское приветствие». Современный вид чётки приобрели в XIIIвеке. Наша церковь официально связывает их появление с явлением Девы Марии Святому Доминику в 1214 году. Особую роль в распространении молитвы Розария сыграл орден доминиканцев в XV веке. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой был установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария (празднуется 7 октября). Дева Мария являясь в Лурде (в 1858 году) и в Фатиме (в 1915-1917 годах) подтвердила важность чтения молитвы Розария. И после того как церковь признала чудо явлений Девы Марии  в Фатиме, Розарий был дополнен Фатимской молитвой. Почти век спустя — 16 октября 2002 года Папа Иоанн Павел II, заботясь о развитии христологического характера Розария, добавил к традиционным 15 тайнам ещё 5 Тайн Света, которые по традиции читаются в четверг. Однако важно помнить, что право выбора чтения новой части остаётся за молящимися, другими словами они не обязательные, но рекомендованные.

О чётках Розария
Ирландский розарий

Ирландский розарий

Во время молитвы Розария используются чётки. Классический вариант состоит из заключённых в кольцо 5 наборов (десяти малых бусин и одной большой), а также трех малых, одной большой бусины, распятия и медальона. Существуют и другие разновидности чёток Розария. Так во времена преследования католиков в Англии и Ирландии с 1540 года по 1731 год за ношение католической атрибутики можно было получить серьёзное наказание. Вследствие этого появлялись компактные, скрытые формы розариев, такие как ирландский розарий и кольцо-розарий для скрытого ношения.

Ирландский розарий в отличие от классического полного розария, содержат единственную декаду зёрен и не замкнуты в окружность. С одного конца нити прикреплялся крест, с другого — кольцо для надевания на палец.

Кольцо-розария

Кольцо-розария

Кольца-розарии ещё назывались солдатскими, потому что их часто брали с собой на битву солдаты. Данный тип представляет собой кольцо с десятью отметками и крестом, что означает одну декаду розария. Подобное кольцо носится, как правило, на указательном пальце правой руки и при использовании чаще всего помещается на вторую фалангу пальца для обеспечения свободного вращения кольца. Также встречаются кольца-розарии, составленные из двух частей — собственно кольца и подвижной шины с отметками и крестом. Кольца такой конструкции удобнее в применении и не требуют снятия с первой фаланги при использовании.

Содержание молитвы Розария

В начале молитвы совершается Крестное знамение, целуется крест на четках и читается вступительная молитва Розария:

Благовещение Божией Матери

Благовещение Божией Матери

Господь наш Иисус Христос! Я посвящаю Тебе этот святой Розарий во славу имени Твоего, в честь Пречистой Матери Твоей и для спасения душ.

Затем берется пальцами крест и читается «Апостольский Символ Веры». Далее берется первая бусинка и читается «Молитва Господня». На трех следующих — трижды «Ангельское приветствие» (для умножения веры, надежды и любви). Завершается вступительная часть Розария «Малым славословием».

Посещение Святой Елизаветы Девой Марией

Посещение Святой Елизаветы Девой Марией

После вступительной части объявляется название вида тайн и первой тайны. На большой бусине читается «Молитва Господня», на маленьких десяти — «Ангельское приветствие». В конце каждой тайны произносится «Малое славословие» и прибавляются молитвенные возгласы:

О Мария, без первородного греха зачатая! Моли Бога о нас, к Тебе прибегающих.

И Фатимская молитва:

О, милосердный Иисус!

Прости нам наши прегрешения

Избавь нас от огня адского,

И приведи на небо все души,

Особенно те, кто больше всего нуждаются в Твоём милосердии.

Аминь.

Рождество Христово

Рождество Христово

В завершение молитвы Розария можно прочитать Литанию Деве Марии с антифоном и молитвой или только антифон «Под Твою защиту» и завершающую молитву Розария:

Боже, Твой Единородный Сын жизнью, смертью и воскресением Своим открыл нам путь к вечному спасению. Молим Тебя: даруй, чтобы мы, размышляя об этих тайнах в святом Розарии Пресвятой Девы Марии, последовали преподанным в нем примерам и удостоились исполнения даных нам обещаний.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.

Виды тайн
Сретение Господне

Сретение Господне

Существует четыре вида тайн:

  • Радостные (лат. Mysteria Gaudiosa), в которых размышляется о тайне Божией любви:

1. Благовещение Божией Матери (Лк. 1:30-33).
2. Посещение Святой Елизаветы Девой Марией (Лк. 1:40-43).
3. Рождество Христово (Лк. 2:1.4-7).
4. Сретение Господне (Лк. 2:25-31).
5. Обретение отрока Иисуса в Иерусалимском Храме (Лк. 2:46-49).

  • Светлые (лат. Mysteria Luminosa), в которых размышляется о публичной деятельности Христа:

1. Крещение Иисуса в Иордане (Мк. 1:9-11).
2. Откровение Господа нашего, Иисуса Христа, о Себе Самом на брачном пиру в Кане Галилейской (Ин. 2:9-11).
3. Проповедь Царствия Божия и призыв к обращению (Мк. 1:14-15.22.28).
4. Преображение на горе Фавор (Мф.17:1-5).
5. Установление Евхаристии (Мф. 26:26-29).

Обретение отрока Иисуса в Иерусалимском Храме

Обретение отрока Иисуса в Иерусалимском Храме

  • Скорбные (лат. Mysteria Dolorosa), в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, которая совершилась через распятие:

1. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду (Лк. 22:41-44).
2. Бичевание Иисуса Христа (Мк. 15:16.19).
3. Увенчание Иисуса тернием (Мк.15:17-18.20).
4. Крестный путь (Лк. 23:26-28).
5. Распятие Иисуса Христа (Лк. 23:33-34а.44-46).

  • Славные (лат. Mysteria Gloriosa), в которых прославляется Иисус Христос, через которого и вместе с которым христиане стремятся к вечной жизни:

1. Воскресение Иисуса Христа (Лк. 24:1-6а).
2. Вознесение Иисуса Христа (Лк. 24:50-53).
3. Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2:1-4).
4. Успение Пресвятой Богородицы (Откр. 12:1.10аб).
5. Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой (Лк. 22:28-30).

Крещение Иисуса в Иордане

Крещение Иисуса в Иордане

Каждый вид включает в себя по 5 тайн, таким образом, один круг Розария позволяет размышлять об одном виде тайн. Полный Розарий, включающий в себя все 4 вида тайн, состоит из 4 кругов.

Comments are closed.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост